ПЕЖО 402 и 302


Jan Tucek
Фото Пежо и автора

ПЕЖО (Peugeot) 402 и 302
1935 года


Впервые статья была опубликована
в 70-80 гг. прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Особое место в истории французской фирмы Пежо занимают модели 402 и 302 солидной классической конструкции. Они уже со второй половины 30-х годов заложили современные традиции качества и надежности, которыми так славятся и поныне автомобили со львом на эмблеме. В сентябре 1935 года вышел на дороги Пежо 402, большой пятиметровый седан с бензиновым двухлитровым мотором. Год спустя появился его "средний брат" Пежо 302 длиной 4.5 м, оснащенный бензиновым мотором объемом 1758 см3. В феврале 1938 года появился еще "младший брат" Пежо 202 четырехметровый с двигателем объемом 1133 см3. Именно об этих моделях, способствовавших становлению марки в целом, мы и расскажем.

Автомобили Пежо 402, 302 и 202 имели внешне похожие оригинальные аэродинамические кузова с сильно закругленной передней частью и массивной кормой. Они выпадали из стиля тогдашней моды своими близко расположенными передними фарами, упрятанными под решетку радиатора, и задними крыльями, закрывающими задние колеса. Во второй половине 30-х годов оригинальный дизайн кузова, качество и долговечность были серьезным аргументом Пежо в конкурентной борьбе с тем же Ситроеном, который привлекал покупателей достоинствами авангардного переднего привода. Правда, положа руку на сердце, модели Пежо 402 и 302, выпускавшиеся до того своеобразного рубежа, который установила Вторая мировая война, безусловно, проигрывали моделям Ситроена 7 и 11. По своим конструктивным особенностям переднеприводный Ситроен был выше и прогрессивнее. Но это не значит, что Пежо был плохой машиной. Модели 402 и 302 сумели занять свою нишу на рынке и принесли фирме Пежо успехи в других номинациях. Например, большая модель 402 со времени своего появления на свет в сентябре 1935 года до прекращения выпуска в декабре 1941 разошлась более, чем в 75 000 экземпляров. Автомобилей Пежо 302 с августа 1936 до апреля 1938 года было продано более, чем 25 000 штук. Занимательным является и тот факт, что модели этого семейства выпускались в пятидесяти двух (!) модификациях. Открытые и закрытые кузова, непосредственно базировавшиеся на платформах моделей 402 и 302, легкие грузовички (например,SK4, SK3, MK4...) - долго перечислять.

Фото 1. Пежо 402 - шестиместный четырехдверный седан 1937 года


Базовая модель, выпущенная в сентябре 1935 года, четырехдверный седан Пежо 402 имел размеры 4850 х 1640 х 1580 мм, базу 3150 мм и весил 1200 кг. Седан с шестью боковыми окнами номинировался как шестиместный по три человека в первом и втором ряду сидений. В течение осени 1935 в Сошо (Sochaux) освоили выпуск пятиметровых седанов, которые имели базу, увеличенную до 3300 мм, и весили уже 1350 кг. Эти автомобили, кроме восьмиместной семейной версии в стандартном или люксовом исполнении, выпускались и для такси с обозначением 402 LT . Под наименованием C4Y выпускался шестиместный многоцелевой автомобиль со складывающимся задним сиденьем и двустворчатыми задними дверками, верхняя часть которых открывалась вверх, а нижняя открывалась вниз, образуя с полом ровную горизонтальную погрузочную площадку. С подобными конструктивными особенностями выпускался и более короткий многоцелевой седан. Его отличали открытые задние крылья и запасное колесо, размещенное на правом переднем крыле, так как из-за конструкции задних дверей ему не нашлось места сзади. Прежде чем мы дальше будем знакомится с вариациями на тему Пежо 402, предлагаем заглянуть ему "под пальто".

Фото 2. Пежо 402В Legere компактная версия модели 402 с четырехцилиндровым двигателем объемом 2142 см3, четырехместный седан 1939 года.


Основу составляла мощная рама, сваренная из стальных профилей. Продольные профили оканчивались перед задней осью и соединялись между собой последней поперечиной (всего было пять поперечин, имеющих круглое сечение), а последняя поперечина имела U - образное сечение. Передняя подвеска была независимой. На сдвоенных рычагах в качестве упругих элементов использованы две поперечные полуэллиптические рессоры. Задний неразрезной мост в качестве упругих элементов имел две продольные полуэллиптические рессоры. Тормоза были барабанными, и передние и задние - с механическим приводом. Автомобили Пежо 402, выпущенные с сентября 1935 по июль 1938, имели рядный четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель с клапанным механизмом OHV и объемом 1991 см.3 (диаметр цилиндра 83 мм и ход поршня 92 мм), который поначалу развивал 40 kw (57 л.с.), а с октября 1937 года вместо чугунной головки блока цилиндров стали применять головку, сделанную из алюминиевого сплава. Возросла и степень сжатия с 6:1 до 7:1 и увеличилась мощность до 43 kw (61 л.с.). В июле 1938 года модель 402 (прежде она носила индекс 402В) получила новый двигатель, тоже четырехцилиндровый, но объемом уже 2142 см. 3 и с увеличенным до 99 мм ходом поршня. После этого полугрузовые и многоцелевые (с распашными задними дверями) автомобили оснащались новыми двигателями с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6:1 мощностью 44kw (63 л.с.). Остальные версии 402В выпускались с таким же двигателем, но он имел степень сжатия 7:1 и мощность 46 kw (66 л.с.)

Фото 3. Пежо 302 1937 года выпуска. Практически так же выглядели сзади и Пежо 402 Legere, выпускавшиеся до июля 1938 года.


Пежо 402 в базовом исполнении оснащалась трехступенчатой коробкой передач с прямым управлением. Причем заказчик мог выбрать один из трех вариантов передаточных чисел раздаточной коробки. Еще в течение осени 1935 года было выпущено сто седанов 402, оснащенных новенькой "с иголочки" автоматической коробкой передач марки "Fleischel", однако ее непомерно высокая цена делала бессмысленным увеличение предложения. Тем временем в декабре 1935 года по желанию заказчиков за приемлемую доплату на Пежо 402 стали устанавливать полуавтоматическую четырехступенчатую коробку передач марки "Cotal" с электромагнитным приводом сцепления. Это решение было поддержано покупателями. Об этом свидетельствует тот факт, что с декабря 1935 года и до марта 1941 года было продано более 8 000 штук Пежо 402 с коробками "Cotal". Для тех лет это было немало.

Фото 4. Элегантный кабриолет Пежо 302 1938 года


Пежо 402 выпускался в двадцати разных кузовных модификациях. На платформе со стандартной базой 3150 мм выпускали шестиместные седаны в трех вариантах (luxe, grand luxe, grand tourisme), также многоцелевой седан с изменяемым грузопассажирским отсеком и задними распашными дверьми, двухдверное шестиместное купе, двухдверный шестиместный кабриолет и элегантный трехместный родстер с открывающимся запасным сиденьем в задней части. Летом 1938 года прошла небольшая модернизация. Запасное колесо убралось внутрь багажника, который закрывался теперь измененной крышкой без подштамповки для крепления запасного колеса. Всего на платформе седана 402В с базой 3150 мм кроме седана с новым решением задней части выпускалось шесть версий двухдверных автомобилей с кузовом купе. Среди них купе с убираемой частью крыши и полукабриолет с убираемой матерчатой крышей (оставались окна с жесткими рамками). На шасси с увеличенной базой 3300 мм выпускались четырехдверные восьмиместные седаны, восьмиместные такси, шестиместные многоцелевые седаны с распашными дверьми в задней части. Кроме того на этой же платформе выпускались две двухдверные модели любопытной конструкции с убирающейся жесткой крышей. Они имели обозначение Eclipse. Самым привлекательным из двух был трехместный кабриолет. Водитель и два пассажира размещались рядом на широком сиденье. Короткую и сильно закругленную крышу ставили и убирали электромоторы.

Фото 5. Пятиместное двухдверное купе Пежо 402В 1938 года


Это необычное и дорогое решение не было новым для фирмы Пежо. Еще осенью 1934 года аналогично оснащались Пежо 401 D и Пежо 601D. Другой автомобиль носил обозначение 402 L Eclipse, он был пятиместным. Пассажиры размещались на двух рядах сидений и жесткую крышу необходимо было устанавливать вручную. В обоих автомобилях жесткая крыша складывалась тремя фрагментами и убиралась в просторный багажник, который закрывался большой обтекаемой крышкой, тянувшейся от заднего бампера до пассажирского салона. Следует сказать, что обе эти модели были самыми длинными и самыми тяжелыми из всего ряда модели 402. Например, пятиместная модель 402 Eclipse L была длиной 5,2 м и весила в снаряженном состоянии 1440 кг. Чтобы лучше себе представить все многообразие кузовов модели 402, нам следует обратить внимание на более компактную модель 302. Пежо 302 был представлен публике на парижском автосалоне в октябре 1936 года. От модели 402 его отличала меньшая база (расстояние между осями) - 2880 мм, уменьшенное расстояние между колесами впереди - 60 мм, сзади - 70 мм и, естественно, компактные размеры. Четырехдверный пятиместный седан Пежо 302 имел длину 4500 мм, ширину 1570 мм, высоту 1560 мм и вес в снаряженном состоянии 1100 кг. Пежо 302 имел двигатель с меньшим на 5 мм ходом поршня и при объеме 1758 см3 развивал мощность 32 kw (46 л.с.). Пежо 302 комплектовался трехступенчатой коробкой передач с непосредственным управлением.

Фото 6. Интересный момент укладки жесткой крыши в багажник Пежо 402 L Eclipse 1937 года.


Конструктивно кузова и шасси моделей 402 и 302 практически ничем не отличались. Выбор кузовов у модели 302 ограничивался четырехдверным седаном и двухдверным двухместным кабриолетом. Пежо 302 выпускался до апреля 1938 года. Между тем уже летом 1937 года кузов модели 302 послужил основой для облегченной и более скоростной версии модели 402, она называлась Пежо 402 Legere. Первые модели Пежо 402 Legere появились на дорогах в начале осени 1937 года. Они имели практически кузов и шасси модели 302, но двигатель от модели 402, то есть объемом 1991 см3 и мощностью 40kw (57 л.с.), а с октября 1937 года уже мощностью 43 kw (61 л.с.). К этому мотору заказчик мог заказать обычную трехступенчатую коробку передач или четырехступенчатый полуавтомат "Cotal". Таким образом был получен "облегченный" кузов и шасси модели 402, используя 4.5 метровый пятиместный четырехдверный седан модели 302. Два других кузова модели 402 (пятиместное двухдверное купе и пятиместный двухдверный полукабриолет) пока были новыми и не нуждались в модернизации. Понятно, что и в дальнейшем для моделей 302 и 402 использовались одинаковые кузова. Автомобили Пежо 402 Legere выпускались не целый год, а до июня 1938 года. В июне 1938 года ряд моделей были модернизированы, об этих модернизациях мы уже упоминали, главное, что модели получили новый более мощный мотор объемом 2142 куб3 и обозначение 402В. Модель Пежо 402В Legere отличалась от предыдущих не только мощным мотором, полуавтоматической коробкой "Cotal" и скоростными качествами, но и, представьте себе, кузовом, теперь уже четырехместным, позаимствованным от компактной модели 202, выпускающейся с начала 1938 года. Пежо 402В Legere получил кузов с базой 2880 мм, ее увеличили по сравнению с моделью 202 (это было необходимо, чтобы увеличить и расширить подкапотное пространство в зоне передних крыльев, под мощный мотор). Пежо 402В Legere выпускался с двумя модификациями кузова: четырехдверный седан или четырехдверный полукабриолет. Оба автомобиля имели одинаковую длину 4470 мм и ширину - 1620 мм, но отличались высотой 1510 мм у седана и 1520 у полукабриолета. Вес обеих заправленных машин колебался в пределах 1070-1090 кг. По заявлению фирмы облегченная модель 402 с двигателем 2142 см3 достигала скорости 130 км/ч. Пежо 402В с базой 3150 мм развивали 125 км/ч, а Пежо 402BL c базой 3300 мм развивали 115 км/ч.

Фото 7. Пежо 402 Legere 1937 года - пятиместный двухдверный полукабриолет.


Во время тестов, проводимых под контролем Автомобильного клуба Франции, были зарегистрированы следующие результаты: облегченная модель Пежо 402В Legere на трассе при скорости 75 км/ч расходовала 8.5 литров на 100 км, более тяжелая модель Пежо 402В на той же трассе при скорости 72.5 км/ч расходовала 9.6 литра на 100 км. При "острой" езде в пределах 100 км/ч оба автомобиля расходовали 10.9 литра и 12 литров на 100 км соответственно. Об автомобилях Пежо моделей 402 и 302 можно вспомнить много интересного, например, о модели 402 с дизельным двигателем объемом 2300 см3, представленной в 1938 году, дизель для которой изготавливался по лицензии швейцарской фирмы Oberhaensli. Также можно упомянуть об интересной конструкции четырехдверного аэродинамического кузова инженера Andreau. Заслуживают внимания и гоночные родстеры на базе этих моделей, и знаменитое купе Dalmat , нельзя не вспомнить прототипы Пежо 802, - результат установки на модели 402 мощных моторов V-восемь объемом 3.5 литра, но в одной статье слишком мало для этого места.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra