Музей в "шашечку"




 

МУЗЕЙ В "ШАШЕЧКУ"


СРЕДИ ВСЕХ СЛУЖБ, КОТОРЫЕ НЕСУТ АВТОМОБИЛИ В НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ТАКСИ, ВЕРОЯТНО, САМАЯ ТЯЖЕЛАЯ. МАШИНЫ РАБОТАЮТ НА ИЗНОС, И ИХ ВЕК КОНЧАЕТСЯ БЫСТРО. НЕМНОГИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ МУЗЕИ МОГУТ ПОХВАСТАТЬ ТЕМ, ЧТО В ИХ ЭКСПОЗИЦИЯХ СОХРАНИЛИСЬ "НАЕМНЫЕ ЭКИПАЖИ". НУ, ЛОНДОНСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ, ПРАЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ, БУДАПЕШТСКИЙ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДА ТУРКУ


ЛЕОНИД КРУГЛОВ


Но там есть одна, максимум две машины, а вот специальный музей такси в мире всего один. И находится он в Москве. Почти четверть века назад московские автотранспортники решили собрать под одной крышей автомобили с шашечками на дверцах. Крышу предоставил самый современный по тем временам 19-й таксомоторный парк. На последнем, пятом, этаже отгородили настоящий выставочный зал, рассчитанный на демонстрацию двух десятков автомобилей. Оказалось, что в некоторых московских таксопарках сохранились уникальнейшие машины. С виду обычный ГАЗ-А или "эмка", ЗИС-101 или ЗИС-110 имели специальную окраску, обивку сидений, неизбежный зеленый огонек и, конечно же, таксометр.
Переходя от автомобиля к автомобилю, стоящих на подиумах в тиши огромного зала, ты словно пронизываешь время. Вот, например, ГАЗ-А - первый советский легковой автомобиль, серийно эксплуатировавшийся в такосомо-торных парках в середине 30-х гг. прошлого века. Специальная черно-зеленая окраска, перед передним пассажирским сиденьем ящик таксометра с табло, на котором высвечивается надпись "СВОБОДЕН". Видимо, одна из таких машин и попалась когда-то на глаза И. Ильфу или Е. Петрову, вложивших в уста Остапа Бендера вопрос "Такси свободен?" (а не "свободно").
Как-то так само собой определилось, что Горьковский автомобильный завод стал "кузницей" отечественных таксомоторов. И если первый "газик" защищал седока от дождя и снега куцым тентом и целлулоидными стеклами, то пришедший ему на смену седан ГАЗ-MI приглашал пассажиров в уютный закрытый салон. Еще одно отличие от первенца советских такси - "эмки" не имели специальной раскраски, у них была только красная полоса вдоль борта.
Одним из самых популярных автомобилей-такси была, несомненно, "Победа" ГАЗ-М20. В конце сороковых годов на улицы наших городов вышли первые машины, окрашенные в два оттенка серого цвета - темный низ (до поясной линии) и светлый верх. По самой поясной линии расположились знаменитые шашечки. В правом верхнем углу ветрового стекла пассажирам или клиентам подмигивал зеленый огонек. У "Победы" таксометр уже был встроен в панель приборов, а сиденья обивались специальной тканью, упрощавшей чистку салона.
Одновременно с "Победами" в такси служили и представительский ЗИС-101, и роскошные ЗИС-110. Причем ЗИС-110 были с кузовами фаэтон или лимузин. Именно такой лимузин и хранится в Музее такси рядом со своим предшественником - ЗИС-101. О службе "сто десятых" в такси стоит сказать несколько слов. В Москве лимузины имели свои специальные стоянки в центре - рядом с гостиницей "Москва", перед Большим театром, у метро "Площадь Свердлова". Закрытые ЗИС-110 предназначались для одного клиента. Фаэтоны базировались у Северного речного вокзала, у главного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (сейчас это ВВЦ), на Пушкинской площади. Нанять фаэтон можно было вскладчину, благо он вмещал шесть человек. Самое интересное, что на ЗИС-110 можно было добраться из Москвы в Сочи или Ялту - городские такси работали как междугородние экспрессы с обязательной ночевкой в единственном в СССР мотеле "Зеленый гай".
В 1955 г. в такси пришли ГАЗ-12 ЗИМ. В музее можно увидеть одну из таких машин - с механической коробкой передач и таксометром, установленным под панелью приборов. А двумя годами позже, когда после знаменитой "реорганизации" Никиты Хрущева перестало существовать несколько сотен государственных учреждений и без дела простаивали сотни легковых автомобилей, ЗИМы стали использовать в качестве первых маршрутных такси.
Но самым массовым автомобилем-такси оказалась "Волга" ГАЗ-21 и ее многочисленное "потомство". "Двадцать первая", несмотря на свойственные ей конструктивные недостатки и быстро состарившуюся конструкцию, была просто неубиваемой машиной. Трудно перечислить кинофильмы, где на экране появляется "Волга" с оленем на капоте или на заводской эмблеме. Выходив положенное, светло-серые такси попадали в капитальный ремонт на московские авторемонтные заводы "Аремкуз" или "Аремз", откуда возвращались в таксопарки с ярко-красной крышей, за которую были прозваны "красными шапочками". В конце 60-х гг. им на смену стали приходить более комфортабельные ГАЗ-24. У них в дополнение к традиционному зеленому огоньку стали появляться "гребешки" на крыше с символом такси - шашечками.
Но в Музее такси, как и во всяком первоклассном собрании, можно увидеть не только серийные машины. Только здесь сохранился единственный экземпляр экспериментального такси, созданного в середине шестидесятых годов во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Проект автомобиля, над которым работали такие конструкторы и дизайнеры, как Э. Молчанов и Ю. Долматовский, был одним из самых реальных и жизненных в истории отечественного автопрома. Компактный вагончик с двигателем от "Москвича" вместо прожорливого "волговского" позволял перевозить в салоне не только пассажиров, но и такие громоздкие вещи, как холодильники, стиральные машины или детские коляски. Отработав все положенные испытания, в том числе и на службе в такси, машина так и не попала на конвейер, а заняла свое место в музейной экспозиции.
Несколько неожиданно выглядят среди автомобилей микроавтобусы с шашечками. Это "рафики" - РАФ-977 и РАФ-2203, выпускавшиеся в латвийском городе Елгава. Именно они, переняв эстафету от первых "маршруток" ГАЗ-12 ЗИМ, стали палочками-выручалочками для жителей московских новостроек и спальных районов. Рассчитанные на перевозку 10 пассажиров, они принимали в свое чрево еще и трех-четырех человек, получивших у таксистов кличку "гнутые". Это были бедолаги, согнутые в три погибели, стоя переносившие все невзгоды дороги от Выхина или Крылатского до того, как туда пришло метро.
Недавно Музей такси пережил период возрождения. Вал кинофильмов о со-роковых-пятидесятых годах прошлого века потребовал выхода автомобилей из тиши музейного зала на экран. Многие автомобили были реставрированы, и, надо сказать, очень неплохо.
Сами основатели и владельцы Музея такси относятся к уникальности своего собрания весьма скромно. С одной стороны, это не главное их дело, парк по-прежнему ежедневно выпускает на линии автомобили-такси. С другой стороны, со средствами негусто. Иначе рядом с московскими такси вполне могли бы встать и американский Chekker, и лондонский TaxiCab, и проект итальянской компании Fontano Romano, разрабатывавшийся некогда с московским прицелом. Хочется верить, что со временем так и будет, а пока московский Музей такси охотно показывает историю советских автомобилей с шашечками на борту и зеленым огоньком.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra