Помирать нам рановато



 

илл.

Помирать нам рановато.
Есть у нас еще дома дела.

Владимир КОЛОТОВКИН

Пусть для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи,
Трудно было очень,
Но баранку не бросал шофер...

Может быть, отдельным штатским лицам
Эта песня малость невдомек.
Мы ж не позабудем,
Где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.



илл.


илл.

По-разному после мая сорок пятого сложились судьбы солдат-победителей. Кто-то вернулся к любимому труду, кто-то посвятил себя армии, а кто-то так и не смог найти своего места в мирной жизни...


илл.


илл.

По-разному сложились и судьбы боевой техники, дошедшей до Берлина. Легковушки и мотоциклы после списания из армии перешли в заботливые руки частных владельцев. Порядочно послужив своим хозяевам, порой сохранив лишь остатки первоначального облика, некоторые из них живы и по сей день. Танки заняли свое достойное место на многочисленных постаментах и в музеях. Больше всего не повезло грузовикам - им была уготована нелегкая роль в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.


илл.

Кто же, как не они, скромные труженики фронтовых дорог, достойны всенародной памяти. Ни один род войск не способен действовать без своевременного подвоза грузовыми автомобилями боеприпасов и других расходных материалов с баз снабжения, без многочисленных специальных автомобилей. Как не вспомнить смонтированные на автомобильных шасси знаменитые "Катюши" - реактивные установки БМ-13, зенитки, прожектора, топливозаправщики, санитарные автобусы...


илл.

Но если почти в каждом городе в западной части бывшего СССР есть монумент боевой славы - танк или самоходка, почему так мало памятников воинам-водителям? Танк мог попасть на переплавку или на заслуженный отдых на постаменте практически новым, морально устарев с появлением более современного преемника. Грузовик такой привилегии был лишён - бортовая платформа актуальна и по сей день. Фактически машины работали до полного износа.


илл.

Последние упоминания о работе в народном хозяйстве машин, выпускавшихся в военные годы, относятся к середине восьмидесятых, а отреставрированные экземпляры ездят и по сей день. Однако автомобили, трудовому и ратному подвигу которых в 70-е - 80-е годы воздали должное, ждала незавидная судьба. Теперь уже очевидно, что массовая торжественная установка на постаменты реальных машин была ошибкой, так как обрекала их на неминуемую гибель. К сожалению, памятники, способные простоять века, в которых автомобили-солдаты и автомобили-труженики воплощены в камне и бронзе - большая редкость.


илл.


илл.

На фото представлены основные рабочие лошадки войны - ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и "Катюша" на базе ЗИС-6, стоящие на постаментах в городах Ардатов, Вольск, Москва,, Омск, Саранск. Большинство из них находится в плачевном состоянии, ведь кузовное железо, это не толстая броня, оно на улице ржавеет и приходит в негодность значительно быстрее. Делают своё чёрное дело и вандалы. Некоторые машины с памятников неофициально предлагаются к продаже местными властями. Это вероломно по отношению к нашему наивному пионерскому детству и чудовищно по отношению к памяти погибших. Но при нашей теперешней жизни, для машин, возможно, это и к лучшему - они попадут в умелые руки реставраторов, обретут настоящих заботливых хозяев. А остальных, может быть, подкрасят к празднику, заменят разбитые стекла фанерками, украсят постамент цветами, а через день благополучно забудут, так же как и их ныне седых и немощных водителей.


илл.


илл.

Фото Ю.Кобрица, В.Киреева и из архива автора. Использованы фрагменты песни на слова Н.Лабковского, Б.Ласкина. Плакат Я. Бекетова, 1941 год.


илл.


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra