Краткая справка:
"Норд Кап" (Норвегия) - крайняя северная точка Европы (71о10'21" широты)
Маршрут: Беларусь (Минск - Новополоцк)
Россия (Санкт-Петербург - Выборг)
Финляндия (Каджаани - Лапландия - Инари)
Норвегия (Норд Кап - Хоннингсвар - Тромсо - Фауске - Мосджоен - Трондхайм - Бриксдалсбриен - Берген - Осло)
Швеция (Стокгольм - Нунасхамн)
Польша (Гданьск - Варшава - Тересполь)
Беларусь (Брест - Минск)
Протяжённость маршрута - 7337 км., 17 дней
Честно говоря, в школе никто из нас особо не интересовался, какая точка в Европе является самой северной. Да и позднее нас больше привлекали пиво, рок-н-ролл и... ну, вы понимаете. Изменения в сознании произошли, когда на "Норд Кап" съездили наши одноклубники с Украины. Рассказы Андрея "Гоблина" и Толика "Рок-н-ролла" о красотах северной природы не просто увлекли. Скажем прямо - потрясли! "Значит нам туда дорога!.." - как поётся в старой песне. Но, по порядку...
Подготовка.
Первое: не забудьте перед поездкой заработать денег! Скандинавские страны - это вам не Украина с отличной водкой за два доллара и шикарной закуской за три. Так что деньги вам понадобятся, и чем больше, тем лучше.
Второе: не хотелось бы обижать их Королевские Величества Норвегии, но с посольской службой у них как-то не очень. А особенно там, где их посольств нет, и за них работают "друзья" из Евросоюза. Документы на визы мы подали заранее, но поленились или не додумали что-то и подали документы не в норвежское посольство в Киеве или Москве, а в французское у себя в Минске. Чтобы доказать, что мы не лесорубы и не нефтяники, едущие на заработки, пришлось даже носить в посольство журналы (первым - "Bike Freak") с нашими фотографиями. Впрочем, это только усугубило ситуацию. Французы не хотели пускать байкеров тратить деньги в Норвегии. Короче говоря, в планируемый день выезда французы всё ещё проверяли, оплачены ли у нас гостиницы по маршруту, тем самым, срывая все планы и, естественно, заставляя нас "попасть" на эти самые оплаченные гостиницы, в которые мы из-за них не успевали попасть. Так что первые непродуктивные затраты появились ещё до выезда из Минска.
На следующий день они визы всё-таки дали, но не всем. Диме "Слону", который должен был ехать на автобусе технической поддержки, визу не дали. Наверное, думали, что тогда и остальные не поедут. Не тут-то было! На автобус сел Игорь Виленчик и все, кроме расстроенного "Слона", тем же вечером тронулись в путь. Чтобы не пропадал зря отпуск, Дима поехал кататься по Украине и Польше.
Кстати, после выходных ему позвонили и попросили принести паспорт, что бы всё-таки поставить визу. Но он был уже в Киеве и сильно матерился по этому поводу.
Список участников:
Роман Иванович (Honda "Pan European 1100")
Вова Сиваков (Honda "Pan European 1300")
Сергей "Осип" Осипенко (Yamaha "FJR 1300")
Алексей Редькин (Yamaha "FJR 1300")
Игорь Виленчик (пришлось ехать на автобусе с вещами и прицепом)
Начало:
Получив паспорта с визами, в 20:30 выехали из Минска, Доехали до Новополоцка и здесь заночевали в гостинице "Нафтан". Конечно, прежде чем уснуть, поужинали, правда, на удивление скромно - выпили только пива и разошлись спать. Видимо сказался день перед отъездом, когда с помощью виски заливали горе от того, что вовремя не получили визы. Планируем выехать завтра в шесть.
Встать в шесть утра не удалось. Ну не судьба, и всё тут. Всё равно совершили подвиг - из Новополоцка выехали в 8:30. До границы с Россией добрались быстро, а вот на границе зависли часа на полтора. И так бывает с братьями-славянами.
Погода по дороге радовала. 28 градусов, солнышко, ни одной капли дождя. По пути встретили Васю "Одиночку" из Минска. В прошлом году он, как всегда один, тоже пытался доехать до "Норд Кап", но его депортировали из Финляндии за превышение скорости. Пожалуй, скорость превышать в Финляндии не стоит, а то тоже можем не доехать.
Тут первый раз уронили мотоцикл. Редькин, разворачиваясь, чтобы догнать Васю, либо уснул, либо устал. С чего - непонятно, но стоячий мотоцикл аккуратно положил на бок. Потом мотоциклы роняли все и всю дорогу, но исключительно стоячие и без последствий, даже без единой царапины. Видимо судьба у нас была такая.
Поболтали, рванули дальше и в 19:30 были в Питере. Там нас уже ждал Серёга "Злой" ("Оборотни" MC). Он мягко довёл до нашего сведения, что мы уже никуда сегодня не едем, так как "он нас давно не видел, и стол уже накрыт". Так что... На границу в Выборг, до которой оставалось 180 км, решили ехать завтра и, как всегда, "рано утром, сразу как проснёмся".
Финляндия
Выпили, конечно, крепко. Ну, со "Злым" по-другому и не могло получиться, а раз он нас давно не видел: Короче, Володя и Рома спать так и не ложились. Кое-как продрав глаза тем, кто всё-таки спать ложился, в 12:00 выехали. В нашем состоянии 180 км до границы пролетели незаметно.
Познакомились на границе с собакой-наркоманкой. Вспомнили Высоцкого: "...мол, кроме водки, ничего. Проверенный, мол, наш товарищ". И без особых проблем попали в Финляндию, если конечно не считать проблемами то, что, глядя на наши рожи, с нас всех быстренько сняли отпечатки пальцев и пробили по компьютеру. Потом таможенники с нами фотографировались и сожалели о том, что в их забытой богом Финляндии нет филиала Rolling Anarchy МСС.
По графику нам оставалось проехать в этот день ещё 500 км. На середине пути Алексей Редькин сел за руль автобуса, а Игорь Виленчик на мотоцикл. Должна же быть справедливость на белом свете!
Тем более, что свет был действительно белый. Точнее, ночи. В полночь ещё практически светло. Вечером попали под небольшой дождь, но вообще с погодой везло на удивление. Дорога хорошая, так что до места нашей следующей ночёвки - городок Каджаани - доехали без проблем. Не радовали только ограничения скорости по трассе и вездесущие полицейские камеры. В гостинице скромно поужинали и легли спать. Правда, встретили русскую девушку, убеждавшую нас, что выпить необходимо, раз уж мы едем "зашибать деньгу" на сборе клубники. Все возражения она отмела сразу, но через некоторое время, допив, свалилась за порогом ресторана. А вот наш организм отказывается "бухать" каждый день. Видимо режим "день через день" его вполне устраивает.
Проснулись часов в десять, позавтракали и тронулись в путь в 11:30. Ехали нудно, не превышая скорости. Хорошо, что никто не заснул за рулём. Изредка накрапывал дождь.
Природа Финляндии очень красивая, так что на обед остановились на берегу какого-то живописного озера.
Вот наконец Лапландия и важный пункт путешествия - Полярный круг. Посетили резиденцию Санта Клауса, накупили сувениров и поехали дальше в сторону ещё далёкого "Норд Кап".
На ночевку остановились в богом забытом городке Инари. Съели по гамбургеру, запили их половиной бутылки виски для дезинфекции и пошли спать. Володя Сиваков пить не стал, что плохо сказалось на утренней побудке.
Норвегия
Из-за своего неожиданно посетившего отвращения к алкоголю, Володя поспать подольше никому не дал. Выехали в 10:00. До Норвегии ехали долго, потому что не торопились, останавливались и осматривали окрестности. Поверьте, они того стоят!
