Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 19 » Откуда прискакала "гарцующая лошадь"

Откуда прискакала "гарцующая лошадь"



 

илл.

Откуда прискакала "гарцующая лошадь"


Владимир Князьков


Символ марки "Феррари" - изображение вставшей на дыбы черной лошади на золотом фоне. Еще ее нередко называют гарцующей лошадью от итальянского "Cavallino Rampante", хотя это и не совсем правильно. Ведь понятия гарцевать и становиться на дыбы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Но мы поговорим о том, откуда взялась эмблема, вошедшая ныне в десятку наиболее узнаваемых во всем мире торговых марок, судьбы каких людей связаны с ее историей.

На сей счет существуют, по крайней мере, две правдоподобные версии, отличающиеся некоторыми историческими подробностями. Большинство исследователей сходятся на чем-то среднем, золотой середине, объединяющей оба варианта.

Энцо Феррари в своей автобиографической книге "Мои жуткие радости" пишет, что рисунок черной лошади первоначально был нанесен на фюзеляж самолета майора Франческо Баракка, лучшего итальянского летчика времен первой мировой войны. До своей гибели он успел сделать шестьдесят три боевых вылета и сбить тридцать четыре самолета противника. Далее Феррари вспоминает, как символ "гарцующей лошади" был преподнесен ему — "на счастье" — графиней Паолиной Баракка, матерью Франческо. Поводом для чего послужила победа молодого Феррари, тогда ему было 25 лет, в гонке по маршруту Савио-Равенна в июне 1923 года. Приняв подарок, Феррари, с разрешения родителей пилота, сделал эту эмблему сначала своей собственной, а затем и общей для всех членов вновь созданной им гоночной команды Scuderia Ferrari — "Конюшня Феррари". Изображение при этом несколько изменилось: теперь лошадь стояла лишь на одной ноге вместо двух, а ее хвост, опущенный в оригинале, поднялся вертикально вверх. Рисунок стал более выразительным и динамичным. В качестве фона Феррари использовал золотой цвет своего родного города Модены. Позднее в верхней части эмблемы появились зеленый, белый и красный цвета национального флага Италии. Эмблема "скудерии" была и до сих пор сохранилась в традиционной форме треугольного геральдического щита. Трансформировавшись в вытянутый по вертикали прямоугольник, она стала торговой маркой завода "Феррари", отсчитывающего свою историю с 1947 года.


илл.

Но вернемся назад, в начало прошлого века. Кем же был человек, чей символ встречает восторженный прием болельщиков на гоночных трассах всего мира и неизменно вызывает уважение и восхищение у посетителей автосалонов? Франческо Баракка родился 9 мая 1888 г. в небольшом городке Луго, в провинции Романья в северной Италии. Его родители, граф Эн-рико и графиня Паолина Баракка, процветающие землевладельцы,не мыслили для своего сына другой карьеры, кроме военной. Но армейскую службу он начал в области, весьма далекой от едва нарождавшейся тогда авиации. В 19 лет Франческо поступил в Военную школу в Модене, где он стал кавалерийским офицером. Существует множество историй относительно происхождения рисунка "гарцующей лошади", так или иначе связанных с кавалерийской молодостью Баракка. Как бы то ни было, хронологически первым достоверным источником является фотография, датируемая примерно 1910/1911 годами. На ней Франческо запечатлен со знаменем Пьемонтского кавалерийского полка. А на знамени красуется уже знакомый силуэт лошади.

Авиация была в те годы еще чем-то вроде нового модного вида спорта и развлечения, в основном для "золотой" молодежи. Наибольших успехов в этом деле добилась Франция, куда стремились попасть рвущиеся в небо парни из других стран. Не удивительно, что для молодого, ищущего приключений итальянского аристократа авиация представлялась гораздо более привлекательной по сравнению со скучной и однообразной кавалерийской службой. Он отправляется в летную школу в Реймс и в июле 1912 года получает гражданскую летную лицензию, а полгода спустя — и военную. Вернувшись на родину, Баракка поступает на службу в Battaglione Aviator! (авиационный батальон) — первое такого рода подразделение итальянской армии.

Поначалу он летал на самолете-разведчике "Капрони", затем на двухместном истребителе "Ньюпор 10". Несколько раз ему пришлось встретиться с самолетами противника, однако по странной иронии судьбы его пулеметы всегда заедало в самый неподходящий момент... Наконец, в начале апреля 1916 года Франческо получил свой первый одноместный истребитель "Ньюпор 11", а уже шестью днями позже открыл счет воздушным победам. Через год он пересел на более совершенный "Спад 7", а затем и на "Спад 13". Именно этот самолет изображен на фотографии Ба-ракка, уже заполучившего к тому моменту немало боевых наград. Позднее эта фотография послужила основой для хорошо известного портрета работы художника Этторе Грациани. Но если на фотографии Баракка запечатлен на фоне камуфлированного биплана, то на живописном портрете — это уже вольность художника, — верхнее крыло самолета раскрашено в цвета итальянского триколора.

Сейчас, в эпоху сверхзвуковой реактивной авиации, с трудом можно представить себе, как на ЭТОМ вообще можно было когда-то не то чтобы воевать, но даже просто летать! Хрупкая конструкция из деревянных, обтянутых тканью реек, с держащейся на бесчисленных проволочных растяжках коробкой крыльев все же позволяла пилоту (если он еще не был ранен) иногда удачно приземляться. И все же обе машины — и "Ньюпор", и "Спад" — считались одними из лучших истребителей своего времени. Последний, выпущенный в 15 тысячах экземплярах, состоял на вооружении ВВС Франции, США и Италии и был излюбленным самолетом таких асов, как Фонк, Гинеме, Баракка, Рикенбэкер...


илл.

25 октября 1917 года (знакомая дата, не правда ли?) Баракка был сбит, а в течение следующего дня его сбивали еще дважды! При этом летчик умудрился ни разу не пострадать, зато ему пришлось несколько дней добираться до своего аэродрома, поскольку итальянские войска тогда отступали. В другом случае причиной уничтожения его самолета стал не противник, а случайная искра, проскочившая в момент заправки горючим. В перерывах между боями Баракка нашел время для написания автобиографии и популярной до сих пор книги "Как закончить войну".

Среди прочих наград он получил бронзовую и серебряную медали за храбрость. Кульминационным же моментом стало для Франческо вручение ему королем Италии золотой медали. Церемония имела место 5 августа 1917 в зале знаменитого театра Ла Скала в Милане. Тогда же летчик был награжден Рыцарским Крестом военного ордена Савойи.


илл.

Почему-то большинство легенд оказываются со временем окутаны покровом тайны. Так и в случае с гибелью Франческо Баракка в июле 1918 года. Историки до сих пор спорят, был ли он сбит самолетом австро-венгерских ВВС или пулеметным огнем с земли. Так или иначе его загоревшийся самолет упал на занятую противником территорию. Но, судя по всему, летчик был жив и сумел выбраться из-под обломков. После отступления австрийцев тело итальянского аса было найдено в стороне от самолета. Он был убит единственной попавшей в голову пулей.

В память о национальном герое был установлен обелиск на центральной площади его родного города Луга. Рядом находится посвященный ему небольшой мемориальный музей, центральным экспонатом которого является прекрасно отреставрированный "Спад 7". Другой памятник Франческо Баракка находится на площади его имени неподалеку от центра Милана.

Уже во время второй мировой войны в память о Баракка самолеты одного из полков ВВС Италии несли изображение "гарцующей лошади" на фюзеляжах и его роспись на капотах.

Старший брат Энцо Феррари, Альфредино, служил в одной эскадрилье с Франческо Баракка и также погиб в бою. Возможно, поэтому "гарцующая лошадь" была вручена Энцо в знак памяти о двух пилотах. Памяти, увековеченной в эмблемах тысяч автомобилей, составляющих национальную гордость Италии.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra