Peterbilt - укрощенная мощь



 

PETERBILT – УКРОЩЕННАЯ МОЩЬ


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Первая мировая война с ее ужасающими последствиями – миллионами человеческих жертв, катастрофическими разрушениями и последовавшими тяжелыми экономическими проблемами – тем не менее, дала толчок к развитию военной и мирной техники, в том числе и грузового транспорта. Так, во время вооруженного конфликта грузовики, несмотря на их немногочисленность, показали себя как перспективная альтернатива гужевому транспорту. Конструкции грузовиков того времени приходилось разрабатывать с учетом почти полного отсутствия нормального дорожного покрытия. После Первой мировой войны рост автотранспортной отрасли происходил параллельно с ростом количества автомобильных дорог. Например, к 1925 г. в США уже насчитывалось около 500 тыс. миль дорог с твердым покрытием. Грузовой транспорт также продолжил свое развитие – для грузовиков стали выпускать шины баллонного типа. В 1931 г. американская компания Cummins, организовавшая в США несколько рекламных пробегов дизельных грузовиков и автобусов, в больших объемах начала продавать американским производителям автомобилей дизельные двигатели. Грузовик стал активно вытеснять лошадь из сферы грузоперевозок.



КРАХ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Мировой экономический кризис 1929–1940 гг., который в США принято называть "Великой депрессией", привел к краху многие американские автомобильные компании. В 1938 г. калифорнийский производитель тяжелых грузовиков и автобусов класса люкс компания Fageol Motors Co из-за финансовых проблем была продана предпринимателю Theodore Alfred Peterman, который занимался заготовкой леса и пиломатериалов. Покупая компанию, он предполагал начать производство грузовиков, предназначенных для перевозки леса. В документах завода, открытого в 1939 г., упоминается об отгрузке первой партии из 14 грузовиков Peterbilt в том же году. В 1940 г. уже было выпущено 82 машины. Конечно, эти объемы производства еще не могли составить конкуренцию таким компаниям, как Ford, на заводах которой выпускали сотни грузовиков в день, но ориентированная не на количество, а на качество продукция Peterbilt уже начала завоевывать широкое признание. Это было связано еще и с тем, что инженеры завода тщательно изучали, в какой продукции нуждается потребитель и конструировали грузовики с учетом его непосредственных потребностей.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Первоначальное назначение
грузовиков Peterbilt - перевозка леса

До конца 1970-х гг. цифрами "2" и "3" в маркировке моделей грузовиков Peterbilt обозначали количество осей – двух- или трехосные модели. Первые модели Peterbilt – 260, 360, 334 – были выпущены в 1939 г. Первым двигателем, установленным на Peterbilt, был мотор компании Cummins мощностью 150 л.с. Однако из-за начала Второй мировой войны производство тягачей и бортовых грузовиков было приостановлено.


В 1945 г. умер T. A. Peterman. Для сохранения и возможного развития бизнеса его супруга Ида продала права на компанию семи управляющим из Peterbilt Motors Co, оставив за собой владение земельными участками. В 1958 г. Ida Peterman объявила о том, что хочет продать землю под строительство торгового центра. В этой ситуации акционеры приняли решение продать свои акции компании PACCAR (Pacific Car & Foundry Co), которая еще в 1945 г., стремясь занять влиятельное положение на рынке больших грузовиков, приобрела активы компании Kenworth – еще одного американского производителя грузовых автомобилей.

СABOVER: ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ

В 1949 г. появились две новые модели Peterbilt – 280 и 350 (двух- и трехосная соответственно). Это были грузовики классической компоновки с передним размещением двигателя. В то время ожидались изменения в законодательстве, ограничивающие длину автопоезда, и Peterbilt разработал модели с расположенными над двигателями кабинами, которые американцы называют "cabover". И хотя закон так и не появился, компания Peterbilt выпустила целую плеяду cabover, первой моделью из которых была 360 (1949 г.).

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Peterbilt "bubblenose" внешне
напоминали маневровые тепловозы

Эти грузовики были оснащены спальным отсеком. Для доступа к двигателю нужно было откинуть кабину вперед. Был доступ и через передние открывающиеся створки решетки радиатора, но он был более ограничен. Среди cabover наиболее известны модели 281/351 СОЕ (1956 г.) с кабиной Panoramic Saf-t-cab, грузовики серии UniLite – модели 352/282 (1958–1960 гг.). Популярные 350/280 (1953 г.), которые водители называли Bubblenose ("надутый нос"), внешне очень напоминали маневровые тепловозы. К серии Pacemaker относятся модели 352/282 (1970–1980 гг.), в том числе модификация 282 с колесной формулой 4 х 4 и модификация 352Н с более комфортными 86" и 110" кабинами и более мощным двигателем. В 1981 г. 362-я модель с двигателями Caterpillar и Cummins (мощность 354–608 л.с.) с полной массой автопоезда до 86,2 т заменила 352-ю и выпускалась до 2005 г. Грузовик отличался более высокой кабиной, улучшенным интерьером и более комфортной ходовой. Были и четырехосные его модификации – как с тремя задними и одной передней осями, так и с двумя задними и двумя передними управляемыми осями, а также версии с колесной формулой 6 х 6. В конце 1980-х гг. появилась 372-я модель – улучшенная версия 362-й модели. В ней для доступа к двигателю нужно было откинуть вверх переднюю панель кабины с фарами и решеткой радиатора. Грузовики серии Compact Cabovers (1973 г.), в которую входили модели 300, 310 и 320, разрабатывались совместно компаниями Kenworth и Peterbilt. На 320-ю модель с колесными формулами 4 х 2 и 6 х 4 устанавливали 6-цилиндровый двигатель Caterpillar с турбонаддувом объемом 10454 см3. Мощность такого двигателя составляла 304 л.с. при 1900 об/мин, а максимальный крутящий момент – 1559 Н.м при 1200 об/мин. Коробка передач была 9-ступенчатой.


В 1987 г. было выпущено не характерное для Peterbilt семейство грузовиков с кабинами cabover под названием Mid-Ranger, в которое входили модели Peterbilt-200 различных модификаций. Установленный на эту модель 6-цилиндровый двигатель Cummins с турбонаддувом (объем 5883 см3), развивал мощность 192 л.с. при 2500 об/мин. На эту модель устанавливали 6-скоростную коробку передач.

В КЛАССИЧЕСКОМ ИСПОЛНЕНИИ

На Peterbilt изготавливали и "капотники". В модели 358 (1965–1976 гг.) было применено новшество для Peterbilt – откидывающийся капот, а позже на эту модель стали устанавливать капоты из стекловолокна.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Самые невероятные проекты
строятся на базе Peterbilt

359-ю модель начали выпускать в 1967 г., а в 1973 г. дебютировала ее версия с кабиной 1100-й серии, в которой спальное отделение было выделено перегородкой. В 1978 г. инженеры получили задание увеличить спальное отделение. Так появился прозванный инженерами Big Mamoo "спальник" размером 127", который устанавливался на 359-ю модель. Только в 1986 г. 359-ю модель заменили 379-й.

С 1972 по 1975 гг. Peterbilt выпускал редчайшую 346-ю модель, на основе которой производили бетономешалки, краны, самосвалы, снегоочистители. Смесители и самосвалы выпускали и на базе 348–349 моделей (1970–1986 гг.). Это были первые модели Peterbilt с капотами из стекловолокна. Производилась и полноприводная версия 348-й модели с тремя ведущими мостами.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Хронология выпуска
основных моделей Peterbilt

Аналогичная 353-й модели 1973 г., но с более тяжелой рамой, длинным капотом, крупным бампером и мощнее по всем параметрам, 387-я модель была выпущена в 1976 г. Сошедшая с конвейеров завода в Мэдисоне и производившаяся до 1987 г., эта модель была сконструирована как угольный транспортировщик и успешно использовалась в этой сфере.

В 1987 г. появилась 377-я модель, имевшая капот и крылья из стекловолокна, двигатель мощностью 212–532 л.с. при 156–319 об/мин (в зависимости от модификации) и 9–15-скоростную коробку передач. Модель 377 выпускали до 2000 г.


Очень популярные среди водителей модели Peterbilt 378 и 379 (1987–2007 гг.) использовались для магистральных перевозок. Капоты, крылья и спальное отделение этих грузовиков изготавливали из стекловолокна. Гамма модификаций 379-й модели включает магистральные тягачи, бетономешалки и самосвалы. На нее устанавливали двигатели Caterpillar и Cummins мощностью 309–608 л.с. и механические 9–18-ступенчатые коробки передач. 379-я считается самой крупной моделью Peterbilt, которая к тому же отличалась большим количеством хромированных элементов внешней отделки.


Начиная с 1998 г. компания Peterbilt Motors совместно с Kingsley Coach начала выпуск передвижных домов – motorhome – на шасси грузовиков Peterbilt. Внутренняя отделка такого дома, состоящего из нескольких комнат, напоминает богато обставленную квартиру: лакированный деревянный пол, ковры, зеркала, люстры, дорогая мебель, аудио- и видеоаппаратура, кондиционеры. Кроме гостиной, имеются спальня, кухня, туалет и душ. Интерьер дома на колесах индивидуален и формируется в соответствии с пожеланиями заказчика. Масса motorhome близка к 17 т, длина – 13,5 м, расход топлива по шоссе – 30 л на 100 км. Стоимость такого приобретения может достигать и 240, и 500 тыс. долларов.

ЗВЕЗДА ЭКРАНА PETERBILT

Грузовики Peterbilt пользуются большой популярностью у кинорежиссеров. Они с удовольствием снимают выразительную, харизматичную машину в своих кинолентах. Так, Peterbilt-359 атакует бронированный автомобиль в фильме Dark Knight. Появляется Peterbilt и в кульминационном моменте фильма The Fast and The Furious. В киноленте Стивена Спилберга Duel (1971 г.) Peterbilt-281 (1955 г.) выступает эдаким самоуправляемым монстром, который преследует коммивояжера на легковом автомобиле. 359-я модель появляется на экране в фильмах Smokey and the Bandit (1977 г.), Joy Ride (2001 г.), Black Top (2000 г.) и в ленте Convoy 1978 г., которая с большим успехом прошла по кинотеатрам СССР и взбудоражила умы советских мальчишек. Peterbilt-377 – грузовик главного героя по кличке Red (актер Курт Рассел) из фильма Breakdown (1997 г.). В фильме 2007 г. Transformers Peterbilt-379 играет роль авторобота – представителя внеземной цивилизации по имени Optimus Prime. Эту же модель сняли и в фильме 2000 г. "Брат-2", в котором американский дальнобойщик подвозит главного героя, сыгранного Сергеем Бодровым.

БЫЛИ БЫ ЖЕЛАНИЕ И ДЕНЬГИ...

Большинство грузовиков Peterbilt антикварного возраста находятся на своей родине – в США. На всевозможных американских выставках и шоу можно увидеть даже первые модели 1939 г. Эти автомобили активно покупают как коллекционеры и любители автоистории, так и те, кому просто нужна надежная "рабочая лошадка".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Peterbilt 357 пользуется
неимоверной популярностью

Так, Peterbilt-379 1946 г. можно купить за 50 тыс. долларов, Peterbilt-359EXHD 1959 г. оценивают скромнее – 18,5 тыс. Цена на 351-ю модель 1961 г. колеблется от 15 до 22 тыс. долларов. За модель 281 1964 г. могут запросить 25 тыс., а за Peterbilt-359 выпуска начала 1970-х гг. – 13–19 тыс. долларов. Модели начала 1980-х гг. – 362, 352Н, 351, 359 – продаются в диапазоне от 5 до 25 тыс. долларов.

PETERBILT MOTORS СЕГОДНЯ

В настоящее время компания Peterbilt Motors со штаб-квартирой в г. Дентон (штат Техас) и производственными мощностями в Дентоне, Мэдисоне и в Канаде выпускает грузовики среднего и тяжелого классов. Ежедневно только завод в Дентоне на территории площадью 40 тыс. м2 производит около 100 грузовиков. Сборка одной современной модели, например, Peterbilt 387, состоящей их примерно 20 тыс. деталей, занимает примерно 18 ч. Грузовики этой и других моделей изготавливают только под заказ. Заказчику 387-й модели предлагается 15 видов двигателей, возможность подобрать кабину и интерьер по своему вкусу, настроить грузовик с учетом климатических условий, в которых он будет эксплуатироваться, а также выбрать среди нескольких тысяч оттенков цвет кабины. В итоге заказчик получает с конвейера грузовик, собранный по его вкусу и потребностям и способный тянуть груз массой 36 т.

В США ежегодный пробег грузовых автомобилей составляет около 663 млрд км, что приравнивается к 1750 млн расстояний до Луны. Львиную долю этих грузоперевозок "тянут" грузовики марки Peterbilt, которая уже почти 70 лет производит автомобили, заслужившие любовь и уважение водителей.

Материал подготовлен при содействии компании PACCAR (www.paccar.com)





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra