От редактора




илл.

 

Кладбище наших надежд

По образованию я - инженер-механик. Возможно, и по призванию тоже. Не знаю. Мне так и не довелось этого проверить. В 1991-м, когда я закончил почти шестилетний курс обучения по специальности "Испытания летательных аппаратов", моя великая страна перестала существовать. Новая "родина" предпочла торговцев и брокеров, новые "рулевые" свернули космические программы и научные исследования, в очередной раз в нашей печальной истории "кто был ничем, тот стал всем". И наоборот...
илл.
илл. илл.
Что осталось, что живет во мне с того времени? Подступает комок к горлу, когда я смотрю кадры легендарной посадки "Бурана", щемит сердце, когда вспоминаю, как хладнокровно топили "Мир", и очень тяжелое чувство вызывают посещения кладбищ былой Цивилизации.

илл. илл.
...здесь даже не пасутся козы, как на развалинах Колизея с картинки из школьного учебника истории - местные крестьяне давно разучились содержать скотину. Здесь, на бывшем испытательном полигоне ЗИЛа, "пасутся" лишь искатели цветных металлов. Уникальная, не имеющая аналогов техника - прототипы и опытные образцы выдающихся советских вездеходов и амфибий - обречена на разграбление, на уничтожение, на забвение.

илл. илл.
В траве, в кустах, в буреломе - они догнивают там, где их застиг врасплох взрыв коллективного безумия. Когда-то за их фотографиями гонялись вражеские разведслужбы. Теперь они повержены и разбиты. Оказывается, подобного результата можно достичь и без ядерной бомбардировки. Вполне мирными, гуманными методами. Люди не утратили способности жить: пить, есть, ходить, дышать. Руки-ноги целы. Искалечены "всего лишь" души. Утрачена "всего лишь" память.

илл. илл. илл.
Пришло ли в нашу жизнь что-то хорошее за последние двадцать лет? Да, конечно. И все же давайте, быть может, в последний раз взглянем на то, чем мы за это расплатились.

автограф Илья СОРОКИН, главный редактор

илл. илл. илл.
"Изделие 4904",
пятитонный вездеход с роторно-винтовым двигателем, "шнек".
илл. илл.

 

"Изделие Э-167"
снегоход сверхвысокой проходимости. Разработан в 1962 году. В ходе сложнейших испытаний за Полярным кругом продемонстрировал выдающиеся результаты. Например, был способен уверенно передвигаться по снежной целине высотой в человеческий рост. Проанализировав показания своих разведывательных спутников, аналитики ЦРУ сделали вывод о том, что в СССР выпущено несколько тысяч арктических сверхпроходимых вездеходов, предназначенных... для нападения на США с Северного полюса. Им и в головы не могло прийти, что в очень удаленных друг от друга квадратах наблюдения в поле зрения спутников попадается одна и та же, единственная машина, способная невероятно быстро преодолевать десятки и сотни километров ледяного и снегового бездорожья.
илл. илл.

 

"Изделие 131 ПП"
один из первых отечественных грузовиков, оснащенных пневматической подвеской
илл.
Разбитый блок испытательных приборов со счетчиками пройденного расстояния по разным типам грунтов.

илл. илл.
"Изделие Э-135" (1965),
полноприводный двухмоторный вездеход с электрической трансмиссией, оснащенной двухскоростными мотор-колесами.

илл.
Останки уникального автомобиля повышенной грузоподъемности, который был способен, благодаря авиационному шасси, легко маневрировать в ограниченном пространстве.

илл.
Деревянная матрица для выклеивания анатомических сидений.

илл.
Этот каток - единственное, что сохранилось от уникального ПКУ-1 (1965) с движителем типа "Аэролл". Грузоподъемность 2,5 т, скорость по снегу 18 км/ч.

илл. илл.

 

"ПЭУ-1" (1966)
предназначалась для поиска и эвакуации экипажей одноместных космических спускаемых аппаратов. Конструкторам удалось достичь сложного компромисса между небольшими габаритами и массой машины, позволявшими транспортировать ее по воздуху, с одной стороны и, с другой стороны, требованиями высокой проходимости и хорошей плавучести, в соответствии с которыми машина обладала колесами большого диаметра, мощным двигателем, герметичным корпусом достаточного водоизмещения, водоходным движителем, грузоподъемным устройством для подъёма спускаемого аппарата, радиосвязью, пеленгационной и навигационной аппаратурой.
илл.
К сожалению, грозная надпись "НЕ ПОДХОДИ - ВИНТ" не смогла уберечь алюминиевые лопасти аэросаней К-30 от действий мародеров.

илл. илл.

 

"Изделие 5901" (ПЭУ-2)
поисково-эвакуационная установка, была построена в 1970 году в единственном экземпляре. В кормовой части - модуль для установки тяжелого многоместного спускаемого аппарата.
илл.

 

Передвижная лаборатории в aктивном полуприцепе ЗИЛ-137Б с гидравлическим приводом крутящего момента. Внутри - разбитые приборы, обрывки чертежей, огромные бобины с магнитной лентой. Их уже никому не расшифровать...
илл. илл.
"Изделие 49042" (1973)
прозванное испытателями "крокодилом", макетный образец, прототип знаменитой "Синей птицы".

илл.
Гнездо, свитое в чреве ПЭУ-2... Кто знает, есть ли будущее у живущих в нем птенцов? А у наших детей, растущих на обломках великой Цивилизации?

илл.
Памятный обелиск Виталия Андреевича Грачева на территории заброшенного полигона. Хорошо, что Мастер не видит того, что творится вокруг.

илл. илл.

 

"Изделие А-132" (1969)
за ласково-шутливым прозвищем "мыльница" скрывался прообраз многоцелевого плавающего армейского автомобиля.
илл. илл.
ЗИЛ-135 ЛМ.
На этом тягаче впервые в качестве материала кабины, с целью нейтрализации давления газов и пламени при старте ракеты, был применен стеклопластик.

илл. илл.
Пневмокаток с вырезанным алюминиевым диском - остатки сгоревшего макетного образца ЗИЛ-132 (1960).




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra