Они такие разные


ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ



В. Ефремова


Едва ли найдется женщина, которую испугает обилие товара в парфюмерном или, скажем, обувном отделе. Наоборот, чем богаче выбор, тем лучше настроение у покупательницы, тем ярче блеск в ее глазах. А теперь вообразим себе даму, которой предстоит покупка автомобильного масла или шин. В этом случае поход в магазин может превратиться в сущий кошмар! Если духи можно выбрать по запаху, а обувь по внешнему виду и удобству, то нюхать масло или какой-нибудь антифриз - занятие неблагодарное, а перемерить столько покрышек, сколько мы обычно меряем туфель, - задача просто нереальная!

Иначе говоря, отправляясь в автомобильный магазин, надо четко знать, что тебе нужно. А чтобы не захлебнуться в потоке незнакомых названий и цифр, необходимо иметь хотя бы общее представление о товаре, который ты собираешься приобретать. Конечно, когда требуется заменить какую-то деталь можно поручить покупку мастеру, но существует ряд элементарных вещей, которые надо делать регулярно, например, менять масло или переобувать автомобиль. Здесь неплохо было бы ориентироваться самому.

Начнем с покрышек

Шины - единственное связующее звено между автомобилем и дорогой. От сцепных свойств колеса зависит прежде всего ваша безопасность, поэтому надо регулярно проверять состояние протектора и боковин, следить за тем, чтобы не было порезов или других повреждений, чтобы глубина рисунка протектора соответствовала общепринятым нормам.

Справка. Протектор - часть покрышки, которая соприкасается с дорогой. С внешней стороны протектор имеет выпуклый рисунок, так называемую "беговую дорожку", с помощью которой можно определить, насколько шина приспособлена к тем или иным дорожным условиям. Этот рисунок может иметь или не иметь направление. В первом случае на боковину шины наносится стрелка, указывающая направление вращения при установке колеса на автомобиль.


По типу каркаса шины делятся на радиальные и диагональные.

Справка. Каркас - основная часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, обеспечивает прочность шины.


Конструкция диагональных покрышек устарела, но их пока еще выпускают, поскольку они дешевле в производстве и менее подвержены разрушению при различных повреждениях, кроме того, они лучше поглощают вибрации от неровной дороги. Шины с радиальным каркасом более шумные, они более чувствительны к ударам и порезам, но зато гораздо лучше влияют на управляемость автомобиля, более долговечны и имеют пониженное сопротивление, что позволяет уменьшить расход топлива.

Диагональные шины рекомендуется использовать тем, кто вынужден ездить по разбитым дорогам, с небольшой скоростью. В остальных случаях лучше ставить на автомобиль радиальные покрышки.

Ни в коем случае не устанавливайте на машину разные типы шин, даже парами, например, диагональные спереди, а радиальные сзади! Это неоправданно и опасно.

Как диагональные, так и радиальные покрышки могут быть камерными или бескамерными. В бескамерной шине под первый слой каркаса наносится воздухонепроницаемый резиновый слой. Покрышка плотно посажена на обод, за счет чего достигается полная герметичность.

Обычные шины, состоящие из покрышки и камеры с вентилем, сейчас используются очень редко.

Шины можно разделить на летние, зимние, всесезонные и - 4 x 4.

Летние шины имеют ярко выраженные продольные канавки для стока воды из той части протектора, которая соприкасается с дорогой. У летних шин плавный переход от протектора к боковинам, нет микрорисунка и слабо выраженны поперечные канавки. Такие покрышки лучше всего обеспечивают сцепление с сухой и мокрой дорогой, очень долговечны и прекрасно приспособлены для скоростной езды. Однако они плохо подходят для движения по грунтовым и зимним трассам. Такие шины предназначены для городских дорог в теплое время года. В зависимости от профиля и рисунка протектора летние скоростные шины могут значительно противостоять перегреву и поддерживать постоянно высокий коэффициент сцепления с дорогой независимо от скорости автомобиля.

Зимние шины имеют сложный фигурный рельеф в виде шашек и разветвленный микрорисунок. Такие покрышки обеспечивают сцепление с обледенелой, заснеженной дорогой. Их хорошо использовать как на укатанном снегу, так и на гладком льду или на жидкой снежной грязи. Они хорошо переносят низкие температуры за счет высокой пластичности резины. Однако именно это качество не позволяет использовать такие шины летом. Конечно, никто не сможет запретить вам ездить на зимних покрышках весь год, но в теплую погоду такие шины быстро изнашиваются, перегреваются, в широкие ложбинки протектора попадают мелкие твердые предметы. А если резина еще и шипованная! На сухом асфальте шипы имеют обыкновение выскакивать и стачиваться, тем самым не уменьшая, а увеличивая скольжение. Кстати, осенью тоже совершенно необязательно ставить шипованные колеса. Такие покрышки хороши для гололеда, для загородных трасс. С городскими обледенелыми дорогами вполне справляются обычные зимние покрышки. Однако здесь не существует единого мнения - у шипованной резины достаточно как сторонников, так и противников. Добавлю, что зимние покрышки обозначают индексом M+S и они часто имеют направленный рисунок.

Всесезонные шины имеют разветвленный рисунок протектора, а также дополнительные прорези микрорисунка. Обозначаются снежинкой или каплей л0ибо имеют маркировку all season или tous terrain. Такие шины хорошо приспособлены к езде по сухому и мокрому асфальту, а также к зимним дорогам. В принципе можно поставить такие шины на автомобиль и горя не знать, проверяя время от времени их состояние. Это в случае, когда нет особых претензий, поскольку все-таки по сравнению с летними такие покрышки отличаются большим износом и менее приспособлены для скоростной езды, а по сравнению с зимними проигрывают на обледенелой дороге.

Шины 4 x 4 имеют разреженный рисунок шашечного типа. Обладают внедорожными качествами и предназначены для полноприводных автомобилей.

Помимо всего перечисленного, шины различают по размеру и индексам нагрузки и скорости. Эти параметры задают конструкторы и производители, поэтому их лучше не менять без совета специалиста.

Диски

К счастью, диски не требуется менять так часто, как покрышки, однако, учитывая состояние наших дорог, нужно следить, чтобы эта деталь, так же как и шины, была в хорошем состоянии. Это не значит, что каждую неделю следует заезжать в шиномонтаж, просто хорошо бы не забывать о том, что колесо состоит не только из резины, и время от времени проверять - нет ли на диске повреждений.

Технология изготовления предполагает три вида колесных дисков.

Стальные - самые тяжелые, более всех подвержены коррозии и, кроме того, обладают невыразительным дизайном, изменить который практически невозможно. Зато при ударе они не трескаются, а мнутся, легко поддаются рихтовке и имеют невысокую стоимость.

Литые диски - гораздо легче стальных, что благоприятно сказывается на подвеске автомобиля и повышает безопасность при езде. Кроме того, снижается расход топлива и улучшается динамика разгона. Еще среди достоинств хочется отметить самый богатый выбор дизайнов. Однако такие диски не поддаются восстановлению в случае повреждений - при ударе они не мнутся, как стальные, а трескаются или вообще могут расколоться.

Кованые диски - самые легкие и прочные из всех, но зато и самые дорогие и, кроме того, не отличаются разнообразием дизайнов.

Литые и кованые диски могут быть алюминиевыми или магниевыми. Магний легче алюминия, но больше подвержен коррозии, поэтому существуют различные защитные краски и лаки, которыми покрывают магниевые диски. Это довольно дорого, поэтому такие диски используются в основном на спортивных автомобилях.

При выборе дисков, так же как и в случае с шинами, не стоит изменять параметры, установленные производителем, такие, как ширина обода диска, монтажный размер, размер вылета, формула колеса, которая включает в себя количество крепежных отверстий и диаметр расположения центров крепежных отверстий колеса. Попросту говоря, ограничьте свой выбор дизайном и технологией изготовления дисков, во всем остальном строго соблюдая рекомендации производителя.

Моторное масло

От этого продукта напрямую зависит работа двигателя, его мощность и долговечность, а также количество потребляемого топлива и защита окружающей среды.

Моторное масло уменьшает трение, помогает обеспечить герметичность двигателя и поглощает тепло. Все это улучшает работу двигателя, позволяя ему работать на полную мощность, сокращает потребление топлива и уменьшает выхлоп в атмосферу вредных веществ.

Это жидкая маслянистая смесь, содержащая некую основу (базу) и определенное количество добавок (присадок), увеличивающих вязкость, защищающих от износа и коррозии детали двигателя.

База бывает минеральная, синтетическая и полусинтетическая, которая представляет собой смесь двух первых.

Отличия в способе получения:

  • Минеральное масло создается путем перегонки нефти, а масло на синтетической основе получают химическим путем.
  • Из всех видов у синтетики самый высокий индекс вязкости и отличная сопротивляемость окислению. Она лучше всех переносит нагревание, сохраняя свои полезные качества даже при очень высоких температурах.
  • Масло на минеральной основе по всем параметрам уступает полусинтетике и синтетике, однако значительно выигрывает в цене.
Итак, база получена - теперь очередь присадок. По их количеству и качеству определяется качество масла.

Существует довольно большое количество добавок, перечислим основные из них:

  • увеличивающие вязкость - улучшают смазку работающего двигателя;
  • защищающие двигатель от коррозии - уменьшают износ мотора, снижающие трение - увеличивают срок действия двигателя;
  • предотвращающие окисление - помогают долгое время сохранять полезные свойства масла;
  • моющие - помогают предотвратить накопление примесей, поддерживают двигатель в чистоте;
  • предотвращающие образование пены - улучшают работу масляного насоса.
По международным стандартам моторное масло классифицируется по вязкости (SAE) и уровню эксплуатационных свойств (API или ACEA).

Подробно об этом мы писали в N 1 A&W.

Но, выбрав заветную канистру, надо следить, чтобы в ней не оказалась подделка. Для этого надо соблюсти еще несколько правил:

  • Не покупать масло на рынке.
  • На этикетке должны быть указаны дата изготовления, полный адрес изготовителя и информация о сертификации.
  • Следить, чтобы крышка была запечатана, на канистре не было подтеков, а этикетка была приклеена ровно.
И не забывайте, что настоящее масло всегда прозрачное и не имеет осадка.

Бензин

Говорят, что в Москве весь бензин из одной бочки. Некоторое время назад даже ходил слух, что 92-й в столице лучше, чем 95-й. Честно говоря, мало верится, но, даже если есть в этом доля истины, лучше все же опять соблюдать рекомендации производителя. Положено вашему автомобилю ездить на 95-м, заливайте 95-й, положено на 92-м - кормите машину 92-м. Конечно, лучше всего заправляться в одних и тех же местах, где качество топлива уже проверено опытным путем. А вот если вы отправляетесь в незнакомые места, да еще, например, за город, лучше взять с собой полную канистру, иначе ваша машина рискует получить ощутимый удар по здоровью. На провинциальной бензоколонке в топливе запросто может оказаться какая-нибудь гадость или, еще того хуже, - обычная вода. Кроме того, может случиться так, что на заправке будет только 76-й бензин! В этом случае самый оптимальный вариант - остановить какого-нибудь сердобольного водителя и попросить несколько литров, чтобы добраться до следующей бензоколонки, либо умолять довезти вас на тросе. Речь идет, конечно, о новом автомобиле, потому как у подержанных машин желудки луженые и литра два 76-го им не повредят. Если же останавливать некого, придется заправляться тем, что есть, но в минимальном количестве.

Антифриз

Это та самая жидкость, которая разбавляется в некоей пропорции и заменяет собой тосол, как разведенная уксусная эссенция заменяет уксус. Антифризы бывают силикатосодержащие и безсиликатные. Первые окрашены в синий или зеленый цвет, вторые - в красный. Безсиликатные жидкости более дорогие, но служат в два раза дольше и совершенно безвредны для системы охлаждения. В основном они изготавливаются крупными компаниями и разливаются в фирменные канистры, что защищает их от подделок. Силикатосодержащие антифризы постепенно устаревают, но еще вполне соответствуют общепринятым нормам, правда, они мене морозоустойчивы - рабочие температуры сине-зеленых - 35-40о С, а красных - 45-50о С.

По сравнению с водой антифриз более вязкий и менее теплоемкий. Это значит, что он хуже накапливает тепло и хуже его отдает, кроме того, цена "антихолода" не в состоянии конкурировать с бесплатной водой. И все же, все же: заливая H2O в радиатор, вы рискуете остаться без этой замечательной автомобильной детали, тем более осенью, когда заморозки могут ударить в любой момент.

Что касается тосола, то существует такая же опасность - просто потому, что легко нарваться на подделку. И, разумеется, срок службы антифриза говорит сам за себя: силикатосодержащего - 2-3 года; бессиликатного - 5 лет без потери свойств и без ущерба для элементов системы охлаждения. В то время, как вода и тосол способствуют износу деталей, с которыми они соприкасаются. Чтобы сменить один тип охлаждающей жидкости на другой, достаточно промыть систему охлаждения дистиллированной водой при рабочем двигателе прежде, чем включится вентилятор. А вот что нельзя делать ни в коем случае - так это смешивать различные типы!





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra