Если бы мотоцикл умел возмущаться от того, что ему дали название, совершенно не соответствующее его внешнему виду и предполагаемой роли, то это был бы "Suzuki Savage". Речь идёт об одноцилиндровом мотоцикле с объёмом двигателя 650 куб. дюймов в стиле "кастом", как японцы понимают этот термин. До появления последней партии японских подобий "Харли" слово "кастом" для японцев означало не что иное, как мотоцикл в "традиционном стиле" с нескладной подвеской, едва отвечающими требованиям тормозами, маленьким бензобаком, огромным задним колесом и большим уродливым сиденьем, достаточно низким, чтобы сделать его похожим на "трактор из Милуоки". Да, и к тому же у него должно было быть самое несуразное название.
Я никогда не спрашивал Марка Грэхема, зачем он вообще купил Suzuki "Savage", но, понимая, что у него не было недостатка в деньгах, я могу только предположить, что это была выгодная для него сделка (в то время) и что у него были определённые планы по поводу этого мотоцикла. Несмотря на то, что ему дали абсолютно неподходящее название, есть в нём и кое-что хорошее - например, одноцилиндровый двигатель 652 куб. см (это для тех, кто интересуется громадинами с большим объёмом в стиле старых английских драндулетов), электростартёр, верхний распредвал и пятискоростная коробка передач с надёжной и бесшумной главной ремённой передачей: а также отсутствие утечек масла, синяков на ногах после прыжков на кикстартере и тенденции выходить из строя у каждого фонарного столба.
Сначала (это было несколько лет назад) Марк создал длинный и плавный по форме мотоцикл в шведском стиле, использовав двигатель (и ещё кое-какие запчасти) вышеупомянутого Suzuki "Savage". Несмотря на соблюдение традиционного скандинавского "формата" очень длинных вилок, очень тонкой рамы и огромного заднего колеса, мотоцикл, с его довольно старомодным и грубоватым одноцилиндровым двигателем, был с восторгом встречен и одобрен почти всеми, кто его видел. Это было свидетельством того, что один человек может сотворить с непопулярным мотоциклом в крохотной мастерской в Северном Йоркшире, имея всего лишь дешёвый сварочный аппарат, основные ручные инструменты и свежие идеи. За прошедшие годы фотографии оригинального мотоцикла неоднократно печатались в различных журналах про кастом-байки, в то время как он постепенно менял форму и цвет от красного к синему и от синего к чёрному. А потом он исчез в мастерской на несколько лет, поскольку Марк работал над новым проектом. В начале прошлого года он вновь появился на свет, как бабочка из кокона - чёрная, короткая и толстенькая. Я же не стал терять времени и спешно отправился в Северный Йоркшир, чтобы навести камеру на последний вариант многострадального "Savage". Он уже не был тонким и длинным, но превратился в короткий и толстый, с широкими колёсами (естественно, без крыльев), с полностью новой рамой, выглядящей так, будто она, подобно лиане, обвила одноцилиндровый двигатель "Suzuki". Цвет мотоцикла был абсолютно чёрный.
Это самое последнее "воплощение" было создано с помощью всё тех же ручных инструментов и благодаря находчивости и упорной работе. Кроме этого, использовалась специальная американская трубогибочная машина и более современный сварочный аппарат, купленный Марком после того, как люди, видевшие "Savage" (и многие другие его мотоциклы), уговорили его делать рамы и завершить их собственные мотоциклы. (Вскоре он понял, что всё это довольно хлопотно, и вернулся к работе над своими детищами и обычной жизни фермера.) Сверхширокое заднее колесо диаметром 25 см и мотор - единственные части, взятые из "предыдущей жизни" "Savage" (хотя многие запчасти крутятся-вертятся и на других мотоциклах - ведь йоркширцы ничего не выбрасывают). Двигатель нуждался всего лишь в косметическом ремонте, а на заднее колесо со спицами надели новейшую (на тот момент) 230-ю шину "Avon", чтобы оно подходило к менее толстому 130-му переднему ободу и колесу с аналогичными спицами. Короткая передняя вилка - результат неестественной "связи" между укороченными "перьями" от "Savage" и нижними "стаканами" старой модели Suzuki "RGV250", соединёнными кусками алюминия, которые Марк превратил в пару траверс без помощи станка с ЧПУ типа СNС. Оригинальный передний тормозной суппорт и диск от "Savage" теперь служат свою службу с помощью главного цилиндра и единого тормозного контура из нержавейки фирмы "Earl".
В задней части мотоцикла доминируют как огромная задняя шина, так и широкий алюминиевый диск, закрывающий приводной шкив. Последний является несущей конструкцией для заднего колеса, крепясь раме в трёх местах, а на другой стороне колеса ось расположена в центре алюминиевого диска меньшего диаметра. Он пригнан к подходящему отверстию в задней части рамы с нормальным натяжением приводного ремня, полученным с помощью большого ролика со смещённым центром, установленного на раму. Но я восторгаюсь именно рамой, тем, как она "обросла" двигатель, особенно на рабочей стороне мотора, где трубы как бы вросли в него. Они держат большие вручную вырезанные алюминиевые конструкции, которые служат опорой подшипнику модернизированного привода из коробки передач. Этот дизайн рамы владелец придумал сам. Поверьте мне - рама, сделанная этим парнем, более самобытная, чем вся эта рухлядь, взятая вместе, созданная какими-то так называемыми мотоциклетными конструкторами, восхваляемыми американским телевидением.
Каждая часть этого мотоцикла совершенна, причём не только с технической точки зрения. Все запчасти - это нестандартные образцы, помещающиеся в чрезвычайно красивом с эстетической точки зрения корпусе. Марк - самоучка в области сварки (да и во всех остальных областях), однако сварные швы и места соединений на раме безупречны. Марк приспособил куски алюминия во многих местах мотоцикла, используя их как крепёжные элементы. Почти всё, кроме двигателя, колёс, тормозных частей и невероятно маленького седла (якобы сделанного из кожи с уха телёнка, причём остатков будто бы хватило и на кошелёк), изготовлено Марком вручную. Даже бензобак, который сначала был серийным "mustang tank", подвергся многочасовой обработке, чтобы выглядеть так, как он выглядит сейчас - идеально гладким, со скрытыми опорами и крышкой заливной горловины. В каждой детали скрыт результат упорной работы и мысль человека, создававшего этот мотоцикл. Как правило, меня не интересуют мотоциклы, которые почти не функциональны, но этот кастом-байк исключителен как в отношении дизайна, так и разработки. А теперь - хорошая новость: он уже в продаже и готов к эксплуатации: Вам всего лишь надо иметь 5000 английских фунтов и большую подушку, чтобы можно было на нём сидеть.
ТЕХНОИНФО
Владелец: Марк Грэхем, Северный Йоркшир, Великобритания
Двигатель: "Suzuki Savage 650" 1992 г/в. Серийный карбюратор оборудован алюминиевым фильтром ручной работы. Единичная изготовленная самостоятельно выхлопная труба с двойной обшивкой. Декомпрессор с ручным управлением. Приводной шкив коробки передач удлинён для установки широкой задней шины с использованием сделанной вручную алюминиевой наружной подвески с подшипником.
Рама: единичная трубчатая стальная жёсткая рама, спроектированная и собранная владельцем. Сделанные вручную алюминиевые щитки аккумуляторной батареи с крепёжными деталями из нержавейки. Сделанное вручную переключение передач из нержавейки и тормозные рычаги установлены на алюминиевые опоры.
Передняя часть: укороченные "перья" вилки от "LS650 Savage", подогнанные для нижних "стаканов" старой модели Suzuki "RGV250". Изготовленные вручную алюминиевые траверсы. Руль с центральной опорой, являющейся также золотником рулевой колонки. Втулка, тормозной диск и суппорт от "LS650 Savage". Сваренный обод 12,5 см со спицами из нержавейки. Единичный алюминиевый опорный кронштейн суппорта ручной работы и крепёжные детали из нержавейки. Шина "Pirelli" 130/90x15 дюймов. Изготовленная вручную ось из нержавейки. Главный цилиндр от мотоцикла для триала с нержавеющей трубкой тормозной системы от "Earl". Рычаг сцепления и трос от "LS650 Savage".
Задняя часть: приводной шкив и ведущий ремень от "LS650 Savage". Тормозной диск и суппорт от скутера. Главный цилиндр "Suzuki" с изготовленным вручную резервуаром и нержавеющей трубкой тормозной системы от "Earl". Сваренный обод 10х15 дюймов, прикреплённый к втулке "LS650" спицами из нержавейки. Шина "Avon" 230х15 дюймов. Сделанные вручную алюминиевые опорные центрирующие детали для заднего колеса и рамы с нержавеющими креплениями и осью. Самодельная система натяжения приводного ремня на раме.
Кузовные детали: сильно модифицированный послепродажный бензобак "mustang" с потайной заливной горловиной. Седло от "Cleveland Trim".
Эл. оборудование: жгуты проводов и проводка сделана Яном. Фара от "Bates". Задний фонарь LED на изготовленной вручную алюминиевой пластинке номерного знака. Лампы/ключ зажигания тоже где-то там.
Полировка: осуществлена кем-то, кого Марку удалось уговорить.
Проектирование: мотоцикл спроектирован и изготовлен вручную Марком Грэхемом с использованием ручных инструментов. Все единичные запчасти спроектированы и сделаны им же. Никаких контурных станков с ЧПУ типа CNC.