Музей железнодорожной техники на Сахалине
Сахалинский музей железнодорожной техники не имеет аналогов во всём мире.
Железнодорожный музей на Сахалине был основан в июле 2004 года. Расположен он неподалёку от станции Южно-Сахалинск-Пассажирский. Для посетителей площадка натурных образцов, где собрана внушительная коллекция железнодорожной техники, открылась в августе 2005 года.
Уникальность этого музея обусловлена особенностями развития железнодорожного транспорта на Сахалине и специфично узкой колеёй. Нигде в России такой больше не было. Здесь использовалась, в основном,
японская железнодорожная техника, что объясняется географическим положением острова. Сейчас жители страны Восходящего Солнца охотно посещают железнодорожный музей Сахалина, чтобы ознакомиться с техникой, которую создавали их предки.
В музее представлены уникальные экспонаты, восстановленные и отреставрированные на тепловозо-вагоноремонтном заводе Южно-Сахалинска. Сотрудники музея не прекращают поисков, и коллекция постоянно пополняется. К этому непростому делу подключены любители старины, местные коллекционеры и ветераны железной дороги.
Поиски ведутся по всему острову. Раньше на Сахалине была распространена такая практика: возле шахт создавались крупные посёлки с развитой инфраструктурой. А когда шахта истощалась, люди уезжали на новое место, бросив всё, что нельзя вывезти. Таких брошенных селений немало, например, в Александровск-Сахалинском районе. В одном из этих посёлков-призраков, Агнево-Рудник, был обнаружен
узкоколейный ретро паровоз серии «4-78».

узкоколейный паровоз С 159-4-78
Этот локомотив колеи 750 мм построен в 1937 году на Новочеркасском заводе. Вплоть до 1946 года паровозы этой серии были основными на узкоколейках. Музейный экземпляр с 1940 по 1945 год работал на вывозке угля с шахт.
Одним из самых ценных экспонатов музея является
японский паровоз «D51-22», построенный на заводе «Nippon Shario kk» в 1949 году. Тогда по заказу
СССР для Южно-Сахалинской железной дороги Япония изготовила 30 таких локомотивов колеи 1067 мм. Они эксплуатировались на острове вплоть до начала 70-х годов.

Паровоз D51-22
Тепловоз «ТУ7-015» колеи 750 мм. Выпущен Камбарским машиностроительным заводом в 1988 году, работал на перегоне Ноглики-Оха.

Тепловоз ТУ7 - 015
Японский вагон дизель-поезда «Киха-58» колеи 1067 мм. Построен в 1963 году. До 1978 года эксплуатировался в Японии. Был в консервации до 1993 года, затем передан в дар Сахалинской железной дороге, где ещё 7 лет работал.

Вагон дизель-поезда Киха-58
Гордость музея –
снегоочиститель «Вадзима» С/О 28. Построен в 1939 году в Японии. Эксплуатировался на Сахалине до конца 80-х годов. При раскрытых крыльях вычищает полосу снега шириной 4,35 м, отбрасывает снег на 15м.

Снегоочиститель Вадзима С-О28
Не менее ценным экспонатом является с
негоочиститель «Паровой ротор». Японское производство, 1936 год. Проработал до 1995 года. Высота очищаемого снега свыше 2 м, дальность отброса – порядка 20 м.

Снегоочиститель Паровой ротор
Паровой экскаватор на гусеничном ходу «ПП-1,5». Построен в 1935 году Ковровским заводом. Использовался в карьере «317 км» до конца 80-х годов на погрузке песчано-гравийной смеси для железной дороги.

Экскаватор
Отвальный плуг «МОП-10». Этот мощный плуг выпущен немецким заводом «LOWA Lokomotivbau Windau VEB» в 1949 году. Работал перевальных участках дороги с туннелями вплоть до 2007 года.

отвальный плуг МОП-10
Бывший
тепловоз «ТГ16-32». Выпуск 1970 года. Секция А этого локомотива была списана в 1980 году, а затем её своими силами переделали в шнекороторный снегоочиститель.

Бывший тепловоз ТГ16-32
Тепловоз «ТГ16» считается легендой железных дорог Сахалина. Он был спроектирован и производился специально для эксплуатации на острове. Строили эти локомотивы на Людиновском заводе с 1967 года. «ТГ16» заменили на Сахалине все паровозы. Эксплуатируются до сих пор, несмотря на солидный стаж работы. Его последующие модификации оказались не настолько удачными и даже не пошли в серию. Все 6 выпущенных тепловозов новой серии «ТГ22» сейчас законсервированы.

Тепловоз ТГ16-064
Четырёхосная цистерна 1955 года выпуска.

Четырёхосная цистерна
Двухосный крытый вагон. Производство – Япония, 1932 год.

Японский двухосный вагон
Японский кран «Сумимото». Работал в составе восстановительного поезда с 1964 по 2005 год. Грузоподъёмность крана – 50 т.

Кран Сумимото
Помимо натурных образцов подвижного состава и
спецтехники, в музее можно увидеть элементы железнодорожной инфраструктуры, представляющие историческую ценность. Это семафоры, узлы и детали стрелочных переводов, полуавтосцепки, гидроколонки и другую технику.
Музей открыт для посещения по будним дням с 8:30 до 17:30.
Опубликовано: 08 апреля 2014 года