На границе нас завернули на тщательный досмотр. Мотоциклы загнали в гараж, все вещи тщательно "прошмонали", а нас давали нюхать собаке. Наконец отпустили, и мы продолжили путь к намеченной цели.
На место прибыли в районе шести часов. Мемориал "Норд Кап" находится на острове, к которому под морской гладью прорыт туннель. Вообще, туннелей по дороге встречается множество. Треть дороги по Норвегии проходит по этим туннелям. Холодно в них неимоверно, даже стены льдом покрыты, хоть виски их поливай и слизывай. Въезжаешь в туннель при температуре +20о, а внутри -5о. Длиной до 25 км. А ещё они бывают винтовые!..
Но вернемся к "Норд Кап". Северная оконечность острова считается самой крайней северной точкой Европы (71о10'21" широты). Мемориал "Норд Кап" был возведён в 1959 году, но его история началась ещё в начале века. Король Шулалонгкорн государства Сиам (нынешний Таиланд) посетил "Норд Кап" 12 июля 1907 года во время своей второй поездки в Европу для лечения болезней и налаживания будущих дипломатических отношений в странах Европы, включая Норвегию. Во время своего путешествия он навестил короля Хаакона в Христиании (ныне Осло). Посещая "Норд Кап", король и его окружение причалили в бухте Хорвика, в трёх километрах от самых отвесных скал North Cape. Четыре местных моряка отнесли короля по крутой тропинке на самый вверх скалы, где он оставил свою подпись на большом камне. Когда возводился мемориал, он был построен как раз вокруг этого камня, который может считаться первой гостевой книгой "Норд Кап" с автографами посетителей, начиная с 1683 год.
Мотоциклистов на "Норд Кап" приезжает огромное количество, а ещё больше велосипедистов. Нам их было очень жалко на крутых подъёмах горных дорог. Пар от них валит, кажется можно подойти и погреться как от печки. Такое чувство, что это берег Средиземного моря, а не дальний север. Правда и погодой этот год порадовал. Нам даже не пришлось идти смотреть на киноэкране виды "Норд Кап", хотя обычно без этого не обойтись, так как ничего из-за тумана и дождя не видно.
Вволю налазившись по мемориалу, по традиции наклеили стикеры "Rolling Anarchy MCC International" на специальный щит и поехали обратно. Ну не удержались, распили таки бутылочку Шампанского!.. Теперь наш путь должен пролегать по западной части Норвегии в Швецию, Польшу и домой.
По дороге останавливались и купались в Норвежском море, точнее во фьорде. Вода у берега вполне сносная. Хотя какие-то итальянцы нас снимали на камеры, но сами покупаться не рискнули. Люди южные, +20о - это для них мороз. Вообще-то, фьорды - это бывшие котловины, промытые реками. Они были расширены и углубленны в ледниковый период, когда миллионы лет назад огромные массы льда начали менять поверхность земли. Фьорд может протянуться в глубь суши на пару сотен километров. Его глубина может вполне соответствовать высоте окружающих его гор.
Зарегистрированная максимальная глубина составляет 1300 метров.
По дороге к месту ночёвки - рыбацкой деревне Хоннингсваг - неоднократно натыкались на оленей. Судя по тому, как вальяжно они чувствуют себя на дорогах, не исключаются их близкие родственные отношения со священными коровами из Индии. Правда, необходимо отметить, что правила олени соблюдают железно. Ходят только по полосам в сторону своего движения. Но, конечно, не всегда. И у них есть нарушители. А как они лазят по городу прямо через машины, периодически на них гадя... Песня!
В Хоннингсваге сходили в очень неплохой рыбный ресторан, где наконец-то по-человечески поели. В гостинице "маханули" по 100 грамм для лучшего сна и разошлись по койкам.
Позавтракали в отеле. Выехали в 11:00. Часа два ехали под проливным дождём, а потом снова солнце и чудесный вид. Останавливались много, любовались природой и фотографировались. Когда остановились в очередной раз, Серёга неудачно выставил подножку и положил "мотор" на бок. Едем дальше. В какой-то момент решили пересмотреть маршрут движения и заметили, что можем с помощью паромов срезать путь на 110 км. На одном около 40 минут, на втором - 20, а между ними 20 км по берегу. Таким образом, часам к десяти приехали в город Тромсо. При въезде в город заглянули на заправку, а уж тут Рома отличился, с усталости не удержал "мотор" и тоже положил его на бок.
Разместились в гостинице и пошли гулять по городу. Его по-праву называют "северным Парижем" из-за многочисленных ресторанов, баров, ночных клубов и кафе. Действительно, очень симпатичный город. Молодежи и туристов - огромное количество. При знании языка и желании есть чем заняться. Однако, всё же надо иногда спать, так что отправились по номерам. Спать приходится при свете, так как на улице стоят шикарные белые ночи. Фотография сделана в три часа ночи( Редькин на фоне города).
Позавтракали и выехали около 11:00. Этот день ничем не отличался от других. Вокруг всё те же живописные места. Остановились покурить и Володя чуть не уронил свой "мотор", хорошо рядом оказался Редькин, мужественно подставивший свою ногу. А затем, уже в городе на светофоре, Рома крича шёпотом "help, help!..", вновь уронил свой мотоцикл, но всё же был услышан Сиваковым.
Проехали на одном пароме. А паромов здесь - что грязи! А без них никак. Вот так едешь, едешь по дороге, а она заканчивается и всё, только паром.
Приехали в город Фауске, где Рома заметил трёх байкеров при "цветах", но на его размахивания руками они так и не остановились. Потом в Осло выяснили, что Фауске - это такой специальный город, жители которого считают, что Фауске - это и есть настоящая Норвегия, а вся остальная страна - это так, недоразумение.
Заселились в гостиницу, поужинали прямо в номере и легли спать.
Завтрак снова в номере, и в 12:00 с большим трудом выезд. В этот день нам надо было проехать около 300 км, и мы не спешили. Много останавливались, обедали на берегу горной реки, купались, загорали, вода освежающая. Дорога в основном проходила в тоннелях. Правда, проехали и по дороге, построенной во время войны русскими. Там до сих пор вдоль дороги всякие обгорелые "Мерседесы" и танки попадаются. Ночевали в Mosjoen - маленький городишко. Заняться в нём было нечем, так что посмотрели кино и легли спать.
Выехали в 10:00. Дорога та же - всё обалденно красиво. Обедали на берегу очередного живописного озера, ели клубнику - она здесь продаётся на каждом углу, очень сладкая и недорогая. Приключений не было, если не считать, что все нарвались на полицейские камеры и долго ждали полицию. При въезде в город Виленчик на автобусе проскочил оплату за дорогу, затем платил в другом месте. А мотоциклистам бесплатно. Приятно.
Ночуем в городе Трондхайме, древней столице викингов. К огромному своему сожалению, мы не успели на проходивший тут слёт Hells Angels МС. Тронхайм - довольно большой и красивый город, сочетает преимущества крупного города с деревенским очарованием, а его берега омывают воды Трондхаймс-фьорда. После всех городов, в которых мы останавливались, это самый приличный город, и пиво продают после семи вечера. Этим-то мы и воспользовались. Ну а Рома после очередного стакана пива с виски с местными байкерами, "со всеми обо всём договорился". Непонятно, правда, о чём и на каком языке:
Надо заметить, что в Норвегии со спиртным строго, продаётся только в специализированных магазинах и только до семи вечера. Про ценник лучше промолчать, если уж пачка сигарет стоит порядка 9 долларов.
Выехали двумя партиями. Алексей с Сергеем "Осипом" позже, где-то в 11:30, а остальные раньше. Договорились через 300 километров встретится на трассе. Но встретились через 200, причём опоздавшие приехали первыми, проскочив "ранних пташек" где-то по дороге. Ничего удивительного: после вчерашнего "общения" Рома ехал за Сиваковым только потому, что чувствовал запах сала из Вовиного кофра и с затаённой надеждой на опохмел. На горной речке Рому долго не могли сдернуть с камня в середине потока. Он там медитировал. Раньше в таком замечен не был.
А дальше началось самое интересное: дорога троллей. В районе, который начинается от горного плато Хардангервидда и пролегает до шведской границы, ожили сказки с домовыми, ведьмами и парком леших-троллей. Серпантин, красота, душа поёт!
Немножко сказки.
Далеко на севере, там, где зимние штормы с Ледовитого океана разбиваются о суровые берега, находится одна протяжённая страна. В наши дни та страна покрыта снегом и льдом лишь зимой, но когда-то давным-давно здесь лежал тысячелетний ледник и охранял эту страну. Когда климат потеплел, он отполз на север, а на его место пришли люди с юга. Они поселились здесь и назвали страну Норвегией, что означает "дорога на север". Себя они назвали "нурменн" - северные мужчины. Они видели, насколько красивой была эта страна, и думали, что они были её самыми первыми жителями. Но вскоре люди обнаружили, что страна уже населена множеством удивительных существ, живших в самых невероятных местах. В горах - а их тут было множество - жили тролли. Некоторые из них были великанами - деревья и мхи росли на их головах и носах. Другие были маленькими.
Встречались также двух- и трехголовые тролли, а некоторые имели всего-навсего один глаз во лбу. И все они были очень старыми. Их можно было увидеть лишь ночью или в сумерках, так как эти существа не переносили дневного света. Если они не успевали спрятаться в горах до восхода солнца, то рассыпались или превращались в камни. Тролли были похожи на людей, но имели только по четыре пальца на руках и ногах. Они были мохнатыми и щетинистыми и имели длинные крючковатые носы. Тролли были страшны с виду, но простодушны и доверчивы. Гнев троллей не знал границ, поэтому важно было поддерживать с ними дружеские отношения. Не было пощады тому крестьянину, который не выказывал достаточного уважения. Тогда и ему, и его хозяйству было не миновать бед и разрушений. Поэтому в канун Рождества крестьянин выставлял за порог полную миску каши, которая всегда оказывалась съеденной. Даже в наши дни считается разумным находиться в дружеских отношениях с троллями.
И вот мы в этом самом красивом месте. Везде стоят знаки "Осторожно! Тролли!", а серпантины просто невозможно описать. По этим серпантинам ехали целый день. Ещё и заблудились - немножко, километров на семьдесят. Но это был первый раз почти за 5000 км, и мы сами себя простили.
Двадцать минут на пароме, и мы в отеле, расположенном в живописнейшем месте прямо на берегу моря. Хозяева отеля - литовцы, муж и жена - надоумили нас с утра съездить на расположенный рядом ледник. С тем и пошли спать.
Всё по-старому: завтрак, сборы и отъезд. Но сегодня "Осип" отбился от коллектива и на ледник не поехал, а рванул сразу же в Берген. А мы "тихим сапом", подгоняемые Ромой, поехали на ледник Бриксдалсбреен - жемчужину Нурфьорда - якобы на часик. И задержались там до 18:00. Ледник начинается на высоте более километра и заканчивается в небольшой затоке. Талая вода в ней необычно голубого цвета. Потом всё это превращается в систему горных ручьев, речек и водопадов.
Очень красиво и познавательно оказалось на леднике. Одели нас во всё необходимое обмундирование: каски, тросы, ледорубы. Всё это выдали на прокат и всего за 300 крон. Да, Рома наклеил на все каски по логотипу "Rolling Anarchy". Он ими метил территорию по всему пути следования. Затем во всём этом обмундировании мы отправились на ледник, гуськом, связанные между собой страховкой. Рома хотел идти первым в связке, но всё перепутал и в результате оказался последним. Сначала он расстроился и обиделся, но инструктор объяснил, что последний - самый важный. Именно он должен не допускать провиса верёвки и всех держать. Естественно, Рома перестарался и пару раз всех уронил. К счастью, все были в мотоциклетных штанах с защитами и ничего себе не повредили. Но зато как был горд Рома!
А Серёга тем временем ждал нас в Берге, и мы всё-таки к нему приехали, но в 23:00. Город представляет из себя смесь достопримечательностей. Он уютен и интернационален, да настолько, что местные жители считают Берген чуть ли не отдельным государством. Город построен между семью высокими горами. Проехались по ночному Бергену и отправились ночевать в гостиницу. Город показался нам очень даже интересным. Решили с утра в нём немножко задержаться. Хочется отдельно отметить какой в этих местах серпантин. Просто - ух!
Завтрак. Прогулка по утреннему Бергену, с заходом на рыбный базар. Центром Бергена является гавань, бухта и причалы, ну и, конечно, рыбный базар. Изобилие, но цены дороже, чем в магазине. Всё для любимых туристов! Да и продавцы один в один с теми, что торгуют в Минске на "Комаровке" или в Москве на "Черкизовском". И по-русски говорят так же плохо.
В полдень тронулись в сторону Осло. Под Осло, километров за сто, попали под дождь. Решили надеть дождевики, и во время переодевания мотоцикл "Осипа" со всего размаха рухнул на асфальт. То-то он потом ревел как пострадавший, а виноват сам - на скорость не поставил, он и покатился. Что за "падучая" нас преследовала? Непонятно...
Встретили нас в Осло Славек из Варшавы со своим сыном Радеком. Ну и те, кто ждал нас с особым нетерпением - наш норвежский филиал. Все вместе поехали в гости к Дагу. Там сели за стол и оторвались по полной программе. Заодно выяснили, что делать с автоматическими фотокамерами по дороге: "Just smile!" Кстати, полицейских за всю дорогу мы не встретили ни одного.
Проспали до двенадцати часов, позавтракали. Приехали норвежские одноклубники и устроили нам экскурсию по городу и музеям. В Осло имеется множество ресторанов и международных дискотек, шумных трактиров, интересных музеев, красивых парков. Выехать в тот же день из Осло у нас пропала всякая надежда. Часов в пять вечера поехали домой к Геру, который живет за городом в своём доме километрах в тридцати от Осло. Приехал Эйнар. Эйнар и Гер работают в школе. Вот такие обаятельные бородатые учителя-анархисты. А ещё Эйнар коллекционирует старые автомобили.
Поужинали "по-мужски": пожарили мяса, попили водочки и около полуночи пошли спать.
Дорога к дому.
В шесть подъём, в семь выехали от Гера. Дороги по Швеции прямые и хорошие, ограничение скорости до 110 км/час, всё быстрее, чем в Норвегии. К трём часам были в порту Нунасхамн, в пятидесяти километрах от Стокгольма. В четыре погрузились на паром, разместились, поужинали. Тут вдруг осознали, что уже настало время "дьюти-фри-виски", раз так в десять дешевле, чем на земле. Пошли в бар и там-то отличились: "Нам 5 по 100 грамм!" и так много раз. Как и когда легли спать - вряд ли кто вспомнит.
На следующий день проснулись в полном "коматозе". Позавтракали и начали собираться на выгрузку с парома. Выгрузились и рванули из Гданьска в Варшаву. Часам к восьми были в Варшаве на слёте у клуба Steel Roses MC. Там нас уже встречал и Дима "Слон", приехавший с Украины, и Андрей "Гоблин" с Толиком "Рок-н-роллом", присоединившиеся к нему по дороге, и остальные наши одноклубники из разных стран. Ну, а на слёте было всё как обычно и бывает на слётах. Все два дня. Посидели на славу, но с большим ущербом для здоровья.
В воскресенье утром прыгнули на мотоциклы и одним духом добрались домой, в Минск. Кажется, в классике это звучало так: "Усталые, но довольные дети возвращались домой".
Вот так закончилось наше путешествие на "Норд Кап". Впечатлений - море, и всем желаем того же.
|




























|