Покраска



 
илл.

Цвет Победы


Евгений МАГАКОВ

Глава 2. Казимир Малевич и другие...

Поскольку мы подошли вплотную к выполнению малярных работ, договоримся о терминологии, или что есть что.

Реактивный грунт или УОШПРАЙМЕР первичный слой, который перекрывается грунтом-поронаполнителем.

Грунт-поронаполнитель или ФИЛЛЕР - наносится как в один слой, так и более для адгезии к краске.

Шпатлёвки - полиэфирные двухкомпонентные смолы со временем отвердения 10-15 минут при 20о С.

Жидкая шпатлёвка или ПОЛИСУР-ФЭЙСЕР - служит для устранения погрешности поверхности после шпатлевания (риски, каверны и пр.).

Финишная эмаль или АВТОКРИЛ - служит для создания укрывистого монохромного (одноцветного) покрытия.

База или АВТОБЭЙС - служит для создания базового слоя "металлик" с обязательным перекрытием лаковым слоем.

Лак или АВТОКЛИР - прозрачный лаковый слой, необходимый для создания эффекта "металлик" или "перламутр", а также т.н. "солид", т.е одноцветная эмаль под лаком.

Отвердитель или ХАРДНЕР - служит для химической полимеризации и отвердения грунтов и эмалей, но не является ускорителем сушки (часто распространенная ошибка - попытка работать без него или, наоборот, превысить его концентрацию для быстроты).

Разбавитель (растворитель) или ТИННЕР - служит для разбавления грунтов, эмалей и т.п. до необходимой для распыления вязкости в зависимости от типа применяемого краскопульта.

Обезжириватель или ДЕГРИЗЕР - служит для растворения и удаления с окрашиваемой поверхности жиров, солей и прочего, ухудшающего адгезию.

Добавки - гамма материалов для создания структурной поверхности, матовости, повышения эластичности или для борьбы с силиконами (о том, что такое силиконы и чем они опасны позднее).

Для удобства все процессы по окрашиванию будут рассматриваться с применением ЛКМ производства вышеуказанного химического концерна АКЗО НОБЕЛЬ.

Это материалы из группы "СИККЕНС" (чисто автомобильные продукты) и "РЕДОКС" защитно-декоративные системы, зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны, как по антикоррозионной защите, так и по декоративному эффекту.

ХОТИМ ПЫЛИТЬ

Крыло, которое очистили, отрихтовали, запаяли, заварили необходимо как можно быстрее перекрыть защитным слоем грунта.

илл.
Перед этим весьма важным процессом поговорим о матчасти и достанем ствол (он же краскопульт, он же пистолет, он же распылитель). Для каждого типа покрытия в идеале необходим свой краскопульт, т.к. вязкость грунта существенно выше эмали, а жидкая шпатлёвка тем более. Если использовать для всех случаев один и тот же ствол, то нам придётся в ряде случаев переразбавлять ЛКМ для распыления, а не "разбрызгивания". Но такой параметр как диаметр сопла "обмануть" бывает непросто. Для грунта с вязкостью 30-35 секунд по вискозиметру ВЗ-4 диаметр сопла должен быть 1.6-1.8 мм, а на эмаль с вязкостью 18-22 секунд -1.3-1.4 мм соответственно. Как же измерить вязкость? Если "аксакалы" малярных работ определяют этот параметр "на глазок", то начинающему мастеру полезно приобрести воронкообразный приборчик с отверстием в нижней части диаметром 4 мм. Заткнув пальцем нижнее отверстие, надо залить ЛКМ доверху. Затем, включив секундомер, убираем палец и открываем свободное истечение ЛКМ в ёмкость. Параметр вязкости количество секунд, которое уйдёт на полное опорожневание ёмкости. Если она больше, чем нужно, добавляем разбавитель, если меньше - готовим смесь заново, т.к. есть риск образования потёков, или же распыляем смесь тонкими слоями с подсушкой.

По результатам многочисленных тестов и просто исходя из практического опыта, наилучший результат дают краскопульты фирмы "SATA" (Germany). Стоят они достаточно дорого, но отрабатывают вложенное на "все 100". Прекрасный факел по своей равномерности и насыщенности позволяет даже при наличии минимального опыта работать без потёков и шагрени. В гамме краскопультов есть грунтовочные, финишные и для работы с жидкой шпатлёвкой с разными диаметрами сопел. Хороший краскопульт имеет регулировку формы факела (круглый, плоский), настройку хода иглы (винт количества) и винт регулировки давления воздуха (винт качества). Совместное использование этих регулировок даёт возможность окрасить как стойку лобового стекла на круглом факеле, так и капот на широком - при минимальном тумане и расходе краски (см рисунок).

илл.
Неплохих результатов, конечно, можно добиться и на отечественном СО-71 или КРП-11, имея два краскопульта на грунтование и окраску, но лучше стремиться к идеалу.

БОРЬБА С "ОЖИРЕНИЕМ"

илл.
Теперь понятно, почему, закрепив деталь на подставках для равномерного нанесения КЛМ, мы взяли грунтовочный краскопульт с соплом 1.6 мм. Сразу приступить к нанесению грунта нельзя, и вот почему. Деталь необходимо очистить от всех типов загрязнений (пыль, соли, жиры, куски старого покрытия и проч.). После пескоструйных работ неудобно для обезжиривания применять ветошь - останется ворс на поверхности, поэтому необходимо сразу обдуть воздухом и покрывать грунтом. Если это просто очищенная от старого грунта деталь - обезжириваем либо спецсоставом СИККЕНС М600, либо уайт-спиритом первый раз и 646-647 растворителем вторично. Обезжиривание в идеале - это не равномерное распределение имеющейся грязи по поверхности с частичным впитыванием в ветошь, а прохождение обильно смоченной салфеткой или ветошью по детали и сразу за ней второй рукой с сухой и чистой салфеткой - удаление остатков. Иногда эту трудоёмкую операцию надо повторить 2-3 раза - только тогда при проведении чистым пальцем по обезжиренной детали он тоже останется чистым. В отличие от 646 растворителя состав М600 не растворяет материал подложки, если надо обезжирить заранее загрунтованную деталь, пролежавшую полгода на стеллаже. После обезжиривания детали надо дать несколько минут на испарение конденсата, т.к. при обезжиривании деталь охлаждается и на ней выпадает невидимый глазу водопаровой туман. Потом мы обдуваем все части сжатым воздухом и убеждаемся в отсутствии ниток, прилипшего скотча и т.д.

илл.
В начале своей трудовой карьеры автор познавал тонкости "малярки" под чутким руководством весьма колоритного мастера на все руки, души коллектива и знатока бесчисленного количества анектодов Юлия Лазаревича Каневского. С его именем связаны многие курьёзные и смешные истории, некоторые из которых могут быть представлены вашему вниманию. Например, говоря о шлифовке грунта, можно вспомнить, как однажды, проводя мокрую шлифовку, он положил на капот канистру и, открутив немного крышку для подачи тонкой струи, всё время приговаривал: "Что-то сегодня руки щипет! Всё щипет и щипет, ну прямо щипет и щипет..." Когда же проходящие мимо почуствовали неладное и присмотрелись к канистре, та оказалась наполненной банальным электролитом для АКБ!!!


ПРОДОЛЖАЕМ ГОВОРИТЬ О ХИМИИ

Шпатлевание. На зачищенный металл в местах отрихтованных дефектов, лёгких углублений и сварочных швов наносится двухкомпонентная полиэфирная шпатлёвка, такая как СИККЕНС ВАПА ФИЛЛЕР или ПОЛИКИТ АЙ ВИ, хотя сравнимый эффект достигается при применении шпатлёвки фирм БОДИ, ДИНА, КОЛОМИКС и др.

Пропорции смешения - 100% шпатлёвки и 3% отвердителя из тюбика.

Не стоит сразу готовить большое количество смеси, т.к. время её действия не более 4-5 минут, по истечении которых нанести смесь уже невозможно. Если превысить количество отвердителя, смесь станет более насыщенной по цвету и затвердеет моментально. Малое же количество вызовет несанкционированные перекуры и затруднённое шкурение (будет забиваться наждачная бумага). Смешивать лучше на металлическом шпателе другим, но меньшего размера, методом сдвигания и дробления на части (см. рисунок), не допуская круговых движений (чтобы не загонять воздух в густую смесь, от которого образовываются поры).

После отвердения (через 15-20 минут) можно шлифовать наждачной бумагой с зернистостью Р80-Р120, т.к. невозможно за один раз удалить дефект на плоскости. Вторым слоем шпатлёвочная смесь наносится после обеспыливания отшлифованного участка с перекрытием пограничных рисок, затем снова сушится и шлифуется наждачной бумагой Р180-Р220. Количество слоев шпатлёвки определяется размером и глубиной дефекта, но в результате должна получиться идеально ровная поверхность без ступеней и грубых рисок, каверн и включений под нанесение грунта.

На самом деле, шлифовка с применением воды имеет ряд недостатков. На первый взгляд легко удаляются продукты шлифовки шпатлёвки или грунта, нет пыли и дольше работает наждачная бумага. Но вода протекает в щели и складки металла и остается там до полного высыхания, что пагубно сказывается на здоровье железа. Далее, шпатлёвка и грунты являются пористыми материалами, и впитав влагу, отдадут ее не сразу надо сушить долго и хорошо, внешне же повышенную влажность можно и не заметить. Если без температурной сушки перекрыть это эмалью - вспучивание не заставит себя долго ждать.

Сухая шлифовка, наоборот, позволяет сразу же перекрывать отшлифованную шпатлёвку грунтом, не дожидаясь просушки воды, либо наносить новые слои шпатлёвки для выравнивания поверхности.

ГРУНТОВАНИЕ

1 слой - обеспылив и обезжирив поверхность, наносим распылением, тонким слоем двухкомпонентный реактивный грунт УОШ-ФИЛЛЕР (СИККЕНС) для создания превосходной антикоррозийной защиты и адгезии к грунту-выравнивателю. Он представляет собой желтоватую полупрозрачную жидкость с вязкостью16 сек. и прозрачным от-вердителем в пропорции один к одному или 100 к 100 без разбавителя. Поверхность после нанесения представляет собой полупрозрачную полуматовую желтовато-коричневую плёнку. Не позднее чем через 24 часа наносим грунты-выравниватели. Срок жизнеспособности смешанного с отверди-телем грунта 8 часов. По истечении он утрачивает защитные свойства.

илл.
2 слой - через 15 минут наносим быстро-затвердевающий грунт-поронаполнитель, такой как ФИЛЛЕР 3+1 (СИККЕНС) серого или бежевого укрывистого цвета до минимальной толщины 50-60 мкм за один слой. Приготавливается в пропорции: 3 обьёмных части грунта и 1 часть отвердителя ФИЛЛЕР ХАРДНЕР 3+1. В тщательно перемешанную смесь добавляется до 30 процентов разбавителя ТИННЕР 1.2.3. для хорошего распыления. Для заливания рисок от абразива возможно нанесение до 3 слоев с межслойной сушкой 15-20 минут при 20о С и окончательной просушкой не менее 4 часов при средней толщине. Полученный слой шлифуется наждачной бумагой зернистостью от Р280 вначале до Р400 в конце, либо в сухом варианте, либо с водой. "Мокрый" способ менее привлекателен из-за возможного проникновения в полости и удлинения срока сушки отшлифованной поверхности до перекрытия эмалью. Если поторопиться и начать шлифовку раньше, возможно налипание и забивание наждачной бумаги, либо повреждение верхнего слоя грунта. Сырой грунт ещё опасен и тем, что растворитель ещё не ушёл из толстого слоя и образует на финишном слое краски порообразование в виде мелкой сыпи или мелких пузырей.

Если после финишной шлифовки на поверхности не осталось видимых дефектов, можно приступать к "проявке".

ПРОЯВКА ПОВЕРХНОСТИ

Эта операция необходима для того, чтобы увидеть оставшиеся риски и царапины "вооружённым глазом". На зашлифованную и обеспыленную деталь надо нанести туманный(т. е. тонкий, нанесённый с большого расстояния) слой быстросохнущей нитроэмали тёмного цвета. Хорошие результаты даёт распыление БАЗЫ или металлика-основы без лака до лёгкой укрывистости. После 10-15 минут сушки надо прошлифовать наждачной бумагой Р600, и в случае наличия тёмных следов - углублений попробовать прошлифовать до их устранения, но не доходя до шпатлёвки или первичного грунта.

Если шлифовка выявила глубокие царапины или сколы, можно либо ещё раз прогрунто-вать эти места, либо нанести тонкий слой шпатлёвки. После выполнения этих мероприятий можно наносить проявочный слой эмали.

Существует также экспресс-метод проявки поверхности сухим способом не менее эффективный. Это может быть отшлифованный шпатлёвочный слой или высушенный слой грунта. Берём специальную проявочную подушку фирмы ЗМ с и наносим поролоновым аппликатором чёрную пудру, втирая её в поверхность. Полученную "грязь" прошли-фовываем наждачной бумагой, и все поры и царапины проявляются чёрным цветом на фоне чистой поверхности.

илл.

После проведения сварочных работ необходимо тщательно обезжирить деталь.

илл.

Салфеткой, смоченной обезжиривателем, обработать деталь, снимая другой, сухой и чистой, грязь и жир. Операцию проводить, пока вторая салфетка не будет оставаться чистой.

илл.

Закончив обезжиривание, можно либо грунтовать, либо шпатлевать.

илл.

Смешать шпатлевку с отвердителем в пропорции 100 к 3, тщательно перемешать, стараясь не допустить попадания в смесь воздуха.

илл.

Нанести шпатлевку и оставить на 20 минут. Начать шлифовать, используя резиновый плоский брусок или специальный шлифок. Можно использовать шлифовальную машину, круги зернистостью Р120-180.Закончив обезжиривание, можно либо грунтовать, либо шпатлевать.

илл.

Исправив дефекты внешней части крыла, смыть старое покрытие и с внутренней её части.

илл.

Рельеф вспученного слоя после применения смывки.

илл.

Размягчённый слой полностью удалить шпателем.

илл.

Оставшуюся поверхность зачистить всеми имеющимися средствами: отбортовки отпескоструить, плоскости очистить щётками и наждачной бумагой, применяя болгарку.

илл.

Перед нанесением антикоррозийного грунта поверхность продуть, тщательно очистить и обезжирить.

илл.

Равномерно покрыть краской кромки и отбортовки с помощью краскопульта, прокрашивая труднодоступные места кисточкой.

илл.

Равномерно нанести плоским факелом грунт на всё крыло, покрывая кромки по второму разу.

илл.

После подсушки грунта (1-2 часа) перевернуть крыло на другую сторону и нанести грунт на шпатлёванные участки и по периметру.

илл.

Через 10-15 минут нанести плоским факелом грунт на всё крыло, захватывая кромки и не допуская потёков. Лучше нанести два тонких слоя с паузой, нежели один толстый в один приём.

илл.

Когда поверхность станет матовой, можно распылять проявочный слой нитроэмали или АВТОБЭЙС "туманным" слоем с большого расстояния. После 12-часовой сушки при 20о С прошлифовать наждачной бумагой Р320-Р400




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra