ПЕЖО 403

Ретрошильдик

ПЕЖО 403 1955 года (Peugeot)


Jan Tucek
Фото Пежо
 
Впервые статья была опубликована
в семидесятых годах прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Французская фирма Пежо относится к старейшим автомобильным фирмам мира, которая скоро будет праздновать столетие выпуска автомобилей (уже отпраздновала - прим. переводчика). Уже в двадцатых - тридцатых годах прошлого столетия автомобили со львом на эмблеме заслужили репутацию солидных и надежных. В послевоенные годы эту славную традицию продолжила модель 203 (с 1948 по 1959 было выпущено 686 тысяч), но в большей степени это относится к модели 403. Скромный, долговечный и надежный автомобиль среднего класса, который заслужил лестное прозвище "французский "мерседес". Это определение и сегодня вполне заслуживают автомобили из Сошо (Sohaux). На дорогах Чехословакии Пежо 403 был большой редкостью. Это тем более удивительно, потому что только с апреля 1955 года до марта 1967 года было выпущено 1.2 миллиона автомобилей примерно пятидесяти модификаций. Кроме седанов были среди них и симпатичные кабриолеты, которые выпускались с сентября 1956 до апреля 1961 г., просторные пятидверные "универсалы" (выпускались с сентября 1956 по июль1962 г.) трехдверные фургоны и двухместные пикапы с кузовом, покрытым брезентовым тентом. Последние выпускались до марта 1967 года, пережив без малого на полгода базовую модель, последние экземпляры которой покинули Сошо (Sohaux) в конце октября 1966 г.

Пежо 403 был официально представлен широкой мировой общественности 19 апреля 1955 г., но хочется добавить, что разговор об этой модели шел раньше. Именно тогда, когда руководство фирмы заказало в Туринской кузовной фирме Пининфарина проект несущего кузова для 403 модели длиной 4.5 м, скромных форм и спокойного дизайна. Новый седан из Сошо (Sohaux) не шокировал публику авангардным дизайном в угоду сиюминутной моде, зато он отличался спокойными практичными формами, которые словно бы подчеркивали его надежность и экономичность.

Фото 1. Пежо 403 в комплектации 1958 года. 4.5 метровый седан с бензиновым двигателем объемом 1468 куб3, мощностью 43kw (61 л.с.) развивал скорость 135 км/ч.


При базе 2660 мм Пежо имел длину 4475 мм, ширину 1670 мм и высоту 1510 мм. Вес заправленного автомобиля находился в пределах 1050 - 1080 кг. Седан имел классическую компоновку с независимой передней подвеской. Передние колеса подвешивались треугольными элементами подвески, которые были подпружинены поперечными рессорами. Задняя подвеска была зависимая, подвешена на пружинах. Передние и задние тормоза были барабанными, фирмы Локхид (Lockheed), диаметром 255 мм. К особенностям модели 403 относится весьма точное рулевое управление, выполненное по схеме шестерня - зубчатая рейка 3.75 оборота руля от упора до упора. Прекрасной управляемости способствовали шины Мишлен Х (Michelin X) размерности 165 х 380. Автомобиль имел четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель водяного охлаждения объемом 1468 см3 с клапанным приводом по схеме OHV мощностью 43 kw (61 л.с.). Двигатель комплектовался четырехступенчатой коробкой передач. Рычаг переключения размещался на рулевой колонке. Максимальная скорость достигала 135 км/ч. Автомобиль расходовал 9 - 10 литров на 100 км. Пятидесятилитровый бензобак обеспечивал достаточный пробег без дозаправки. В течение первого года выпускали только четырехдверные седаны, которые окрашивались в черный, серый, и насыщенный синий цвет. За дополнительную плату могли оборудовать убирающимся мягким верхом над передними сиденьями. В мае 1956 года в цветовой гамме добавился зеленый цвет. Приборная доска отличалась богатым оснащением (добавились электрические часы, указатель температуры охлаждающей жидкости, контрольная лампа давления масла).

Фото 2. Двухместный кабриолет, рекламируемый манекенщицами на снимке 1960 года.


В сентябре 1956 года появился целый ряд новинок. Самой заметной из них был стильный двухместный двухдверный кабриолет, спроектированный дизайнерами фирмы Пининфарина. Несмотря на итальянские корни кабриолет выпускался на основном предприятии в Сошо (Sohaux). Появился и пятидверный "универсал" - плод работы местных заводских конструкторов. Автомобиль с базой 2900 мм имел длину 4610 мм, высоту 1650 мм и мог перевозить 7-8 пассажиров на трех рядах сидений. Кроме люксовой версии "универсала" - Фамилиале (Familiale), - выпускалась модель попроще и подешевле - Коммерциале (Commerciale). Эта модель была уже пятиместной, а заднее сиденье было складным и съемным. В октябре 1956 года Пежо 403 вступил в категорию легких развозных грузовичков и дебютировал с моделью "Пежо 403 U 8". Это был пикап грузоподъемностью 850 кг.

Одновременно было выпущено шасси, позволявшее устанавливать на автомобили не только грузовой кузов, но и разнообразное оборудование специальных автомобилей. Полугрузовые модели и "универсалы" отличались от базового седана не только кузовом и межосевым расстоянием (базой), но и задней подвеской. Она в отличие от седана была выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Если помните, то седан оснащался бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 1468 см3 мощностью 43 kw (61 л.с.). Теперь, с декабря 1956 года, кабриолет Пежо 403 выпускался с мотором того же объема, но более мощным 47 kw (67 л.с.). В октябре 1957 года кабриолет первым среди моделей 403 за доплату стал комплектоваться автоматическим электромагнитным сцеплением фирмы Jaeger . Седан, тоже за доплату, стал комплектоваться таким сцеплением только с февраля 1958 года.

Фото 3. В такой комплектации выпускался кабриолет в 1959 году.


В сентябре 1958 года модель стала выглядеть еще скромнее. По соображениям безопасности было снято главное украшение модели - хромированный рельеф львиной головы с радиаторной решетки. Якобы он способствовал нанесению тяжелых травм пешеходам при наезде. И уже вовсе не понятна мотивация, по которой были заодно удалены и хромированные цифры обозначения модели с крышки багажника. После года временного помешательства хромированные детали вернулись на свое место.

Настоящей новинкой стал в сентябре 1959 года седан Пежо 403 Дизель. Автомобиль комплектовался четырехцилиндровым дизельным мотором Инденор 85 (Indenor 85) объемом 1816 см3 и мощностью 35 kw (50 л.с.). До этого времени в Европе только фирма Даймлер-Бенц устанавливала на свои "мерседесы" дизельные двигатели. Осенью 1959 года Пежо стала второй фирмой в Европе, установившей дизели на легковые автомобили. Правда стоит сказать, что дизельных Пежо было выпущено относительно немного, всего 60 тысяч из 1.2 миллиона выпущенных автомобилей модели 403. Однако последующие события показали, что люди из Сошо (Sohaux) не просчитались. Вскоре дизельные дизели стали устанавливаться на все модификации модели 403, кроме кабриолетов. Новинкой осени 1959 года стал трехдверный "универсал" грузоподъемностью 500 кг.

С концом выпуска более старой компактной модели 203 осенью 1959 года фирма должна была каким-то образом компенсировать отток покупателей любителей малолитражек класса 1300 см. Поэтому в марте 1960 года увидела свет модель Пежо 403-7. От остальных моделей 403 она отличалась не только упрощенным исполнением, но и двигателем. На ней устанавливался четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1290 см3 мощностью 38 kw (54 л.с.), ранее принадлежавший снятой с производства модели 203.

Фото 4. Семиместный универсал Пежо 403 Фамилиале 1957 года. Выпуском этой модели фирма Пежо заложила традиции выпуска вместительных универсалов будущих моделей 404, 504 и 505.


С мая 1960 года в Сошо (Sohaux) наряду с моделью 403 выпускалась новейшая модель 404 и было ясно, что скоро модель 403 сойдет со сцены. В апреле 1961 года последние кабриолеты модели 403 покинули конвейер. Всего с сентября 1956 года их было выпущено 2043 штук. Их стильный дизайн немало способствовал высокому имиджу модели 403 в целом. Открытые, с мягким верхом и со съемным жестким верхом они относились в свое время к самым стильным автомобилям французских дорог. То, что и сейчас они являются излюбленной моделью коллекционеров, само собой разумеется.

Летом 1962 года прекратился выпуск "универсалов" и трехдверных пикапов модели 403. Всего их выпустили боле 300 тысяч штук. Шасси для специальных машин на базе модели 403 какое-то время продолжали выпускать. В августе 1963 года Пежо 403 стал первой моделью фирмы Пежо, выпуск которой превысил миллион штук. Между тем выпуск модели 404 шел полным ходом, и дни 403 модели были сочтены. Последний седан модели 403 покинул конвейер в Сошо (Sohaux) 28 октября 1966года. До марта 1967 года продолжался выпуск пикапов, грузовичков с задней рессорной подвеской и шасси для спецавтомобилей. После двенадцати лет выпуска модель 403 заняла положенное ей место в истории мирового автомобилестроения. Даже сейчас, когда прошло столько лет после окончания выпуска этой модели, неунывающий Пежо 403 можно еще увидеть на дорогах Франции и Северной Африки, в том числе и в качестве такси. Кабриолеты 403 и в настоящее время являются желанными участниками различных слетов и конкурсов элегантности среди автоветеранов.

Фото 5. Рабочая лошадка Пежо 403 грузоподъемностью 850 кг. Без особенных изменений эта модель выпускалась с осени 1956 года до 1967 года.






Это место сейчас свободно



Баннер 4x4tundra