"Мы были мужчинами"



 

"МЫ БЫЛИ МУЖЧИНАМИ"


Едва увидев этот альбом на витрине, я сразу же решил: "Куплю, чего бы это ни стоило!" Даже не открывая обложки, каким-то непонятным образом я понял: внутри будут автомобильные фотографии, да такие, каких мы до сих пор не видели. Альбом выпустили к 90-летию начала Первой мировой войны, и назывался он "1914-1918 Nous Etions des Hommes", что можно перевести с французского как "Мы были мужчинами" или "Мы были людьми".


Должен сказать, что предчувствия меня не обманули: среди нескольких сотен фотографий, сделанных фотографом Жаком Моро на полях сражений, - около двух десятков автомобильных. Много это или мало? Конечно же, много, автомобиль на войне - не такая уж распространенная тематика для того времени.
Да и с именем фотографа связана прямо-таки детективная история. Началось все с того, что в 1968 году в редакцию Larousse пришел старик и предложил купить принадлежавший ему архив фотографий, состоявший из 2308 пластинок малого формата. Все они были посвящены первой мировой войне. Этим человеком и был Жак Моро.
0 личности автора фотографий известно мало. Знаем только, что Моро был фотографом, Профессионалом. Родился в 1887 году, до войны у него были собственное фотоателье и вполне успешный бизнес. В номере Daily Mirror от 14 августа 19U года напечатаны сразу три его фотографии, одна из которых стала легендарной: две девушки, бегущие за солдатами. "Для парижанок - каждый солдат герой", - гласит подпись.
Во время войны Моро служил в SPA - фотографическом отделе вооруженных сил. В списках, датированных 1917 годом, его имя присутствует наряду с именами еще двадцати семи армейских фотографов. С самых первых дней боевых действий Моро сумел широко распространить собственные методы и подходы к работе. Он продавал фотографии во многие газеты и журналы, в том числе и в такие известные, как L'lllustration.
После окончания войны Жак Моро издавал открытки, но узнать что-либо еще об этом человеке оказалось невозможно. По слухам, он то водил поезд, то перемещался с места на место в лимузине с личным шофером. Не дали результатов и поиски сведений о нем в различных архивах и музеях.
Так каким же был Жак Моро? Он снимал интуитивно, следуя рекомендациям цензуры и пропаганды показывать французские войска с наилучшей стороны. На его фотографиях не отыскать трупов французских солдат. Моро любит людей, и ему доставляет нескрываемое удовольствие снимать их. Неравнодушен фотограф и к масштабности панорам. Ему нравится выбирать такие ракурсы и так строить кадр, чтобы наиболее эффектно передать "величественные декорации войны". Моро любит пейзажи после массированных бомбардировок и обстрелов, глубокие окопы, разделительные полосы и траншеи. Он без раздумий переставляет телефон поближе к трупу немецкого солдата, чтобы придать кадру больше выразительности.
Автомобиль в контексте войны на снимках Моро тоже становится могучим инструментом для приближения победы. Машины на фотографиях то грозны и торжественно-величественны, то трогательно-наивны. Но наперекор трагизму первой в истории человечества мировой войны, наперекор смерти, страданию и горю фотографии Моро - это вкус жизни, надежда, радость человеческого общения и дружбы. И, несмотря на все те изобразительные клише, которые свойственны его работам, на всю их спорность, могли сам Моро предположить, что через девяносто лет люди будут пристально всматриваться в его фотографии, безнадежно пытаясь разглядеть в них черты человека, скрывавшегося за объективом старой фотографической камеры?..

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra