От редактора




 

илл.

Увековеченные

Интересное изобретение древних греков - деревянные монументы. Заранее обречённые на определённый срок. Сполна получив положенные почести, лет через пятьдесят герои великой битвы неизбежно покинут этот мир. А потомкам зачем лишний раз вспоминать о распрях, войне и пролитой крови. Никто из смертных не тронет сооружение пальцем - это святотатство! - но его сровняет с землёй время. Подход весьма спорный, но не лишённый мудрости.


илл.


илл.

Мы, однако, ставя памятники, не подразумеваем возможности их скорого разрушения. Напротив, стараемся убедить окружающих и, прежде всего - себя, что воспеваемое событие, трудовой или ратный подвиг, героический поступок или выдающееся достижение заслуживает многовековой памяти благодарных потомков. Под памятником мы обычно подразумеваем скульптурное сооружение, призванное напоминать о чём-либо.


илл.

Но ведь и дошедший до нас предмет культуры прошлого - это тоже памятник. Сам по себе, без постамента. Так, в художественном музее каждый экспонат - памятник живописи, в краеведческом -множество археологических памятников, а в музее декоративно-прикладного искусства - сплошь памятники народного творчества. А все вместе -это памятники нашей культуры. Музеи и создаются, в том числе, для хранения этих самых памятников в наиболее благоприятных условиях, с термометрами, барометрами и гигрометрами в экспозиционных залах и запасниках.


илл.

Скульптурные памятники, как правило, мирно уживаются с памятниками культуры. Нас не удивляет, что бронзовые Кирилл с Мефодием или Иван Фёдоров держат в бронзовых руках не менее бронзовые свитки, ведь мы понимаем, что стоящие на площадях фигуры - это художественные воплощения, аллегории, символы. Настоящие же, пергаментные и бумажные, памятники нашей письменности и книгопечатания должны бережно храниться в музеях под бронированными колпаками, потому как хрупки и тленны. Конечно, Юрий Долгорукий смотрелся бы куда историчней в подлинных боевых доспехах, а Юрий Гагарин - в настоящем скафандре, однако, памятники основателю Москвы и первому космонавту, занимающие привычные места на соответствующих площадях, целиком выполнены из специальных прочных сплавов, а памятники истории столицы и космонавтики бережно хранятся в соответствующих музеях. Потому что, несмотря на прочность и стойкость, обусловленные их предназначением - принять на себя, оберегая человека, страшные удары враждебной среды, перед лицом времени и они - хрупки и тленны.


илл.


илл.

Создать скульптурный памятник знаменитому паровозу, танку, автомобилю - дело серьёзное, тонкое, кропотливое. И недешёвое. Не в пример проще водрузить на пьедестал "живой" памятник истории техники. Подписано - и с плеч долой... Загремит литаврами оркестр, начальство перережет ленточку, детишки возложат цветы, потом все разойдутся, а памятник останется медленно умирать... Не пройдёт и года, машина как-то незаметно окажется без стёкол и приборов... После второй-третьей зимы оконные проёмы забьют фанерой или наглухо заварят стальным листом... Возможно, перед большими праздниками будут выметать из-под спущенных колёс продукты сризиологического и социального распада и грубо замазывать краской раковины ржавчины... Когда же памятник станет напоминать остов, его проблемой всё-таки придётся заняться. И займутся. И вновь героически решат. И не менее бодро отрапортуют... о перевыполнении плана по сдаче металлического лома. А на бетонную голгофу (дабы не страдал сложившийся архитектурный ансамбль), вполне вероятно, затащат новую жертву.


илл.


илл.

В первый раз мы подняли эту тему два года назад. Читательские письма возвращают к ней вновь и вновь. Писать об этом больно, но необходимо. Необходимо и что-то делать. Для консолидации всех, кому небезразлична история техники как зримое воплощение славной истории страны, для отстаивания наших интересов во властных структурах всех уровней, для реальной помощи гибнущим реликвиям, сейчас в Москве при активной поддержке нашего журнала создаётся некоммерческий благотворительный фонд...


илл.


илл.

Использованы фотографии, цитаты из писем и комментарии А.Кобрица, Ф.Лудека, В.Несолёного, А.Рязанцева, собственных корреспондентов журнала и участников интернет-конференции на AUTO.RU.

автограф Илья СОРОКИН, главный редакто




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra