О страховании



 

илл.

Пять вопросов о
страховании олдтаймеров


Говорят, что после выхода в середине 60-х на экраны страны фильма "Берегись автомобиля!", резко возросло количество граждан, желающих застраховать свои "Москвичи" и "Волги". Если это и в самом деле так, перед нами классический пример того, как популярное средство массовой информации (а разветвлённая и доступная сеть кинотеатров именно таковым в то время и являлась), изящно и непринуждённо помогло клиентам и поставщикам услуг найти друг друга. Умели тогдашние пиарщики достигать цели без туповатых и навязчивых рекламных роликов, изобилующих примитивными штампами. Цель, кстати, в данном случае весьма благородная - страхование, несомненно, одно из гениальнейших изобретений и величайших благ цивилизации, сберегшее человечеству огромное количество времени, денег, нервов, а иногда и жизней. Следовательно, популяризация сего института - дело гуманное. Хотелось бы, чтобы публикация этого материала привлекла внимание современных страхователей к актуальной проблеме страхования старинных автомобилей, ибо в настоящий момент в этом сегменте рынка налицо превышение спроса над предложением, а Юрий Деточкин остаётся последним страховым агентом, охотно подписывавшим договора на страхование олдтаймеров (преимущественно, ГАЗ-21).

Помнится, в процессе организации трюкового ретро-шоу в спорткомплексе "Олимпийский" в июне 2001 года, сотрудники редакции обращались во многие страховые компании с вопросами о возможности застраховать раритетные автомобили и мотоциклы, которые должны были принять участие в этом мероприятии. Невнятные ответы менеджеров и отсутствие конкретных страховых программ, рассчитанных на олдтаймеры, свидетельствовали о том, что данный сектор страховых услуг в нашей стране пребывает в зачаточном состоянии. Как, впрочем, и многое другое.


илл.

Но дни идут, времена меняются. Рынок антикварной техники в России переживает очевидный подъём. Создаются серьёзнейшие частные коллекции и музеи. Многие влиятельные и богатые люди заразились "олдтаймер-вирусом". Иметь редкий автомобиль стало престижным. Впервые за долгие годы ретромоби-ли перестали быть лишь предметами подпольного вывоза из страны, теперь классические автомобили регулярно ввозятся в Россию, и спрос на них постоянно растёт. Вскоре перестанут быть редкостью и экзотикой туры в Европу за старинными автомобилями. Сразу несколько известных выставочных компаний планируют организацию тематических разделов по реставрации и коллекционированию в рамках крупнейших международных автомобильных выставок в Москве и Петербурге. Наметившаяся тенденция влечёт за собой развитие сопутствующих сфер: количество фирм, предлагающих реставрационные услуги, оригинальные запчасти, косметику для автоветеранов, литературу по ретромобилям увеличивается с каждым днём. Наконец-то и консервативные страховщики стали периодически проявлять осторожный интерес к этой теме, прекрасно осознавая, что даже в России у них осталось не так много рыночных секторов, в которых можно стать первыми, и не так много времени на принятие серьёзных решений.

С другой стороны, не проходит ни одной выставки, ни одной встречи с читателями, ни одной тематической конференции, где бы владельцы раритетов не задавали сотрудникам нашей редакции "горячих" вопросов о том, где и как лучше застраховать свои автосокровища. Это закономерно - люди стали чаще ездить за границу, активнее общаться с членами зарубежных олдтаймер-клубов, знакомиться с чужим опытом. Их уже перестаёт устраивать такая ситуация на страховом рынке, когда "вопросов больше, чем ответов".

Учитывая вышесказанное, становится понятно, что почва для разумного, интересного и нужного диалога готова. Решившись помочь заинтересованным сторонам найти друг друга, мы адресовали несколько вопросов руководителям крупных российских страховых компаний.

1. Раскрывая практически любой зарубежный журнал, посвящённый олдтаймерам, мы видим, что до двадцати процентов его рекламных площадей занимают предложения от страховых компаний. В чём Вы видите причину того, что отечественные страховщики не столь активно размещают информацию о своих услугах в журналах, ориентированных на коллекционеров старинной автотехники и владельцев антикварных автомобилей?



илл.

Андрей Намаконов, начальник отдела транспортного страхования страховой компании "РУКСО":
Низкая активность страховщиков связана с недостаточной информацией по данному вопросу.

Борис Абрамов, начальник отдела автострахования страховой компании "ГАРМЕД":
Каждая страховая компания ведёт анализ эффективности различных видов и средств рекламы и выбирает одёжку по себе.

Олег Зевакин, исполнительный директор страховой компании "ВСК-Москва":
Надо признать, что отечественные страховые компании, на мой взгляд, вообще, уделяют мало внимания своей рекламе по сравнению с другими финансовыми структурами (банками, финансово-промышленными группами, инвестиционными компаниями). Это, безусловно, распространяется и на издания, освещающие проблемы любителей автостарины. Второй причиной малого внимания страховщиков к сектору олдтаймеров является некоторая клубная замкнутость этого сектора в России, в то время как страховщики ориентированны на массовость продаж своих страховых продуктов.

Сергей Рябцев, начальник отдела страхования страховой компании "Интеррос-Согласие":
Среди общего количества владельцев автомобилей сегмент обладателей олдтаймеров очень узок. В России коллекционирование старинных автомобилей ещё не приняло те масштабы, которые оно имеет на Западе. Поэтому говорить о страховании старинных автомобилей как о продукте ещё нельзя, всё-таки это единичные случаи.

Сергей Саркисов, генеральный директор страхового общества "РЕСО-гарантия":
Начать надо с того, что изданий для коллекционеров старинных авто у нас не так много, как на западе. Там это рынок, а значит, и бизнес. У нас - хобби.

илл.

Во-вторых, и это самое главное, рынок автострахования в России не освоен и на 10%, поэтому страховщикам интереснее и выгоднее предлагать массовые страховые продукты. А страхование олдтаймеров, как ни крути, всё-таки эксклюзив.
Есть и третье обстоятельство: а насколько платежеспособны наши коллекционеры? Штучное, уникальное страхование всегда дороже массовых продуктов.

Илья Оленин, начальник управления автострахования группы "АльфаСтрахование":
В первую очередь ведущие российские страховщики стараются предоставить свои услуги так называемому массовому потребителю, т.е. клиентам- владельцам подавляющей части автомобильного парка. В то время как процент антикварных и иных раритетных транспортных средств (старше 30-ти лет) составляет незначительную долю. Стоимость этих автомобилей (с учётом норм износа и методик их расчёта) должна быть очень низкой, реально же затраты на восстановление таких экземпляров в ряде случаев могут достигать десятков тысяч долларов и более. Оценить эти автомобили достаточно точно не в состоянии даже независимая экспертиза (тем более согласовать их стоимость с владельцами). Скорее это вопрос, решаемый внутри самого круга обладателей подобных транспортных средств - своего рода аукционный подход. К тому же уплачивать огромные суммы страховых премий за автомобили, эксплуатируемые считанные дни в году, их владельцы не намерены. Все это и приводит к отсутствию у страховщиков интереса к данному сегменту рынка.

Галина Седова, начальник отдела автострахования страхового общества "Стандарт-Резерв":
Отечественные страховщики неактивно дают рекламу в изданиях указанного профиля, так как не имеют продуктов, которые могли бы предложить их читателям.

2. Планируется ли Вашей страховой компанией в ближайшее время разработка специальных страховых программ для авто- и мото- олдтаймеров?



илл.

Борис Абрамов, начальник отдела автострахования страховой компании "ГАРМЕД":
Пока нет.

Андрей Намаконов, начальник отдела транспортного страхования страховой компании "РУКСО":
В будущем году наша страховая компания планирует провести маркетинговые работы и разработать программу страхования олдтаймеров.

Илья Оленин, начальник управления автострахования группы "АльфаСтрахование":
Наша компания в ближайшее время не планирует разработку специальных страховых программ для антикварных и раритетных автомобилей.


илл.

Дмитрий Рогачёв, зам. генерального директора страховой компании "ЛиСТ и Ко":
Нашей компанией не планируется разработка специальных программ, т. к., по нашему мнению, для данного сегмента не требуются специальные программы.

Сергей Саркисов, генеральный директор страхового общества "РЕСО-гарантия":
Специальные программы мы пока не планируем. Подобные вещи рождаются тогда, когда есть массовый спрос на страховой продукт. Пока же мы вполне можем страховать такие машины как имущество, а те из них, что "на ходу", можно страховать по полису автострахования. Например, мы очень дружим с клубом "Автоамерика", и несколько раз страховали их экспозициии на выставках (на Савёловском, на "Автоэкзотике").

Олег Зевакин, исполнительный директор страховой компании "ВСК-Москва":
Безусловно, если возник интерес, то обязательно будут предложения.


илл.

3. В чём Вы видите основные проблемы, препятствующие более динамичному развитию данного сектора рынка страховых услуг в целом и как Вы можете прокомментировать недостаточно активное продвижение Вашей компании в этом направлении?


Олег Зевакин, исполнительный директор страховой компании "ВСК-Москва":
Серьёзным препятствием служит отсутствие нормативной базы по определению страховых стоимостей олдтаймеров, нормативов на восстановление, в том числе аварийное, отсутствие страховой статистики и, как следствие, невозможность применять актуарные инструменты для расчёта страховых тарифов.

Галина Седова, начальник отдела автострахования страхового общества "Стандарт-Резерв":
Наша компания принимает на страхование автомобили иностранного производства 1989 - 2001 годов выпуска. Автомобили более ранних годов выпуска в настоящее время страховать нецелесообразно по следующим причинам:
- нет методики оценки действительной стоимости таких автомобилей,
- нет методики расчёта ущерба при наступлении страхового события,
- расчёт убыточности автомобилей 1989 -1993 годов выпуска показал, что страхование данных автомобилей по тарифам, интересным для страхователей - неинтересно для страховщика.

Дмитрий Рогачёв, зам. генерального директора страховой компании "ЛиСТ и Ко":
Предложений нет, их количество минимально.


илл.

Сергей Рябцев, начальник отдела страхования страховой компании "Интеррос-Согласие":
Самую большую трудность при страховании старинных автомобилей представляет оценка.
Страховой тариф рассчитывается в процентах от стоимости автомобиля. Оценить обычную серийную машину сотрудникам страховой компании труда не составляет. Но в случае с олдтаймерами наступают трудности. В России очень мало специалистов, способных грамотно произвести оценку стоимости старинного автомобиля. К тому же экспертиза такого автомобиля очень дорого стоит.
Вторая проблема - высокая стоимость ремонта таких автомобилей. Если при страховом случае повреждается какая-либо деталь такого автомобиля, очевидно, что её замена или ремонт обойдется достаточно дорого. Необходимую запчасть нужно будет заказывать за границей, причём обычно запчасти для подобных автомобилей приходится делать на заказ на специальных заводах или мастерских. Очевидно также, что ремонт автомобиля сможет осуществить только автосервис, специализирующийся на ремонте и обслуживании автотехники такого рода.
Все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что стоимость страхования антикварных автомобилей очень и очень высока. Тариф в каждом случае может определяться индивидуально. Однако в любом случае с учётом дорогостоящей экспертизы и высокой стоимости ремонта, тариф на страхование олдтаймеров будет значительно выше, чем тариф на страхование серийных автомобилей.
Практика показывает, что столь высокие тарифы не привлекательны для страхователей.

Сергей Саркисов, генеральный директор страхового общества "РЕСО-гарантия":
Мы бурно развиваем массовое автострахование, удваивая количество договоров каждый год. Сегодня у нас более 60000 клиентов и это второй по стране портфель по автострахованию. Но в России больше 30 милллионов автотранспортных средств! Вот оно поле для работы страховщика!

Илья Оленин, начальник управления автострахования группы "АльфаСтрахование":
В случае серьезного развития сети клубов любителей автомотостарины, большего участия их во всевозможных (в том числе международных) мероприятиях появится реальная необходимость в страховом покрытии потенциальных рисков, следовательно, будут востребованы и программы страхования, в том числе специально разработанные для этой категории транспортных средств. В этой ситуации ведущие страховщики (в том числе и наша компания) начнут активное продвижение своих страховых продуктов для этого сегмента рынка.


илл.

Андрей Намаконов, начальник отдела транспортного страхования страховой компании "РУКСО":
Основной проблемой является сложность определения реальной стоимости "ретро" и стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.

Борис Абрамов, начальник отдела автострахования страховой компании "ГАРМЕД":
Мы ещё не доросли до этого вида страхования.

4. Ваш прогноз на будущее: каковы перспективы и динамика развития рынка страхования старинных автомобилей в России, через какое время его активность и объём приблизятся к уровню западных стран, будет ли на этом рынке присутствовать большинство страховых компаний или его поделят между собой два-три серьёзных игрока?


Олег Зевакин, исполнительный директор страховой компании "ВСК-Моск-ва":
Здесь очевидна прямая связь с динамикой развития рынка самих олдтаймеров. И когда его активность и объём будет приближаться к западному, без сомнения, вырастет и интерес со стороны страховщиков. При этом практика страхования специфических рисков в России показывает, что основными игроками будут от семи до десяти крупных и средних страховщиков с небольшой долей эпизодических продаж полисов малоизвестными компаниями или компаниями, ориентированными на другие сегменты рынка.


илл.

Галина Седова, начальник отдела автострахования страхового общества "Стандарт-Резерв":
О перспективах развития страхования старинных автомобилей ответить затрудняюсь.

Дмитрий Рогачёв, зам. генерального директора страховой компании "ЛиСТ и Ко":
Объем спроса по страхованию старинных автомобилей будет возрастать пропорционально страхованию обычных машин, активность возрастёт тогда, когда Россия по экономическому развитию приблизится к уровню западных стран. Как и в настоящий момент на рынке будет присутствовать много компаний.


илл.

Борис Абрамов, начальник отдела автострахования страховой компании "ГАРМЕД":
Динамика развития этого рынка будет соответствовать динамике роста благосостояния населения. Заниматься этим страхованием будут пробовать многие страховщики, но освоить рынок смогут только крупные компании.

Сергей Рябцев, начальник отдела страхования страховой компании "Интеррос-Согласие":
Сегодня рынок страхования старинных автомобилей в нашей стране не развит, можно говорить о единичных случаях, но не о массовом предложении этого вида страхования. Для активного развития рынка страхования старинного автотранспорта необходимо два фактора: активное развитие рынка автострахования вообще и развитие комплекса сервисных услуг по обслуживанию олдтаймеров.

Андрей Намаконов, начальник отдела транспортного страхования страховой компании "РУКСО":
Данный вид страхования в России будет постепенно развиваться, но только при заинтересованности потенциальных страхователей. Страховой рынок не будет поделён.

Сергей Саркисов, генеральный директор страхового общества "РЕСО-гарантия":
Несомненно, рано или поздно страховщики вплотную займутся и этим сегментом рынка. Когда именно, гадать не берусь. Скорее всего, заниматься этим бизнесом будет немного компаний в силу того, что это потребует особенных усилий.

Илья Оленин, начальник управления автострахования группы "Альфа-Страхование":
Не исключено, что в ближайшей перспективе динамика развития рынка старинных автомобилей усилится, обмены между клубами любителей этих авто серьёзно увеличатся, что приведёт к развитию рынка страховых услуг для этой группы клиентов. Что касается количества страховщиков, то скорее всего подобные риски смогут брать на себя только ведущие компании, т.к. ответственность (в том числе не только финансовая) за возможные последствия чрезвычайно высока.


илл.

5. В конце февраля мы планируем организовать в Москве конференцию по проблемам страхования олдтаймеров, ход и результаты которой будут подробно освещаться нашим журналом и близкими ему СМИ. В каком объёме Вашу компанию интересует участие в ней?


Олег Зевакин, исполнительный директор страховой компании "ВСК-Москва":
Наша компания предполагает приступить к детальному изучению проблемы, и для нас весьма важна реакция читателей на публикуемый материал, так как, в первую очередь, будет изучена конъюнктура этого сегмента рынка страхования, и мы готовы принимать практическое участие во всех мероприятиях, способствующих пониманию проблем и поиску оптимальных путей их решения.


илл.

Галина Седова, начальник отдела автострахования страхового общества "Стандарт-Резерв":
Участие в конференции может интересовать нашу компанию только в части подтверждения правильности (или неправильности) выбранной тактики по автострахованию.

Андрей Намаконов, начальник отдела транспортного страхования страховой компании "РУКСО":
На первых порах нас устроит присутствие представителя нашей компании на конференции с целью изучения нового страхового рынка.

Сергей Саркисов, генеральный директор страхового общества "РЕСО-гарантия":
С удовольствием примем участие, если позовёте. Нам интересно всё, что связано с автомобилями. Да и сам я не могу равнодушно пройти мимо уникального авто.


илл.

Господа читатели!

Данной публикацией мы ознакомили вас со взглядами топ-менеджеров крупнейших российских страховых компаний на проблему страхования олдтаймеров. Теперь слово за вами. Звоните и пишите в редакцию. Нам чрезвычайно интересно ваше мнение по затронутым вопросам. Будем также очень рады видеть вас на конференции, посвящённой проблемам страхования старинных, редких и экзотических автомобилей, которая состоится 13 февраля 2002 года в КВЦ "Сокольники", павильон N 3, конференц-зал. Начало в 12-00.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra