Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 3 » "Бенц", "Шпан" и другие

"Бенц", "Шпан" и другие



 
  


"БЕНЦ", "ШПАН" И ДРУГИЕ


ВАДИМ МИХАЙЛОВ


ПУБЛИКАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ КОНСТАНТИН ШЛЯХТИНСКИИ


Первые опыты с "мотором" укрепили меня в моем пристрастии к автомобилю, и я с интересом следил за событиями развивающейся автомобильной жизни Петербурга. Очередным событием, или "гвоздем" этой жизни, являлась гонка моторов, устроенная Обществом велосипедной езды. Состоялась она 11 октября 1898 года (по старому стилю) и отличалась успехом и интересом, которым могли бы позавидовать многие позднейшие состязания.
Участников набралось около 14 человек, но со старта снялись только б трехколесных моторов и один автомобиль-коляска, записанный на состязание фирмой "К. Шпан". Эти 6 конкурентов были господа П.Н. Беляев, Лоде, Мази, Мерль, Степанов и Шнейдеров. Машины у всех были однотипные: трехколесные моторы фирмы "Клеман", снабженные двигателем "Дион-Бутон" в 1 3/4 силы с электрическим зажиганием. Некоторые из участников имели дополнительные аккумуляторы. Автомобиль "Шпана" был фирмы "Бенц" в шесть с половиной сил, четырехместный фаэтон. Двигатель был одноцилиндровый, находился в задней части экипажа и передавал движение колесам посредством двух ремней (две скорости) и двух цепей классического типа. Охлаждение было водяное, зажигание электрическое, шины сплошные, тонкие. Автомобиль имел крайне громоздкий вид, чего, к счастью, нельзя было сказать про трехколески.
Старт был назначен на станции Александровка Варшавской железной дороги в 11 часов утра. Выгрузка шести моторов из поезда, привезшего участников, представляла довольно оживленную картину, в которой деятельное участие принимали не только господа мотористы, но и совершенно посторонняя публика, как местная, так и приехавшая из Петербурга. Для такого любителя автомобиля, как я, зрелище было прямо захватывающее. Как теперь помню: меня более всего поразила решительность Мази, поехавшего на своем моторе прямо по железнодорожной платформе, к великому ужасу железнодорожного жандарма, не ожидавшего такой профанации.
Трехколески, весело посвистывавшие, когда их вели "за повод", заинтересовали всех, и утренний отъезд наш на станцию Александровка по Варшавской железной дороге, а также прибытие к месту старта собрали изрядную толпу, смотревшую с удивлением и интересом на невиданные самокаты и на их более или менее оригинально одетых всадников. Как теперь помню особенно поразившую меня обувь Мерля, составленную из каких-то хитросплетенных ремешков на итальянский лад. Оживление и веселье царили неподдельные и шуткам не было конца, когда мы на шоссе узрели величественно возвышающегося средь белых снегов "Бенца" и подле него - точно вожака подле слона - господина и повелителя этой махины Лаврентьева, представителя фирмы "Шпан".
Через несколько минут значительная толпа заполнила шоссе и среди всеобщего оживления, треска моторов и шума работающего на славу и на месте "Бенца" началась перекличка. На старте выстроились: фон Лоде, Шнейдеров, Степанов, Беляев, Мази, Мерль и, наконец, "Бенц" сзади. Судьями были: доктор Клименко, секретарь Общества велосипедной и автомобильной езды генерал-майор Гельмер-сен, Д.С. Малявко и еще несколько лиц. Наконец ровно в 11 часов пускают первого гонщика первой в России гонки моторов.
Господин фон Лоде быстро трогается в путь - но, увы, первый блин комом: тут же на глазах всех мотористов задевает за встречные сани и благополучно перевертывается со своим мотором в снег.
Общее смятение. Пострадавшего поднимают - г-н фон Лоде невредим, а у мотора погнуты ось и колесо.
Вторым трогается Шнейдеров, за ним, через две минуты каждый, - все остальные. Мерль перед тем, как тронуться, с опаской поглядывает на страшилище - "Бенц", непосредственно за ним содрогающееся в предгоночном азарте, и затем быстро трогается в путь, а за Мерлем под управлением Лаврентьева - массивный "Бенц".
Гонщики скрылись в туманной дали, а оставшиеся начинают гадать о победителе и о времени пробега. Минут через 40 возвращается Мази, объяснив, что вследствие поломки мотора он боится ехать дальше... Начинаются новые ожидания. А.П. Нагель сооружает из снега громадную фигуру, в которую Мази втыкает вместо рук оставленные гонщиками щитки моторов. Публика хохочет. "Казак", - решает Мази, и действительно, подбоченившееся чучело сильно смахивает на Тараса Бульбу.
Но вот незадолго до 12 часов на горизонте появляется черная точка, быстро приближающаяся к финишу. Сомнения нет, это гонщики... Дорогу расчищают, публика шпалерами выстраивается по краям шоссе, и через минуту, вздымая снежную тучу задними колесами, подлетает к старту Павел Николаевич Беляев на своем верном "Клемане". Все его окружают, жмут руки и с любопытством оглядывают мотор. Время П.Н. Беляев показал очень хорошее, одолев дистанцию около 40 верст в 1 час 33 мин.
Через некоторое время является и второй гонщик - г. Степанов. Еще издали его можно было узнать по блестящим пуговицам куртки. Третьим очень резвым ходом прилетает Альфонс Мерль. По расчету его время оказывается лучшим, чем время Степанова, и он объявляется взявшим второй приз, а Степанов - третий. Четвертым приходит Шнейдеров. Господа Мази и Лоде, как сказано, гонку не окончили. "Бенц" прошел дистанцию, конечно, менее резво, чем трехколески, а именно в 2 часа 11 мин. Но при весе в 50 с лишком пудов и при тонких сплошных шинах, врезавшихся в снег, время это почтенно. По прибытии к финишу, когда замерзшие спутники Лаврентьева сошли, я не преминул вскарабкаться на "слона" и проехал с ним до станции - и, таким образом, первый раз в жизни прокатился на автомобиле.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra