Погоня за Руссо-Балтом



 

илл.

Погоня за "Руссо-Балтом"

Лев Шугуров

Тридцать лет назад Лев Михайлович Шугуров начал разыскивать материалы по истории автомобильного производства на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге и его филиалах в Петербурге и Москве. Он по крохам собирал документы, статьи, воспоминания. В конце концов, погоня за ними принесла плоды, и сегодня у него, наверное, около 80% сведений о заводе, о всех его автомобилях, событиях, людях.
Шугуров вёл поиск не в одиночку. Ему помогал широкий круг знакомых и друзей: А.С. Бабурин, В.Н.Беляев, А.В. Васенко, П.П. Десницкий, Н.Ф. Добрышина, В.И. Дубовской, А.П. Иванов, В.И. Иванов, Д.В. Козлов, Э.Я. Лиепинь, Р. Поттера. И вот появилась рукопись книги "Погоня за "Руссо-Балтом". Её журнальный вариант мы начинаем публиковать в нашем издании. Надеемся, что он покажется интересным не только любителям отечественной автомобильной истории. Возможно, "увидев товар лицом", у издателей и спонсоров возникнет желание издать "Погоню" отдельной книгой. Почему бы и нет? Во всяком случае, автор ждёт их предложений. А теперь - слово Льву Михайловичу.


Два моих попутчика вышли из купе покурить в тамбуре. Третий же остался и, чтобы начать разговор, поинтересовался, в командировку или в отпуск я еду. В поездах всегда так бывает. И тут выбирай: либо рассказывай всё начистоту, либо строй из себя молчуна.

- Так, значит, в командировку? - спросил меня мой попутчик Алексей Петрович.

- Скорее нет, - ответил я.

- Ну, тогда, полагаю, в отпуск... - вновь предположил мой сосед.


илл.

Я подумал и выложил без обиняков цель моей поездки: "Еду в Ленинград с надеждой разыскать свидетельства о деятельности "Руссо-Балта".

Оказалось, что мой собеседник работал в авиационной промышленности до выхода на пенсию и, конечно, знал, что в Петрограде до 1918-го года авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) выпустил несколько сотен самолётов. Поскольку я ехал в Ленинград и интересовался этим заводом, Алексей Петрович предположил, что я разыскиваю материалы по истории отечественного самолётостроения, и порекомендовал мне прочитать книгу В.Б. Шаврова, где речь шла и об аэропланах Русско-Балтийского вагонного завода. Но когда я сказал, что меня занимают автомобили "Руссо-Балта", Алексей Петрович искренне удивился:

- Ну, знаете ли! Завод был знаменит вагонами и самолётами, а автомобили... Да возьмите любую энциклопедию - завод собирал их из деталей, привозимых из-за границы, да и сделал всего ничего! Советую, не тратьте время зря.

Тут пришлось заняться просветительской работой. Пока же - немного о предмете моего интереса.

Автомобили марки "Русско-Балтийский" (такая надпись шла наискось по сердцевине их радиатора), в обиходе называвшиеся "Руссо-Балтами", прекратили выпускать на Русско-Балтийском заводе в Риге с июля 1915-го года- приближался фронт, шла Первая мировая война.

Поиск материалов по истории завода, которого давно уже нет, - дело не из лёгких. Прошли две опустошительные войны, многие архивы погибли. Отрывочные сведения, которые удавалось разыскать в литературе, порождали новые вопросы. Может быть, кто-либо из оставшихся в живых современников этих автомобилей вспомнит, расскажет, наведёт на след? Как выразился мой давний знакомый Иван Александрович Успенский, выпускник ещё Императорского высшего технического училища, которому в начале моих поисков было за девяносто: "О "Руссо-Балте", голубчик, многие слышали, но почти никто ничего толком не знает".

А время не ждёт - надо спешить.


илл.

Уже много лет на моей книжной полке стоит "Курс автомобилизма" инженера Министерства путей сообщения Н.Г. Кузнецова. Это книга по устройству автомобилей, вышедшая первым изданием в 1909-м году. У меня - пятое издание 1915-го года. В ней имелись кое-какие необходимые мне факты, в частности, на 294-й странице я прочёл: "Из русских заводов, изготовляющих автомобили, в настоящее время имеются только два: Русско-Балтийский вагоностроительный завод в Риге и завод И.П. Пузырёва в Петрограде. Первый из этих заводов, начав производство автомобилей в 1909-м году, в настоящее время является вполне оборудованным для серьёзной и ответственной работы для постройки автомобилей... В отношении устройства и оборудования завода он может быть поставлен наряду с заграничными автомобильными заводами и может выпускать до 200 автомобилей в год".

Но если это было так, то что на этот счёт могут сказать другие авторы?

Беру брошюру 1932-го года "Цифры и факты по автомобилестроению в СССР за 15 лет". Её автор Б. Лавровский утверждает: "Рассчитывать на местное карликовое производство, имевшее место на Русско-Балтийском заводе, почти не приходилось, так как оно носило в основном характер сборки автомобилей из импортируемых частей... За пять с половиной лет этот завод выпустил всего 451 автомашину".

Тогда, в годы первых пятилеток, мы с азартом стремились доказать, что до октябрьского переворота в России машиностроение едва теплилось. "У нас не было автомобильной промышленности, она у нас есть теперь", - провозглашал Сталин. И Лавровский с готовностью писал о сборке из иностранных частей.

Стоп, стоп, стоп! Вот кто владел первичной информацией по "Руссо-Балту" - Макаровский! Он в 20-е годы был на АМО техническим директором, а на Русско-Балтийском же заводе заведовал кузнечно-прессовым производством. Должен же он был знать многие факты по выпуску "Руссо-Балтов".

Но, увы, Сергей Осипович умер в 1934-м году, а писал он мемуары или нет, неизвестно.


илл.

Но не может же человек вот так ничего после себя не оставить? Значит, надо искать. Раз С.О. Макаровский работал после АМО в "Автотресте", то непременно выступал в печати со статьями о становлении отечественного автомобилестроения. Логично? Логично.

Находка не заставила себя долго ждать. Я снял со своей книжной полки подшивку московского журнала "Мотор" издания 1923-го года. И в первом номере на 21-й странице увидел статью "Пути развития автомобильной промышленности в России". Автор - инженер С.О. Макаровский. Окончание -в N 3. Вот оно, свидетельство очевидца, располагавшего первичной информацией! Дальше потянулись ниточки к другим публикациям и книгам. Я завёл "дело" по производству автомобилей на Русско-Балтийском заводе, куда стали поступать выписки и копии документов. Одновременно два альбома начали заполняться фотокопиями со снимков машин, цехов, реклам, людей, имевших прямое или косвенное отношение к волнующему меня предмету. Наконец-то погоня началась всерьёз.

При первом же удобном случае (в 1968-м году) отправляюсь в Ригу, туда, где находился Русско-Балтийский завод. Корпуса его целы, и даже фасад одного из зданий, что выходит на улицу Валмиерас, сохранил надпись с названием завода и датой - 1913-й год. В зданиях разместился молочный комбинат и ещё какие-то предприятия. А где архивы завода? Их вывезли вместе с оборудованием осенью 1915-го года, и разыскать их нелегко. Позже кое-что всё же удалось раскопать.

Современников "Руссо-Балтов" уже нет в живых. Но фотографии, документы, книги...

Екатерина Филипповна Добрышина предложила в 1972-м году редакции журнала "За рулём" приобрести у неё роскошно оформленные отчёты об испытательных автомобильных пробегах, проведённых в 1912-м году русским военным министерством. Книги представляли несомненный интерес и сразу же заняли место в редакционной библиотеке. Некоторое время спустя Екатерина Филипповна снова позвонила и поинтересовалась, не нужны ли старинные медали и памятные жетоны, посвящённые различным событиям в автомобильной жизни России.


илл.

Какой же настоящий собиратель не воспользуется такой редкой возможностью? И, действительно, в обитой бархатом коробочке вижу прекрасно исполненную (работы А. Жаккара) памятную плакетку по случаю проходившей в 1913-м году IV Международной автомобильной выставки в Петербурге. Рядом - памятная медаль, выбитая в 1910-м году к открытию III Международной автомобильной выставки, тоже в Петербурге. Между прочим, на них экспонировались и автомобили Русско-Балтийского вагонного завода, причём в 1910-м году - впервые. И вдруг Екатерина Филипповна протягивает мне памятный жетон, который вручался почётным гостям автомобильного отдела Русско-Балтийского завода. На переднем плане - легковой автомобиль, позади - поезд, составленный из вагонов РБВЗ, над ним - самолёт, тоже производства РБВЗ, точнее - его авиационного филиала в Петербурге. Вот так я стал обладателем бесценных реликвий.

Но как сделать так, чтобы как можно больше людей знали о твоих поисках? Видимо, надо посвящать в твою проблему каждого "встречного и поперечного". Я начал с этого, и результаты не замедлили появиться.

Однажды мой давний знакомый Валерий Николаевич Беляев (увы, ныне покойный), тоже ведший "раскопки" по истории автомобиля, принёс книгу "Какой мне купить автомобиль?". Известный петербургский популяризатор автомобилей инженер Н.Г. Кузнецов в 1914-м году издал сборник торговых каталогов и проспектов фирм, продававших тогда свои автомобили в России. Среди 33 марок автомобилей были представлены и "Руссо-Балты" - копией заводского проспекта 1913-го года. Как-никак, а такой проспект - это официальный документ фирмы.

Инженер Юрий Львович Бакуревич из Бронниц передал мне копию патентной заявки французского подданного Адольфа Кегресса, полученную изобретателем в 1915-м году на полугусеничный автомобиль (конечно же, на шасси "Руссо-Балта"), а Маргарита Цамерян привезла из парижа два фото Кегресса. Сын гонщика РБВЗ Валентин Иванович Иванов прислал из Ленинграда фотокопии снимков отца на различных гоночных автомобилях завода. Другой ленинградец, Андрей Васенко, реставратор и коллекционер, предложил мне альбом с фирменными фотографиями легковых "Руссо-Балтов" 1912-го года в обмен на книгу по мотоциклам начала 20-х годов.


илл.

Так постепенно начали складываться отдельные фрагменты большой мозаики - истории автомобильного производства на Русско-Балтийском вагонном заводе.

Но кто бы мог поведать о"Руссо-Балтах" на основе личных впечатлений? О, эти люди могли бы пролить свет на многие загадки. Помните грустное замечание Ивана Александровича Успенского? И такие люди... Но о них - в следующий раз.

Несколько месяцев спустя мой попутчик по путешествию в Ленинград, Алексей Петрович, с которым мы обменялись телефонами, позвонил и пригласил меня к себе в гости, удивляясь, что я почему-то пропал.

Я приехал к нему и стал рассказывать о том, что произошло в Ленинграде. Конечно, я захватил с собой в Ленинград небольшое количество нужных бумаг и фотографий. Нашёл дом N 10 по улице Чехова, где с 1910-го по 1917-й годы размещалось петербургское отделение РБВЗ, а точнее, если пользоваться современной терминологией, фирменная станция технического обслуживания. В её кузовном отделении опытные специалисты из размещавшейся здесь же ранее экипажной фабрики П.А. Фрезе (она перешла в собственность РБВЗ в 1910-м году) изготовляли к "Руссо-Балтам" кузова на заказ. Их "индивидуальным пошивом" заведовал Петр Егорович Арсеньев. Его подпись встречалась мне на некоторых кузовных чертежах со штампом РБВЗ в нижнем правом углу. Тут же под руководством инженера Ивана Александровича Фрязиновского (кстати, в 30-е годы он жил в Москве, но потом следы его потерялись) шла подготовка гоночных и спортивных "Руссо-Балтов", на которых стартовали Иван Иванович Иванов, Иван Львович Степанов, Андрей Платонович Нагель и другие спортсмены.

Вот за этими окнами лет семьдесят назад зеленел "Русский огурец" (так назывался один из гоночных автомобилей РБВЗ), в тесном дворике хлопотали механики. А в простенке стояли призы и кубки... Но сегодня стены дома N 10 по улице Чехова ничего не могли рассказать нового.

От улицы Чехова до Литейного проспекта недалеко. Здесь, в доме N 36, находилась редакция "Автомобиля", и жил Андрей Платонович Нагель. Теперь тут издательство. Я пробовал подкарауливать старушек из соседних домов, заводил с ними разговор, но нет - никто из них ничего не может рассказать о том, кто жил в доме N 36. Шутка ли, две революции, две войны, семь десятилетий.


илл.

"Нагель Андрей Платонович, проживает по Литейному проспекту в доме 36 в Санкт-Петербурге, родился 2 марта 1877 г...", - читаю я в "Автомобильном ежегоднике" 1910-го года, изданном в Петербурге. "...Окончил юридический факультет Петербургского университета, ... редактор-издатель журналов "Автомобиль", "Аэро- и автомобильная жизнь", "Двигатель",... член технического комитета Императорского русского автомобильного клуба и член правления того же клуба...".

Любопытно, а что написал об этом человеке тот же ежегодник в 1912-м году? Открываю его и читаю: "Являясь одним из знатоков автомобилизма в России, А.П. всегда участвует во всех начинаниях в этой области... У А.П. имеется много призов за гонки на трициклах, мотоциклетках и автомобилях".

Ну, что же, участие во Всероссийских ралли 1910-го и 1911-го годов, выступление в ралли "Монте-Карло" и "Сан-Себастьян" 1912-го года, пробеги по Европе, Африке, Центральной России, участие в гонках - сделано немало.

Почему я вспомнил всё о А.П. Нагеле? Потому что А.П. Нагель был не только выдающимся журналистом в России того времени, глубоко интересовавшимся автомобилями, но и являлся горячим патриотом отечественного автомобилестроения, пропагандировал словом и делом "Руссо-Балты". В 1916-м году А.П. Нагеля ввели в состав Военно-промышленного комитета, где он отстаивал необходимость постройки в нашей стране автомобильных заводов. После Великой Октябрьской революции А.П. Нагель некоторое время оставался в Петрограде, но потом покинул Россию. Одни говорили, будто он уехал в Швецию, другие - во Францию. Но ходили слухи, что он погиб в ГПУ на Гороховой улице.

Литейный проспект обдал меня холодом и принёс разочарование. Заглянул в известный букинистический магазин и кроме "Нового энциклопедического словаря" 1911-го года - о чудо! - приобрёл пухлый том "По Африке на автомобиле". В нём Е. Кузьмин, сотрудник журнала "Автомобиль", рассказывает о путешествии в 1913-м году на "Руссо-Балте" вместе с А.П. Нагелем и Б.И. Никифоровым по югу Европы и северу Африки. Об этой книге мне рассказывал в Риге Андрей Павлович Иванов, которого, увы, уже нет в живых. Тут же в магазине листаю страницы этой книги. С одной из них на меня смотрит А.П. Нагель, "потёртый и облезлый, как старый дорожный чемодан" - так его характеризует автор.


илл.

Как бы там ни было, но, зайдя на улицу Чехова и Литейный проспект, посетив Зимний стадион (бывший Михайловский манеж), где в 1910-м и 1913-м годах проходили Международные автомобильные выставки, я отчасти приблизился к вещам, событиям и людям, которые меня интересовали. Если не оказался среди них, то, во всяком случае, побывал на их месте. Чисто психологический фактор, но весьма важный, чтобы собранные материалы по частному вопросу "дела об РБВЗ" сплавились в единое целое (так мне представлялось!).

Неплохо бы опять съездить в Ригу. Но поездка смогла осуществиться лишь в июне 1985-го года. В это время на трассе "Бикерниеки" под Ригой проводился третий этап Кубка Дружбы социалистических стран по кольцевым автомобильным гонкам. Мне предстояло там возглавить международное жюри, и после гонок я день-два мог посвятить погоне за "Руссо-Балтом". В понедельник, когда вся суета и треволнения, связанные с гонками, были позади, я отправился на улицу Валмиерас. Не спеша прошёл вдоль корпусов бывшего Русско-Балтийского вагонного завода, свернул вправо, скользнул глазами по серой стене современной трёхэтажной пристройки и... "Здесь, в этих корпусах в 1908 году начато изготовление отечественных легковых автомобилей "Руссо-Балт". Гранитная доска, золотые буквы, контур старинного автомобиля - внимание к истории всегда трогательно.

Потом я свернул на улицу Вагону (завод уже столько лет не делает вагонов, а название улицы выдаёт его прошлое) и увидел, что часть заводского забора сломана: там сносили старые постройки и возводили новые. Папка с зелёными завязками придавала мне облик чиновника, который в конце рабочего дня заглянул проверить, как идёт стройка. Рабочие не обратили внимания на ещё одного проверяющего, я походил по территории, потрогал щербатый красный кирпич стены и заглянул в мутные стёкла старого цеха. Закрыл глаза, открыл - нет, ни С.О. Макаровский, ни Д.Д. Бондарев не вышли мне навстречу. Ковырнул носком ботинка торчавшую из земли железку - она не оказалась полуосью от "Руссо-Балта" модели Е15-35. А жаль.

И я вернулся на улицу Валмиерас. Там, в крошечном скверике, пристанище пенсионеров, несколько скамеек. С одной из них открывается вид на серый фасад цеха со знакомой мне надписью.

Тепло. Ни ветерочка. Открыл папку. Вот чертёж шасси модели С24-357-ой серии, копия заводского рекламного проспекта 1910-го года, вырезка из журнала "Автомобиль", фотография А.П. Нагеля... Пробежал строчки рекламы: "Русские автомобили, специально сконструированные для русских дорог". Всё-таки я очень устал от этих гонок - даже на любимую тему не хочется думать. Летнее тепло разморило меня, и веки опустились сами собой. Приятное полудремотное состояние. Кажется, кто-то подсел ко мне. Пусть сидит. Немного поблаженствую, вернусь в гостиницу, потом утром на свежую голову полистаю документы из папки и снова сюда...

- Простите, я Вам не помешаю? - ко мне обращался невысокий, старомодного вида сосед по скамейке.

- Очень схож с Нагелем, - про себя заметил я, - и как странно он носит шляпу, донышко не вминает, словно это котелок.

Из-под полей шляпы внимательные чёрные глаза смотрели на бумаги, разложенные на коленях...

Фото в заголовке: Один из 402 "Руссо-Бал-тов", поставленных в 1910 - 1917 г.г. русской армии. Модель С24-35 VII серии по рисунку А.Н. Захарова

(Продолжение следует)





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra