NISSAN



илл.

В лучах восходящего солнца
- NISSAN


А.Н.


Развивать в Японии автомобильную промышленность бессмысленно. Мы живем в эпоху международного разделения труда. Поскольку мы можем получать великолепного качества дешевые автомобили из США, почему бы нам не воспользоваться этим источником.

ХИСАТО ИТИМАДА,
Управляющий Национальным японским банком,
из речи, произнесённой в 1950 году



илл.

"Ниссан Мотор Компани" ведет свое начало с 1911 года, когда Масуджиро Хасимото организовал в Токио "Квайшинша Компани", построивший свой первый автомобиль, нареченный "ДАТ" в 1914 году. Он имел четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, мощностью 15,8 л.ч. С японского слово "ДАТ" можно перевести как "заяц", но, на самом деле, это было сокращение инициалов Кенджиро Дена, помогавшего Хасимото ставить фирму на ноги, Рокуро Аоямы, школьного товарища Дена и Мейтаро Такеучи - двоюродного брата бывшего премьер-министра Японии, который финансировал компанию. Засилье дешевых американских автомобилей на тогдашнем японском рынке сильно повлияло на расширение производства сбыта маленьких "ДАТов", хотя он был великолепно принят публикой.


илл.

В 1919 году другая компания, находившаяся в Осаке, "Джутсуйо Джудоша Компани" "спустила на воду" небольшой автомобильчик "Лайла" с мотором в 1260 кубиков мощностью 8, 5 л.с., охлаждавшимся воздухом. В 1925 году "Квайшинша Компани" и "Джутсуйо Джудоша" объединились, и получившаяся новая компания обрела штаб-квартиру в Осаке и новое название - "ДАТ Джудоша Сейзо Компани". Она продолжила выпуск автомобилей "ДАТ-41" и "Лайла". С течением времени названия корпорации изменялись: сначала она имновалась "ДАТ Мотор Кар Компани", а затем "ДАТ Отомо-байл Мануфэкчуринг". Совершенно новый автомобиль "ДАТ-91" появился в 1930 году. В следующем году компания влилась в "Тобаба Имоно Компани". Вскоре после окончания, в 1904 году, Токийского императорского университета Аюкава решил последовать примеру многих образованных японцев своего времени и расширить полученные в университете знания стажировкой в США, где он сосредоточился на ознакомлении с последними методами производства чугуна и стали. Затем, во время второй поездки в США, в 1909 году Аю-кава закупил комплект машин и оборудования, позволивших ему открыть в Японии в 1910 году "Тобата Кастинг Компани", которая с самого начала лидировала в черной металлургии.


илл.


илл.

Затем "Тобата" заключила ряд сделок с "Дженерал Моторс", Форд Мотор Компани, Остин и Морис, которые экспортировали свои автомобили в Японию, что возбудило интерес Аюкавы в выпуску автомобилей. После слияния автомобили, которые выпускало автомобильное отделение "Тобаты", стали называться "Датсон" (сын Дата). Однако, окончание "сон" в японском языке означает "банкротство, конец Зайке", поэтому Хасимото назвал машину "Датсун" (солнечный зайчик), как обращение к солнцу, надеясь, что это имя отведет от фирмы коммерческие неудачи. Первый "Датсун" появился в середине 1932 года, а 26 декабря следующего 1933 года компании "Тобата" и "Нихон Зандуо" слились в единую "Джидоша Сейзо Компани", общий капитал автомобильного отделения составил 10 миллионов йен. А в 1934 году она получила свое окончательное имя - "НИССАН МОТОР КОМПАНИ".


илл.

Первые "Датсуны" использовались в основном как таксомоторы, а небольшая партия таких машин была продана в Австралию, что считается моментом выхода японской автомобильной промышленности на иностранные рынки. После 1940 года объемы экспорта значительно увеличились. К 1935 году все автомобильное производство было переведено на завод в Иокогаму, тогда же пошел в серию Датсун-15. В этот же период американская автомобильная компания "Грехэм-Пейдж" оказалась на грани банкротства, поэтому ее руководители, чтобы хоть как-то вернуть потерянные деньги, создали с "Ниссан Мотор Компани" совместное предприятие и передали линию по выпуску устаревшего и небольшого по американским понятиям автомобиля "Грехэм-Крузейдер" японцам. Так неудачные американские машины позволили "Ниссану" войти в рынок дорогих и роскошных по европейским и японским понятиям автомобилей. С этого момента все легковые автомобили топ-класса называются на "Датсун", а "Ниссан". Серия, копирующая "Грехэм-Крузейдер", получила индекс "70", и в 85 л.с. и два варианта кузовов: седан и шестиместный фаэтон.


илл.

В 1936 году Япония проявляет интерес к автомобильным гонкам, и маленький одноцилиндровый "Датсун" с двигателем рабочим объемом 747 куб. см выходит победителем в кольцевой гонке в городе Тамагава. Выпуск легковых автомобилей прекращается в 1938 году, когда милитаристское правительство ищет продуцентов военных грузовиков. Во время второй мировой войны производство сосредотачивается на изготовлении авиационных двигателей. После ее окончания американские оккупационные власти снова рекомендовали "Ниссану" начать производство малолитражных автомобилей.


илл.


илл.

Важным шагом для компании стало заключение в 1952 году договора с английским "Остином" о производстве по лицензии автомобилей этой марки в Японии. Первый англо-японский автомобиль "А-40" появился в этом же году, он был точной копией английского "Остина А-40". Следующий, "А-50", стал свершившимся фактом в 1955-м. На него устанавливался четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 850 куб. см. с боковым расположением клапанов, разработанный английскими инженерами. Однако, уже в следующем 1956 году, даже автомобили "Остин", производившиеся по лицензии, целиком комплектовались узлами и агрегатами японского производства... Следующие два года оказались для "Ниссан Мотор Компани" очень тяжёлыми: длительная забастовка поставила фирму на грань банкротства. Кризис разрешился созданием профсоюза "Рабочих Ниссана", объединившего всех трудящихся компании и позволившего найти компромисс с руководством.


илл.

В середине пятидесятых оккупационный контроль США над Японией был снят полностью, и японская промышленность получила возможность внедрять западные технологии. Снова возродился интерес к автомобильному спорту, а в 1958 году "Ниссан" стал безоговорочным лидером Национального Австралийского ралли в своём классе. Тогда же небольшие японские автомобили впервые продемонстрировали американцам в Лос-Анжелесе, и тогда же была создана дилерская компания "Лос-Анжелес Импорт Шоу Кар" для торговли японскими автомобильными транспортными средствами в США.


илл.

1959 стал годом рождения Датсуна-350 с четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом в 1189 куб. см. Этот автомобиль получил собственное имя "Блюберт" - "Синяя птица". В пятидесятые "Ниссан", совместно с другими автопроизводителями, стремительно увеличивали объёмы выпуска. Чтобы понять динамику роста производства, приведём следующие цифры: в 1950-м было изготовлено 865 машин, в 1955 - 7800, в следующем, 1956-м, это количество удвоилось. А в 1957 построили уже 20 тысяч штук, в 1958-м - 32000, и в 1960-м - 66000 экземпляров. Экспорт в другие страны в 1960-м составил 4750 легковых автомобилей.


илл.


илл.

Новое десятилетие было отмечено созданием торговых компаний "Ниссана" в других странах, в 1964 году открывается дочерние отделения в Канаде и Австралии. В 1961-м создаётся торговая компания "Ниссан Мексика", а через пять лет в этой латиноамериканской стране строится сборочный завод. Затем сборочные заводы появляются в Перу и Венесуэле.


илл.

В 1966 году в состав концерна "Ниссан Мотор Компани" входит "Принс Мотор Компани". То, что независимая компания "Принс" подлежала поглощению, к середине шестидесятых уже ни у кого не вызывало удивления. Она была известна своими передовыми технологиями, но обладала слабо развитой сбытовой сетью и маломощными, по японским стандартам, возможностями для сервиса автомобилей. Активы компании включали новое современное предприятие с квалифицированной рабочей силой. Сначала предложение слиться с "Принсем" было сделано "Мазде", но она отказалась, в результате министерство экономики сделало аналогичное предложение "Тойоте", возвратясь к идее двух кэйрэцу. "Тойота" тогда, так же, не была заинтересована ни в каких объединениях. И только после этого финансовые органы "Принса" и "Ниссана" начали переговоры об объединении двух фирм. Почему "Ниссан" пошла на это, объяснить было нетрудно. Даже, не взирая на то, что выпускаемая обоими компаниями продукция в значительной степени дублировала друг друга, и на её рационализацию потребовались бы годы, "Ниссан", приобретя "Принс", на какое-то время обошёл "Тойоту" и стал крупнейшим японским производителем автомобилей. Это слияние очень болезненно было воспринято руководством "Тойоты", которая пошла на сложные и запутанные финансовые отношения с "Хино". Также после слияния гамма предлагаемых "Ниссаном" автомобилей значительно расширилась за счёт дорогих и престижных машин "Глория" и "Скайлайн".


илл.

В 1965 году "Ниссан Мотор Компани" первым предлагает на рынок сверхроскошный автомобиль японского производства под названием "Президент". А на следующий год эта модель становится первой японской машиной, эксплуатируемой семьёй Императора. К середине шестидесятых увеличивается экспорт: в 1960 - 7,2%, в 1962 - 11%, в 1966 - 24,7% и 34,2% в семидесятом от общего объёма производства. В 1967 году морской порт города Хом-моку полностью переводится на обработку автомобилей Ниссан, идущих на экспорт.


илл.


илл.

Технический уровень второго японского производителя автомобилей поднимается до европейских и американских стандартов. Ниссан "Блюбёрд" 1967 года имел несущий кузов, полностью синхронизированную коробку передач, a Dutsun Cherry 1970 года становится первым переднеприводным автомобилем компании. В это время гамма предлагаемых моделей включает: "Черри-Pulsar" (1000-1400 см3), "Laurel" (1800-2000 см3), "Skyline" (1600-2000 см3), "Cedic&Gloria" (2000-2600 см3), "President" (3000-4000 см3) и спортивный "Farelady" 240, впервые появившийся в 1969 году. Тогда же на заводе в городе Оппама был установлен первый сборочный робот, а к середине восьмидесятых более 1600 роботов-автоматов работали на заводах компании.


илл.


илл.

К концу шестидесятых Япония проявляет активный интерес к гонкам Формулы-1 и международным ралли. В 1967-м гоночный болид Ниссан R-380 устанавливает мировой рекорд, а двумя годами позже другой гоночный Ниссан R-382 с фантастическим шестилитровым двигателем мощностью 600 л. с. становится победителем Формулы-1. В 1970 году Датстаун-1600 выигрывает Восточно-Африканское сафари, и успех дублируется, когда спортивный Датстаун-240 Зет берёт пятое и третье места в ралли Монте-Карло 1971 и 72 годов соотвенственно.


илл.

К концу восьмидесятых "Ниссан Мотор Компани" прочно закрепляется на втором месте в японской автопромышленности, подписывается соглашение с немецким "Фольксвагеном". В январе 1983 года дебютирует внедорожник "Ниссан-Патроль". Сегодня "Ниссан Мотор Компани" прочно закрепился среди крупнейших автомобилестроителей мира. Интересы компании не ограничиваются производством автомобилей, в сферу её деятельности входят: текстильное машиностроение, аэрокосмический комплекс, подъёмно-транспортные машины, промышленные двигатели, двигатели для подводных лодок и морских судов...


илл.


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra