По-разному после мая сорок пятого сложились судьбы солдат-победителей. Кто-то вернулся к любимому труду, кто-то посвятил себя армии, а кто-то так и не смог найти своего места в мирной жизни...
По-разному сложились и судьбы боевой техники, дошедшей до Берлина. Легковушки и мотоциклы после списания из армии перешли в заботливые руки частных владельцев. Порядочно послужив своим хозяевам, порой сохранив лишь остатки первоначального облика, некоторые из них живы и по сей день. Танки заняли свое достойное место на многочисленных постаментах и в музеях. Больше всего не повезло грузовикам - им была уготована нелегкая роль в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.
Кто же, как не они, скромные труженики фронтовых дорог, достойны всенародной памяти. Ни один род войск не способен действовать без своевременного подвоза грузовыми автомобилями боеприпасов и других расходных материалов с баз снабжения, без многочисленных специальных автомобилей. Как не вспомнить смонтированные на автомобильных шасси знаменитые "Катюши" - реактивные установки БМ-13, зенитки, прожектора, топливозаправщики, санитарные автобусы...
Но если почти в каждом городе в западной части бывшего СССР есть монумент боевой славы - танк или самоходка, почему так мало памятников воинам-водителям? Танк мог попасть на переплавку или на заслуженный отдых на постаменте практически новым, морально устарев с появлением более современного преемника. Грузовик такой привилегии был лишён - бортовая платформа актуальна и по сей день. Фактически машины работали до полного износа.
Последние упоминания о работе в народном хозяйстве машин, выпускавшихся в военные годы, относятся к середине восьмидесятых, а отреставрированные экземпляры ездят и по сей день. Однако автомобили, трудовому и ратному подвигу которых в 70-е - 80-е годы воздали должное, ждала незавидная судьба. Теперь уже очевидно, что массовая торжественная установка на постаменты реальных машин была ошибкой, так как обрекала их на неминуемую гибель. К сожалению, памятники, способные простоять века, в которых автомобили-солдаты и автомобили-труженики воплощены в камне и бронзе - большая редкость.
На фото представлены основные рабочие лошадки войны - ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и "Катюша" на базе ЗИС-6, стоящие на постаментах в городах Ардатов, Вольск, Москва,, Омск, Саранск. Большинство из них находится в плачевном состоянии, ведь кузовное железо, это не толстая броня, оно на улице ржавеет и приходит в негодность значительно быстрее. Делают своё чёрное дело и вандалы. Некоторые машины с памятников неофициально предлагаются к продаже местными властями. Это вероломно по отношению к нашему наивному пионерскому детству и чудовищно по отношению к памяти погибших. Но при нашей теперешней жизни, для машин, возможно, это и к лучшему - они попадут в умелые руки реставраторов, обретут настоящих заботливых хозяев. А остальных, может быть, подкрасят к празднику, заменят разбитые стекла фанерками, украсят постамент цветами, а через день благополучно забудут, так же как и их ныне седых и немощных водителей.
Фото Ю.Кобрица, В.Киреева и из архива автора. Использованы фрагменты песни на слова Н.Лабковского, Б.Ласкина. Плакат Я. Бекетова, 1941 год.