"Зефир", "Григорий" и другие



 

"Зефир", "Григорий" и другие


Вот сценка. Невысокий толстенький человек, улыбаясь, выходит с поднятой в приветствии рукой из задней двери роскошного чёрного лимузина. То, что это не кто иной, как Никита Сергеевич Хрущёв, догадаться довольно сложно, поскольку до портретного сходства фигуре, мягко говоря, весьма и весьма далеко. Даже шляпа - не знаменитая белая, капроновая, в сеточку, а нечто тёмно-весёленькое в тирольском духе. Пожалуй, если бы не ЗиЛ-111Г, то в жизни бы не угадать, кто это там такой в шляпе.
... Первая большая машина появилась у Никиты Сергеевича в 1938 году, когда он стал первым секретарем ЦК КП(б) Украины. Это был 12-цилиндровый "Линкольн-Зефир", который все почему-то именовали "фордом". На "линкольне" он проездил до начала войны.
После сдачи Киева осенью 1941 года Хрущёв остался не у дел, и как многие члены Политбюро продолжил партийную работу в качестве члена Военного совета ряда фронтов. Каких-то примечательных машин у него в это время не было. Никита Сергеевич ездил на том, что было - на "эмках", 67-х "газонах", а когда появилась ленд-лизовская техника - то и на "ленд-лизе". Говорят, летом он предпочитал открытый юркий "виллис", а в холодное время года отдавал предпочтение крытому и более проходимому "доджу".
В 1944 году наши войска захватили колонну автомобилей, пытавшихся прорваться на запад из "Вервольфа" - ставки Гитлера под Винницей . Среди трофеев оказался американский "Кадиллак-61".
Выпущенный в 1939 году автомобиль, был в свое время приобретён послом Соединенных Штатов в Германии, и почти два года провёл в Берлине, разъезжая по делам посольства. В декабре 1941 года, когда США объявили Гитлеру войну, американское посольство в столице Третьего рейха было закрыто, дипломатический персонал выслан, а посольское имущество, в том числе и автомобиль посла, было национализировано.
Впрочем, нация машину так и не увидела, автомобиль попал в личный гараж фюрера, откуда вскоре, дабы "американец" не мозолил глаза в Берлине, его отправили под Винницу.
Открытый "кадиллак" Хрущеву понравился, он забрал его себе, и после войны ездил на нём вплоть до конца 1949 года, когда его перевели на работу в Москву. Конечно, "кадиллак" у Никиты Сергеевича не был единственной машиной. На официальных мероприятиях первый коммунист Украины выезжал на персональном ЗиС-110 - семиместном кабриолете чёрного цвета, который полагался ему по негласной табели о рангах партийной номенклатуры. Однако если ЗиС принадлежал государству, то "кадиллак" был собственностью лично Никиты Сергеевича, который, уезжая из Киева, взял машину с собой.
В Москва "кадиллак" был продан через комиссионный магазин, а первый секретарь Московского горкома партии пересел в бронированный ЗиС-115. Впрочем, в горкомовском гараже за Никитой Сергеевичем был закреплен и открытый ЗиС-110, точно такой же, какой пришлось оставить в Киеве, только более новый.
Став лидером страны, Никита Сергеевич ездил в основном на советских машинах, однако, когда во время визита в Югославию, отношения с которой были существенно подпорчены ещё во времена Сталина, маршал Тито подарил ему роскошный кабриолет "хорьх-951 А", не отказался принять в дар и иномарку. В ответ Тито получил советский ЗиС-110.
В 1955 году Хрущёв вместе с Жуковым, который в тот время был Министром обороны, приехал в Женеву на конференцию глав стран-победительниц во Второй мировой войне. Официальным автомобилем советской делегации был все тот же ЗиС-110, который, естественно, никакого впечатления на бывших союзников не произвёл. Всё внимание прессы и публики было устремлено на "крайслер" американского президента Эйзенхауэра. Изготовленный в единственном экземпляре специально для этой встречи, белоснежный красавец-кабриолет был столь ослепительно хорош, что по возвращении домой, впечатлённый достижениями американского автопрома, Никита Сергеевич отдал распоряжение в кратчайший срок построить в СССР нечто подобное.
За основу нового советского лимузина был взят "Паккард-Карибьен" 1956 года с мощным двигателем и автоматической коробкой передач, и пару лет спустя, в 1958 году, со стапеля ЗиЛа - Завода им. Лихачёва (переименованный ЗиС - Завод им. Сталина), сошел первый ЗиЛ-111. Еще через два года, в 1960-м, Никита Сергеевич устроил машине и зарубежные "смотрины", взяв её с собой в Женеву на очередную встречу глав стран Европы.
Однако опять новейший по советским понятиям автомобиль никакого впечатления на западную публику не произвел: в капиталистическом мире, где модели машин сменяются со скоростью кадров в киноленте, "ЗиЛдиллак" давным-давно был уже вчерашним днём.
Американская выставка 1959 года в московском выставочном центре в Сокольниках произвела в СССР эффект разорвавшейся бомбы. И хотя на ней была представлена лишь малая часть достижений капиталистического хозяйства, больше мероприятий такого масштаба Хрущёв уже не устраивал. Роскошные "кадиллаки", "линкольны", "бьюики", "империалы" и "форды" были настолько совершенней продукции автопрома Страны Советов, что даже решительно ничего не смыслившему в автомобилях, становилось ясно: советское автомобилестроение отстало от мирового оч-чень намного, если не навсегда.
После закрытия выставки, познакомившей советского человека с цветными телевизорами, джазом, пластиковыми пакетами и вкусом кока-колы, американцы увозить экспонаты не стали. Заморские диковинки, в том числе и автомобили, были по дешёвке куплены советской стороной и втихую распределены между представителями партийной, советской и хозяйственной элиты, а точнее, меж детей этой самой элиты. Так "Бьюик-Инвикта" купил для своего сына председатель ленинградского исполкома, а пластиковый "Шевроле-Корвет" - сын знаменитого конструктора, каскадёр и автогонщик Александр Микулин.
Осенью того же 1959 года Хрущёв уехал с визитом в Соединенный Штаты. Из поездки он привёз роскошный "Кадиллак-Флитвуд 75" красного цвета, с бархатной обивкой салона, кондиционером и прочими прелестями дорогого авто представительского класса. По требованию Никиты Сергеевича советские инженеры вновь стали догонять американский автопром, однако, в конечном итоге, "догонялки" свелись к косметической переделке ЗиЛа-111 и мелким конструктивным доработкам. В остальном же машина, получившая официальный индекс ЗиЛ-111 Г, а в кремлёвском гараже - неофициальное прозвище "Григорий", осталась прежним, морально устаревшим автомобилем. Никита Сергеевич любил автомашины, и редкая его заграничная поездка обходилась без "обновки". Машины Хрущёву частенько просто дарили, но и купить приглянувшийся автомобиль за наличные было для него не в диковинку.
Иномарки у Никиты Сергеевича, как правило, не задерживались. Покатавшись в своё удовольствие, советский "премьер", как его называли на Западе, как правило, дарил их родственникам и знакомым, либо передавал их инженерам на изучение. Так знаменитый "Мерседес-Бенц 300SL" "крыло чайки" (машину так прозвали за характерный размах поднимающихся вверх дверей), был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры. Дело в том, что на автомобиле был установлен революционный для того времени бескарбюраторный двигатель с системой непосредственного впрыска топлива, обычный для нашего времени "инжектор", разгадать секрет которого, к слову сказать, ленинградцы так и не сумели.
Мог Хрущёв и просто подарить хорошую машину неизвестно кому и главное, неизвестно зачем. Ну, скажите, зачем дому-интернату старых большевиков роскошный чёрный "Роллс-Ройс Сильвер Клауд"? А вот Никита Сергеевич взял - и подарил. Наверное, вспомнил, что когда-то на "роллс-ройсе", правда, другой модели, ездил Ленин.
В 1961 году из поездки во Францию, во время которой, в частности, он посетил завод "Рено", премьер привёз небольшой кабриолет "Рено-Флорида". Машина, однако, оказалась тесноватой для коренастого "персека", и Никита Сергеевич подарил автомобиль дочери Раде.
Сыну Сергею был привезён из Италии "Фиат-23ОО", на котором он ездил по Москве. Кстати, именно на этом "фиате", а не на "волге" приехал Сергей Хрущёв на встречу с чекистом, узнавшем о заговоре против Хрущева-старшего и рискнувшего доложить об этом Никите Сергеевичу через сына.
Когда Хрущёв стал пенсионером союзного значения, из всех цековских привилегий за ним пожизненно оставили дачу да одного из "Григориев" - ЗиЛ-111 Г.
На сегодняшний день известны лишь три автомобиля, некогда принадлежавшие Хрущеву. Два из них - "Линкольн-Зефир" (он, кстати, после Хрущёва попал в семью академика Патона, и многие годы служил там верой и правдой) и киевский ЗиС-110 находятся сейчас в коллекции киевского клуба "Автомузей".
"Пенсионный" же ЗиЛ-111Г, в конце концов, попал в Рижский Мотор-музей, где и по сей день его можно увидеть среди прочих экспонатов.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra