Главная » Журналы » Журнал Bike Freak » Архив » Выпуск N 6 » Осколок золотой эры

Осколок золотой эры


Осколок золотой эры. Zundapp K800
Текст: Андрей "Котофей" Кочетов
Фото: Влад Лифановский

Период между окончанием первой мировой войны и началом "Великой депрессии", охватившей в 1929 году весь капиталистический мир, часто называют "Золотой эрой" развития мотоцикла. В это время мотоцикл уже зарекомендовал себя как доступное и надёжное средство передвижения, а конкуренция со стороны автомобиля ему ещё не грозила.

Именно в это время, а точнее в 1917 году, появляется одна из известнейших немецких марок - "Цюндапп" (Zundapp). Изначально компания расчитывала заниматься оружейными комплектующими, но свой огромный завод она построила как раз к окончанию войны. Немного подумав, она решает сделать своим конверсионным продуктом мотоцикл, взяв за прототип английский Levis. Взяв на вооружение лозунг "Мотоцикл для каждого", в 1922 году "Цюндапп" выпускает с конвейера своего первенца - 200-кубовый "Z 22". А уже через несколько лет фирма прочно зарекомендует себя на рынке лёгких мотоциклов, успешно конкурируя с "ДКВ". Успеху компании содействуют также многочисленные маркетинговые достижения, среди которых фантастический по тем временам пробег через всю Европу в Африку и рекордный заезд в Берлине, при котором мотоцикл Zundapp умудрился проехать на одном литре бензина 133 км 514 м.

Новая эпоха в развитии компании начинается в начале 1930-х годов с приходом новых конструкторов - братьев Рихарда и Ксавьера Кюхен. Их детище - семейство "К", выпуск которого компания начала в 1933 году, - объединено общими конструктивными решениями: двигатель в блоке с 4-ступенчатой коробкой передач (вместо зубчатых пар - цепные передачи), карданный привод на заднее колесо, рамы из штампованных элементов.

А вот сами двигатели были на редкость разнообразны: одноцилиндровый 200-кубовый "двухтактник", двухцилиндровые 4-тактные нижнеклапанные "оппозиты" объёмом 400, 500 и 600, и - вершина программы - 800-кубовый 4-цилиндровый оппозитный двигатель. Модель, названная "К 800", выпускалась как соло, так и с коляской, а также имела армейский вариант "К 800W" (Wehrmacht). Этот мотоцикл выпускался с 1933-го по 1938-й год. За это время было выпущено около 600 единиц этой модели. А потом была война...

Прошло уже почти 70 лет со времён появления модели К-800. Сейчас подобный мотоцикл - большая редкость, гордость владельцев и предмет вожделения многих коллекционеров. Кто бы мог подумать, что наиболее доступное средство транспорта, приобретённое в своё время явно в утилитарных целях, может вызывать столько эмоций, поражать своей элегантностью и красотой. Конечно, многие экземпляры тех лет давно уже сгнили в сараях под мешками с картошкой, но некоторым из них повезло больше, и они попали в руки реставраторов.

"К-800" - это не случайный выбор. Четыре цилиндра - большая редкость для первой половины 20-го века. Дмитрий Лебедев довольно долго искал подходящий экземпляр и, найдя мотоцикл с хорошей комплектностью, взялся за восстановление. В прошлом номере мы писали о мастерской "Лебедев-Эксклюзив", и тем из вас, кто читал этот материал, уже известно, с какой трепетностью эти люди относятся к всякой старинной технике, а в данном случае это была не просто очередная реставрация, а старая мечта. Из груды железа восстал, сияя хромом, символ той мотоциклетной эпохи, современник второй мировой, свидетель смены режимов и строев. Этот мотоцикл пережил многих своих хозяев и, если бы смог, поведал бы нам долгую историю.

Так же, как сейчас, мы любуемся его красотой, так же перед ним стояли много лет назад люди, испытывавшие схожие эмоции, тоже восхищавшиеся им, но не как раритетом и редким коллекционным экземпляром, а как последним достижением техники, таким современным, мощным и быстрым. Эти люди были по-другому одеты, по-другому воспитаны, они чего-то не знали, но знали много такого, что с годами было утеряно...

Вторая мировая война нанесла серьёзный ущерб всей немецкой мотопромышленности. Но уже к началу пятидесятых бурный экономический рост подстёгивает мотопроизводителей неимоверно возросшим спросом на их продукцию. "Цюндапп" быстро развивается. Именно к этому времени относится знаменитый "Зелёный Слон" - спортивная модель "KS 601" 1951 года. Правда, хорошие времена длились недолго. К концу пятидесятых автомобиль, уже доступный многим, становится реальным конкурентом мотоциклу. Вовремя переориентировавшись на выпуск лёгких мотосредств (в том числе мопедов и мотороллеров), "Цюндапп" избежал участи многих своих конкурентов, не просто оставшись "на плаву", но и переселившись в новый современный завод.

Несмотря на общее состояние упадка, царившее в мотопромышленности Германии в 60-70-х годах, компания преуспевала, став крупнейшим производителем в ФРГ и выпуская удачные мотоциклы для внедорожных гонок и "двухтактники". Это время отмечено многими спортивными победами марки, в том числе на крупнейших международных соревнованиях.

К сожалению, очередное падение спроса на мотопродукцию в начале 1980-х "Цюндаппу" пережить не удалось. В 1985 году компания обанкротилась и её оборудование было вывезено в Китай. Таков был бесславный конец великой немецкой марки, оставивший яркий след во всемирной истории мотоцикла.

Как античные статуи и картины классических художников рассказывают людям о былых временах, демонстрируя культуру давно исчезнувших стран и народов, так и это произведение технического искусства будет радовать ещё не одно поколение. Попав наконец в правильные руки и обретя вторую жизнь, оно расскажет историю мотоцикла ещё многим и, кто знает, быть может займёт в каком-нибудь журнале будущего достойное место в рубрике "Мотоциклы позапрошлого века".

ТЕХНО:
  • Модель: Zundapp "K 800"
  • Годы выпуска: 1936 г
  • Двигатель: оппозитный 4-цилиндровый SV (804cc)
  • Коробка передач: 4-скоростная с ручным переключением
  • Карбюратор: Amal 5/406PS
  • Передача: карданная
  • Зажигание: Bosch W175 T1
  • Генератор: 60/70W
  • Аккумулятор: Bosch 6V, 7Ah
  • Резина: 3,50 или 4 х 19"
  • Бак: 15л.
  • Параметры
    • Мощность: 22 л/с при 4300 об/мин.
    • Степень сжатия: 5,8:1
    • Скорость:
      • 110 км/ч (соло)
      • 95 км/ч (с коляской)
    • Расход топлива:
      • 6,5 л на 100 км (соло)
      • 7,5 л на 100 км (с коляской)
    • Расход масла: 0,15 л на 100 км
  • Размеры
    • Сухая масса: 212 кг (без коляски)
    • Длина: 2165 мм
    • Ширина: 815 мм
    • Высота: 900 мм
    • Высота седла: 720 мм
    • Колёсная база: 140 5мм
    • Клиренс: 120 мм
илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.
 
илл. илл. илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra