Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 4 » Пожарные паро- и электромобили

Пожарные паро- и электромобили



илл.


Пожарные паро- и электромобили
в Европе





илл.

Самоходный паровой пожарный насос "Magirus". Примечателен указатель поворота, помещенный вверху на штанге - в те времена вполне обычное приспособление. 1904, Германия.


Конец XIX и начало XX века ознаменовались прорывом в техническом оснащении пожарных частей Европы. Идея создания движущегося пожарного экипажа возникла тотчас же после изобретения паровой машины. Реализовать ее, однако, оказалось весьма непросто. Вначале энергия пара была с успехом использована для приводов пожарных насосов, производительность которых сразу же в десятки раз превысила производительность предшественников, приводившихся в действие вручную. Первый паровой насос был изготовлен в 1829 году англичанами Брайт-Уайтом и Эриксоном, однако еще несколько десятилетий столь мощное и прогрессивное для своего времени средство пожаротушения вывозилось на пожар по старинке на конной тяге.



илл.

Самоходный паровой пожарный насос. Рядом с паровым котлом хорошо видны сложенные в жестяные ящики дрова и мелкая стружка для его растопки. На месте применения насос топили тяжелой нефтью. Поскольку на автомобиле не было никаких устройств для выработки электроэнергии, освещение производилось керосиновыми фонарями. 1910, Германия.


Первая удачная попытка создания самодвижущейся паровой машины относится лишь к середине XIX века.Внешне этот обслуживавшийся двумя машинистами агрегат напоминал паровоз.Невысокая скорость еще не позволяла ему прибывать на пожар раньше конных упряжек, однако технический прогресс не стоял на месте, и к концу века пожарные паромобили, несмотря на все свои недостатки, заняли заметное место в пожарных командах крупных и богатых европейских городов, значительно потеснив лошадей. Одним из этапов развития паровых экипажей стало их применение для доставки на пожар не только собственно парового насоса, но и автолестниц, и боевого расчета с необходимым инструментом.



илл.

Пароавтомобильная поворотная лестница. По техническим соображениям паровой котел размещался прямо за скамейкой сиденья водителя. Начало ХХ века, Германия.


Производством самоходных паровых пожарных машин занимались довольно известные фирмы "Мерриветтер" (Англия), "Магирус" (Германия) и некоторые другие. Фирма "Магирус" изготовила в начале XX века в небольшой серии самоходные пожарные паровики. Каждая машина весила около 7 тонн и, двигаясь по хорошей дороге, развивала скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватало на 25 - 60 км пути. Паровая машина устанавливалась в вертикальном положении на очень прочной колесной повозке. От машины цепные передачи шли на задние колеса и на вал пожарного насоса, установленный в низу повозки, производительность насоса составляла около 2000 л/мин. Водяной котел машины отапливался дровами или жидким топливом. На машине компактно располагались всасывающие и выкидные пожарные рукава, другое пожарно-техническое вооружение при боевом расчете 5 человек.



илл.

Автолестница "Magirus" с длиной выдвижения 24 метра. Шасси, а также механизмы выдвижения и подъема приводились в движение от электрических батарей. Шасси фирмы "Colner-Elektromobil-Werke Heinrich Scheele" имели электрические мотор-колеса общей мощностью 18 л.с. На фото колеса и оси автомобиля разгружены винтовыми домкратами. На заднем плане можно разглядеть пожарный автонасос на электромобиле того же производителя шасси, а также тент разведывательно-дозорного легкового автомобиля марки "Adler". 1912, Германия.


Заманчивая техническая идея использования электрической энергии в пожарном деле нашла практическое применение в 1901 году. Немецкая фирма "Юстус Кристиан Браун" выпустила самоходную пожарную линейку, движущей силой которой были электромоторы, получающие питание от тяжелых аккумуляторов. Установленные в ящиках и под сиденьями батареи, аккумуляторы вращали два осевых электромотора передних колес пожарной линейки общей мощностью 9,6 кВт. На линейке размещались 10 - 12 топорников и ствольщиков. Электромобили линейки были достаточно тяжелыми, развивали скорость не более 30 км/ч, радиус их действия носил ограниченный характер, т.к. существовала необходимость в частой перезарядке аккумуляторов, которая могла быть произведена только в пожарных частях, где имелось соответствующее оборудование. К безусловным преимуществам электроприводных машин можно отнести надежность в работе, безотказный запуск двигателя, легкость управления, простоту конструкции и меньшую по сравнению с паровыми аналогами стоимость. В дальнейшем немецкие фирмы выпускали модифицированные варианты электромобилей, в том числе с пожарным насосом.



илл.

Автомобиль с поворотной лестницей "Magirus", выполненный на шасси фирмы "NAMAG" ("Norddeutsche Automobil und Motorenfabrik AG") с приводом от электрических батарей. 1910, Германия.


Любопытно, что в первых пожарных автомобилях машинист восседал на высоких козлах, а диаметры передних и задних колес были различными. Таким образом в самоходах начала XX века сохранялся привычный современникам облик конных экипажей.



илл.

Электромобиль пожаротушения на шасси "Colner-Elektromobil-Werke Heinrich Scheele" с батареями, находившимися под передним капотом. В корме находился отдельный бензиновый двигатель с радиатором для привода встроенного пожарного насоса. Машина весом в 6 тонн развивала максимальную скорость 35 км/ч, и могла перевозить на продольных сиденьях экипаж, состоящий из шести человек. 1911, Германия.



илл.

Несмотря на очевидные преимущества бензинового двигателя, отношение современников к его использованию в качестве привода пожарного транспортного средства долгое время было скептическим. Звучали даже критические голоса против выездов на пожар самодвижущихся экипажей с пожароопасным "двигателем внутреннего взрывания". Поиск типа привода, более всего подходящего для пожарных автомобилей, продолжался до начала первой мировой воины (см. диаграмму), которая, хотя и приостановила едва начавшее движение пожарных частей к моторизации, вместе с тем заставила замолчать последних критиков бензинового привода. Очень уж хорошо зарекомендовали себя во время войны армейские бензиновые грузовики.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra