Музей...



 

илл.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДЕЛА В РОССИИ


АНДРЕЙ МЯТИЕВ


- А что вы собираете?
- Да велосипеды.
- Что же, хорошо, что не паровозы!...

(Из разговора)


Этого музея нет на карте Москвы.
Хотя иметь у себя нечто подобное сочли бы за честь столицы многих государств.
Этого музея нет на карте.
Но есть его замечательные экспонаты. Их можно потрогать. Иногда даже прокатиться на них. Строгая бабушка-смотрительница не одернет, потому что ее нет. Так же, как нет в этом музее ни одного зала, и нет стен, и нет потолка.
И его самого нет.
Нет на карте.
А у нас в журнале - есть. И на Смотре мастеров автомотореставрации - был.
Мы пишем о нем как об экспоненте Смотра, сопровождая сделанными в Сокольниках фотографиями, но сохраняем при этом стиль оформления, привычный читателям "музейной" рубрики.
Несмотря на то, что этого музея ПОКа нет на карте Москвы.





илл.

Коллекция, более похожая на музей, родилась из кучи ржавого железа как-то неожиданно. Многие из моих знакомых занимались антикварной техникой десятилетиями, но при этом мало у кого существовал принцип комплектования личного собрания - в основном, что попадалось, то и было. Поначалу я собирал просто старые велосипеды, а то и просто отдельные части, которым было более пятидесяти лет. Но, по прошествии некоторого времени, меня нешуточно стали интересовать события, сопутствовавшие появлению той или иной железки на свет, равно как и те, которые происходили с ней и ее хозяевами на протяжении долгого ее существования. Таким образом, "хладное железо" стало приобретать некоторое, почти человеческое тепло. Для пополнения знаний по производству велосипедов, общей истории техники, спорту, спортивной журналистике, я взялся за поиски соответствующей литературы, фотодокументов и живых свидетелей событий, происходивших много лет назад. Так определились направления поиска и обрисовались сферы интересов.

Постоянное общение с людьми, занимающимися всякого рода стариной, сформировало круг "поставщиков" искомых раритетов. "Ищете бутылки от минеральной воды конца позапрошлого столетия? Отлично, у меня есть парочка! Готов поменяться на железо, атрибутику или литературу по велосипедам" - таким образом "пришел" не один десяток интереснейших экспонатов. Что-то покупа- лось у коллекционеров антиквариата по всей стране, что-то случайно попадалось на "блошиных рынках", что-то было подарено добрыми людьми - так собиралась коллекция. Были случаи, когда вещь тщательно разыскивалась в течение нескольких лет по "цепочке" старых хозяев и случайных свидетельств, и результат (далеко не всегда положительный) достигался титаническими усилиями...


илл.

Весьма сложным вопросом, который необходимо было решить, был вопрос степени сохранности и необходимости реставрации. Если велосипед в "родной" краске, но она в плохом состоянии - его перекрашивать или нет? Изношенная, но оригинальная деталь или качественный "новодел"? Возможность полноценной эксплуатации или "недвижимость"? Что ценнее - абсолютная подлинность или отличный внешний вид? После многих сомнений, опытов реставрации (удачных и не очень) была сформулирована концепция, расставившая приоритеты и несколько меня успокоившая. Суть ее в том, что оригинальное состояние экспоната считается достойным сохранения. Более 50% оригинальной окраски редкого экземпляра автоматически переводят его в категорию "сохраняемых". Не стоит думать, что сохранение подобного предмета не подразумевает никаких работ с ним. Ту же самую "родную" краску нужно очистить от грязи, восстановить состояние ее поверхности, по возможности очистить от ржавчины, законсервировать. В случае необходимости и при наличии соответствующей технологии - подкрасить. Что касается гальванических покрытий, то сохранение оригинального никеля или хрома - задача первоочередная, так как нанесенная по современной технологии "гальваника" внешне сильно отличается от оригинальной 50-100-летней давности.

Сохранение бумажных раритетов (книг, документов, фотографий) - дело также очень непростое, нужны соответствующие знания и навыки. Многие предметы этой группы нуждаются в немедленной реставрации и консервации, поскольку век бумаги короток...


илл.

Постоянную головную боль вызывает сам процесс хранения экспонатов: к примеру, каждую старую фотографию следует помещать в отдельный черный непрозрачный конверт, тоже касается и документов. А представляете, если в фондах за полтора десятилетия накопилось более 4000 бумажных носителей информации? А как хранить более двух сотен велосипедов, из которых лишь 50 готовы к экспозиции и находятся в мало-мальски приличном состоянии? Кроме того, любой из экспонатов должен лежать в строго определенном для него месте, иначе найти что-либо просто невозможно...

Проблема с местом для хранения, реставрации и экспозиции коллекции существовала, да и по сей день является одной из основных. Сколько за минувшие полтора десятилетия я сменил помещений - и не упомнишь. Бывали времена, когда вопрос ставился, что называется, ребром: "Вывози, иначе завтра - все на улицу". На мое счастье, потери обычно бывали невелики, хотя до сих пор вспоминаются всякие полезные предметы, которые приходилось бросать в ходе поспешных "эвакуации". Как правило, "последним рубежом обороны" оставалась моя квартира (спасибо родителям за терпение и понимание), но потом железо начинало расползаться по другим адресам (посудите сами, легко ли проживать в комнате 18 кв. м. с "начинкой" из 30 велосипедов и пары мотоциклов). В настоящее время проблема с хранением коллекции успешно решена и дома "живут" лишь рабочие материалы (преимущественно бумажные). Ценные экспонаты доверены специальному музейному хранилищу (дома принципиально ничего не держу, во избежание...). Помещения для организации полномасштабной экспозиции пока нет, но есть некоторые предпосылки для решения и этого вопроса... ,


илл.

В настоящее время музей состоит из ряда обширных тематических собраний, взаимно дополняющих друг друга в смысле комплексного понимания феномена велосипеда.

Это коллекции:

  • велосипедов производства России, СССР и других стран (более 200 экземпляров в разном техническом состоянии, большинство требует реставрации);
     
  • велопринадлежностей: звонков, фонарей, инструмента и т.п. (около 300 предметов);
     
  • документов, относящихся к истории велосипедного дела (более 100 единиц);
     
  • литературы (по истории велосипеда, технических описаний, каталогов, проспектов велофирм, периодических изданий и др.) (около 2000 единиц хранения);
     
  • велосипедных эмблем (около 1500 штук);
     
  • велосипедных номерных знаков (70 экземпляров);
     
  • спортивных трофеев и наград (более 50);
     
  • фотографического материала, отражающего историю велосипедного дела (фотоархив насчитывает более 3000 уникальных фотографий и негативов 1875-1950 годов).
     
С целью пополнения коллекции и накопления фактического материала проводятся исследования по следующим направлениям:

  • изучение истории:
     
  • велосипедной промышленности России и СССР;
     
  • велосипедной торговли;
     
  • общественных организаций, объединявших любителей-велосипедистов;
     
  • велоспорта в России и СССР;
     
  • использования велосипеда в армии;
     
  • поиск и исследование забытых конструкций;
     
  • изучение велосипедной прессы конца XIX - начала XX веков.
     

илл.

Результаты многолетнего поиска, накопления и обработки информации сведены в книгу "История велосипеда в России 1870-1917 гг.", изданием которой я сейчас занимаюсь. Следующим шагом в моей книгоиздательской деятельности будет труд, посвященный истории велосипеда в советский период до начала Отечественной войны.

На мой взгляд, любой музей должен как бы "погружать" зрителя в мир своей экспозиции. Количество впечатлений и информации, которое человек без усилия способен ясно воспринять и запомнить - ограничено. Осмотр любого музейного собрания вне зависимости от тематики даже подготовленного посетителя, находящегося в курсе вопроса, способен вогнать в своеобразный информационный шок, когда после первого же зала пропадает острота восприятия, и все (зачастую редчайшие и интереснейшие) экспонаты не вызывают никакого интереса. Впечатления после подобной экскурсии, мягко говоря, смутные.


илл.

Единственным способом компенсировать этот эффект и поддержать на нужном уровне интерес и остроту восприятия посетителя является "погружение" в тему. Достичь этого можно путем создания экспозиции из нескольких залов, в каждом из которых был бы представлен один из аспектов темы музея (к примеру: спорт, клубная деятельность или оригинальные конструкции). Разнообразие представленных экспонатов, объединенных одной эпохой, соответствие интерьеров времени и теме, демонстрация старой кинохроники как раз и вызывают у посетителя то самое ощущение "погружения во время".

В качестве "экспериментального полигона" по созданию Веломузея в настоящий момент выступает Историко-спортивный музей Российской Государственной Академии Физической Культуры, где экспонируются 30 велосипедов 1880 - 1950 годов и два довоенных мотоцикла из моей коллекции. В ближайшее время там будет создана отдельная экспозиция, посвященная истории велосипеда. Уже готова концепция выставки и даже изготовлены несколько стендов. В любом случае, я рассматриваю эту работу лишь как промежуточный этап для достижения главной цели - Музея истории велосипеда.


илл.

В последние три года появились устойчивые международные связи: общаюсь, обмениваюсь информацией и предметами с коллекционерами антикварных велосипедов из Латвии, Польши, Чехии, Германии и Голландии. Вот уже два года являюсь единственным российским членом германского "Союза любителей исторических велосипедов".

Часто мне задают вопрос: "А сколько все это стоит?". Объективно ответить сложно, слишком специфична тема коллекции, да и рынок как таковой на этот вид коллекционного материала очень узок. Европейским коллекционерам тема российского велосипеда, что называется, "до фонаря", здесь тоже все это никому не нужно - выходит, что стоимость коллекции, как и отдельных ее предметов - мизерна. В таком случае вопрос ставится так: 17 лет из 30-летней жизни отдельно взятого индивидуума - сколько стоит?





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra