Главная » Музеи, выставки и частные коллекции » Музей узкоколейки в Переславле

Музей узкоколейки в Переславле


Переславский музей узкоколейных железных дорог


Неподалёку от Переславля-Залесского (Ярославская обл.), в селе Талицы находится единственный в России натурный музей, посвящённый узкоколейным железным дорогам.

Первые узкоколейки появились в России на рудниках Алтая ещё в первой половине ХVIII века и сыграли колоссальную роль в истории страны. Государство, акционерные общества, частные предприниматели – все строили узкоколейные дороги для обслуживания предприятий, обеспечения перевозок и связи с отдалёнными поселениями там, где других путей сообщения не существовало. Узкоколейные паровозы, прозванные кукушками, перевозили грузы и пассажиров, воевали в двух Мировых войнах, а позднее – осваивали целину. К концу ХХ века узкоколейки практически исчезли, уступив место современным путям сообщения.
Однако во всём мире есть энтузиасты, для которых узкоколейка является серьёзным увлечением и предметом гордости. Они борются за сохранение этих дорог, выкупают их, восстанавливают, отрывают туристические маршруты и музеи. Музей в Талицах также принадлежит частным лицам, это не государственное учреждение. В 1990 году группа энтузиастов выкупила узкоколейную дорогу, принадлежавшую «Ярторфу» и основала музей.
Первые годы существования музея на сохранившемся участке дороги продолжалось пассажирское движение, но затем от убыточных перевозок пришлось отказаться, так как средств на содержание пути недоставало. Сейчас по музею можно прокатиться на ручной дрезине и, конечно, полюбоваться уникальными ретро паровозами, вагонами и прочей техникой для узкоколеек. В музее проводятся познавательные экскурсии, организуются паровозные фестивали, выставки, нередко снимаются кинофильмы.
Обширная коллекция музея расположена в депо и под открытым небом, она постоянно пополняется. Многие экспонаты сертифицированы как памятники истории техники. В экспозиции представлена не только железнодорожная техника: есть старинные автомобили и другие механизмы. Некоторые экспонаты относятся ещё к XIX веку. В музее ведутся восстановительные работы. Несколько паровозов, мотовозов, автомобилей и дрезин приведены в рабочее состояние, что позволяет демонстрировать их в действии.
Переславский музей принят в Европейскую федерацию железнодорожных музеев «FEDECRAIL». Силами коллектива музея подготавливаются и публикуются статьи и книги по истории отечественного железнодорожного транспорта.

Паровоз 157-5674. В коллекции это самый старый из отечественных паровозов. Выпускался, начиная с 1920-х годов Коломенским и Сормовским заводами, считался самым удачным в своём классе. Эксплуатировался и на магистральных узкоколейках, и на предприятиях угольной, лесной, торфяной, металлургической промышленности. Музейный экземпляр 20 лет стоял в Балахне в качестве памятника, в конце 1998 года перевезён в Тальцы.
Паровоз 157-5674.
Паровоз 157-5674.


Паровоз КП4-469. Проект П24 Коломенского завода (1941 г). Самый массовый в мире узкоколейный локомотив. Производились они в России, Финляндии, Венгрии, Чехии, в других странах. Индекс «П» означает, что данный паровоз построен в Польше, уже после Второй Мировой. В 50-е и 60-е годы на промышленных узкоколейках СССР эксплуатировались, в основном, именно локомотивы серии П24. Они же стали последним типом узкоколейных паровозов.
Паровоз КП4-469.
Паровоз КП4-469.



Паровоз ВП4-2120. Тоже относится к проекту П24. Выпускался Воткинским заводом. Именно локомотив серии ВП4 стал последним паровозом, произведённым в СССР.
Паровоз ВП4-2120.
Паровоз ВП4-2120.


Паровоз Гр-269.
Название серии означает, что такие паровозы выпускала Германия в счёт репараций. Эти мощные и надёжные локомотивы имели существенный недостаток: из-за привода на последнюю ось и высокого расположения котла на большой скорости они начинали раскачиваться. Это быстро разрушало и без того не очень крепкие узкоколейки. Музейный экземпляр эксплуатировался на Прибалтийской и Юго-Западной дорогах, а его последним местом работы стала детская железная дорога в Грозном.
Паровоз ГР-269.
Паровоз ГР-269.


Танк-паровоз ФТ4-028. Локомотивы этой серии произведены в 1945 году в Финляндии специально для СССР – в качестве репараций. Всего было получено 30 таких паровозов. Конструктивно они уже в то время считались устаревшими, работали на предприятиях лесной и торфяной промышленности. Музейный паровоз – единственный сохранившийся экземпляр этой серии. Ещё до передачи в музей он был снабжён электрогенератором для освещения и переоборудован на жидкое топливо. Используется для вождения ретро-поездов.
Танк-Паровоз ФТ-028.
Танк-Паровоз ФТ4-028.


Тепловоз ТУ4-1984. Производство Камбарского завода (60-е и 70-е годы). Пионер среди отечественных тепловозов, передача – гидравлическая. Локомотивы первых выпусков не имели сидений для машиниста, поскольку управлять ими, как и паровозами, полагалось стоя. Многие из ТУ4, которых было выпущено свыше трёх тысяч, эксплуатируются до сих пор.
Тепловоз ТУ4-1984.
Тепловоз ТУ4-1984.


Дизельный мотовоз МД54-4-1547. Строились Калининским и Истьинским экскаваторными заводами. Могли перевозить грузы до 1 тонны. Использовались для хозяйственных и маневровых работ.
Дизельный мотовоз МД54-4-1547
Дизельный мотовоз МД54-4-1547


Мотовоз-электростанция ЭСУ2а-511. Производились в Московской области, на опытном заводе Губинского торфопредприятия с 1972 по 1989 год. Использовались в составе путеукладочных поездов, а также в качестве автомотрис и локомотивов для пассажирских перевозок. В настоящее время на торфодобывающих предприятиях это самый распространённый локомотив.
Мотовоз-электростанция ЭСУ2а-511.
Мотовоз-электростанция ЭСУ2а-511.


Плужный снегоочиститель системы Бьёрке. Выпущен Тульским заводом в 1953 году. Это одна из первых конструкций плужных снегоочистителей. Эксплуатировался на Южно-Уральской дороге. Полностью восстановлен и применяется для расчистки музейных путей. Есть в музее и снегоочиститель 1928 года выпуска, но он пока не отреставрирован и находится в плачевном состоянии.
Плужный снегоочиститель системы Бьёрке.
Плужный снегоочиститель системы Бьёрке


Дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12). На этой автодрезине, построенной в 1962 году, разъезжало руководство транспортного управления Нижегородской области. Тогда на железнодорожный ход переоборудовались и «Победы», и даже правительственные Зис-110.
Дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12).
Дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12)


Одноцилиндровый локомобиль. Этот автомобиль на паровом ходу произведён в конце XIX века в Германии. Внешне очень похож на паровоз, однако ездит не по рельсам.
Одноцилиндровый локомобиль.
Одноцилиндровый локомобиль.


Вход в музей платный. Выходные дни – понедельник и вторник. Зимой музей открыт с 10:00 до 17:00, в остальные сезоны – с 10:00 до 18:00. Музей работает в дни государственных праздников, если они приходятся на понедельник или вторник.

Опубликовано: 17 февраля 2014 года





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra