Первый...


илл.

Первый мотоциклетный
пробег по Уралу,
1912 год



Ежи Коссовский


Я долго думал, о чем было бы интересно узнать читателям "Игрушек для больших", и, в конце концов, решил рассказать историю жизни моего деда. Его отец, Александр Koссовский, поляк, служил в царской армии и принимал учасьте в крымской войне 1853-55 гг.. За героизм император соизволил поаелеть, чтобы его сыновья могли учиться и бесплатно получить высшее образование в любом высшем учебном заведении Российской империи. Интересно, что детей у моего прадеда тогда еще не было. Первый сын, мой дед, Юлиан Кoccoвcкий, родился только через много лет, в 1867 году, но слово царя было свято, и мой дед, а впоследствии также и его брат, окончили Технологический институт в Петербурге. В это время Технологический был одним из лучших высших учебных заведений в Европе. Здесь учились студенты многих стран, а преподавали известные в мире профессора. Но я думаю, что мне не требуется так подробно объяснять все это читателям "Игрушек". В 1895 году дед стал выпускником этого знаменитого училища. Ему сразу предложили работать в Сибири (в привислинском крае, бывшей территории Польши, работать ему было нельзя). Как инженер-строитель, специалист в области строения дорог и мостов, он нашел много мест, где мог применить свои способности. В Сибири он получал очень хорошую зарплату. Он работал в Иркутске, Новосибирске и других местах. И в семейном фотоальбоме сохранились многие снимки тех времен (на берегах Ангары, Оби и в других чудесных местах). Там он встретил много сосланных молодых людей, с которыми он подружился, среди них я помню одну фамилию его закадычного друга - Глеба Кржижановского, который в двадцатых годах стал одним из "отцов" НЭПа.


илл.

Так жк, как и большая часть высокообразованных молодых людей в России, дед видел, что политическая система страны не подходит уже под современную Европу. После революционного движения, в 1905 году, мой дедушКа был сослан. Но куда можно было сослать кого-то, кто и так жил в Сибири? Угадайте, пожалуйста. Его сослали... в Италию! И это не шутка. Два года он прожил в Венеции! Но без контактов с семьей и зарплаты. А была она очень хорошая. Дед все время покупал себе технические новинки Западного мира. Для лучшей охоты он купил себе американское ружье Винчестер (очень любил охотиться с бурятами). Купил фотокамеру и, в конце концов, купил мотоцикл. В это время он жил уже в Челябинске. Был год 1910-й, и он работал над строением и поддержкой в эксплуатации Транссибирской железной дороги между Челябинском и Уфой.


илл.

Его прогулки на мотоцикле пугали местное население, не говоря уж о лошадях. За ним в короткое время купили мотоциклы еще четыре человека, и образовался первый в Сибири клуб мотоциклистов. Он состоял из трех поляков и двух россиян, которые организовывали экскурсии в чудесные леса и горы Урала. Клуб был зарегистрирован в варшавской Компании Велосипедистов, которая назначила дедушку консулом.


илл.

В мае 1912 года дедушка решил проехать сам, без спутников, из Европы в Азию, то есть от Челябинска до Уфы. Всего было 350 километров, но по бездорожью и с одним населенным пунктом. Сегодня это расстояние можно проехать без проблем, но посмотрите на эти мотоциклы, чуть не велосипеды, с ременным поясом между двигателем и колесом.


илл.

Как решил, так и поехал. На всю запланированную дорогу ушло меньше, чем 24 часа, без больших проблем, не считая пробитой шины. Tак в мае 1912 года произошёл первый, как думаю, пробег на мотоцикле из Европы в Азию. С этого проезда не сохранились никаких снимков, просто никто их не делал. Однако есть многие другие фотографии, некоторые из них я бы хотел представить. Первое фото представляет мотоциклистов перед домом моего деда в Челябинске, первый справа - это он сам, Юлиан Коссовский (он в форме инженера железных дорог), первый слева - его старший сын, а мой дядя, Доброслав. Следующие снимки представляют сценки, снятые во время различных экскурсий в чудесную природу Сибири.


илл.

Проезд через Урал не остался неизвестным. Варшавская Компания велосипедистов прислала моему дедушке золотой жетон с посвященном. Тот жетон, так же, как и альбом со снимеами, сохранились во время всех бурь первой мировой войны, революции, выезда в Польшу после рижского мира, Второй мировой войны. Все они очень высокого качества, на них видны все детали мотоциклов и одежды. Может быть интересно будет узнать о дальнейшей судьбе деда. Как я уже говорил, он уехал в Польшу в 1920 году, где позже работал кaк инженер железных дорог и мостов. Еще перед Второй мировой войной стал пенсионером, но продолжал работать. Умер он в городе Познань в 1963 году на 96-м году жизни. Интересно сказать, что один из его сыновей - Николай - остался в России маленьким ребенком, поскольку во время отъезда в Польшу он был очень болен, и нельзя было везти его. После 1920 года границы между Польшей и СССР были закрыты, u многие годы дедушka с бабушкой посылали при помощи Торгсина деньги семье Горшковых, которая воспитывала Николая. Братья, В том числе мой отец, который родился уже В Польше, встретились в первый раз только в 1956 году, когда раскрылись границы. И должен еще оказать, что брат дедушки, тоже инженер, не уехал В Польшу, и был расстрелян в 1936 или 1937 году В Ленинграде.


илл.

Во время бурь истории пропали вое материальные достатки нашей семьи, но сохранились немногие памятки. Мы обязаны хранить их и дальше.


илл.

В конце нужно сказать немножко слов о мотоцикле. Это была английская машина фирмы BROWN BROTHERS, которая начала производство мотоциклов в 1901 году со сборки различных частей других производителей (например, BSA). На них устанавливались двигатели известной фирмы MINERVA, которая производила их по лицензии швейцарской фирмы ZEDEL. С 1903 года началось производство собственных двигателей - четырехтактных с объемом цилиндра от 292 до 499 кубических сантиметров. До 1914 года мотоциклы продавались под марКой BROWN, с 1915 года - под маркой VINDEC. Не знаю точно, какую модель купил мой дедушка, но, судя по снимам, думаю, что объем цилиндра тут ближе к 499 куб. см. Крутящий момент двигателя проходил через бесступенное переключение скорости и ременный привод на заднее колесо. Из рассказов дедушки помню, что максимальная скорость мотоцикла достигала 80 км/ч, и прошёл он около 30 000 километров, когда его нужно было оставить.

илл.
Вот и конец моей истории, крепко связанной с судьбой моей семьи, и надеюсь, что будет она интересна читателям "Игрушек".





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra