Музей советских автомобилей в болгарском торговом центре
Независимо от того, что вам больше по душе — автомобили, птицы, архитектура или поэзия XVII века, — у вас едва ли появится веский повод заглянуть в торговый центр во время путешествия по другой стране. Откровенно говоря, торговый центр — это многоэтажный памятник глобализации, где нет места аутентичности, глубокому погружению в культуру и приключениям. Внимание, спойлер: вы найдете практически идентичные магазины в торговых центрах Абу-Даби, Солт-Лейк-Сити, Шанхая и Рима.
И всё же в ноябре минувшего года я оказался перед высоченной схемой гигантского торгового центра в Варне (курортном городе на черноморском побережье Болгарии) с друзьями и коллегами-журналистами Эндрю Ганцем и Мурили Мартином. Мы не искали лавку Hot Topic (компании, которая специализируется на продаже атрибутов альтернативной музыки и андеграунда): последний раз я носил футболки с группой Blink 182 около 20 лет назад. Мы приехали, чтобы посетить ретро-музей.

Припарковав наш арендованный Renault Mégane рядом с потрёпанным Мерседесом W124, я поднялся на второй этаж на эскалаторе, прошёл мимо праздничных декораций и будто бы очутился в шикарном жилом районе на Среднем Западе. Рождественская музыка тихонько заполняла пространство, пока обезумевшие от предновогодней суеты покупатели носились из одного магазина в другой словно муравьи-роботы. Что за фигня? Нам действительно нужно здесь находиться? Или на месте музея построили торговый центр? Я сомневался, пока не увидел большую вывеску с надписью «Ретро Музей».

Заплатив за вход 15 левов (чуть меньше 900 рублей), я, Мурили и Эндрю неожиданно попали в один из величайших музеев, посвящённых автомобилям из Советского Союза и дружественных ему стран. Контраст поражает воображение ещё до того, как вы успеваете рассмотреть экспонаты: всего 2 минуты назад мы находились в торговом центре с зажигательной музыкой и ярким светом. В самом музее сравнительно тускло, и, в зависимости от помещения, он либо слабо отапливается, либо не отапливается вовсе. Из динамиков доносится старая советская музыка.

Определиться, с чего начать, было непросто. Судя по официальной информации, в коллекции музея более 50 автомобилей, но я готов поспорить на несколько монеток, которые доехали со мной до дома в заднем кармане джинсов, что в реальности это трёхзначное число. Удобно, что автомобили аккуратно расставлены маленькими островками. Модели Polski Fiat собраны вместе, дофольксвагеновские Шкоды расположены отдельно, запорожцам ZAZ выделен собственный уголок, а на откуп марке Lada отдано целое крыло.
Здесь представлены не только автомобили: мотоциклы, мопеды, масштабные модели и тысячи предметов советской эпохи, включая игровые приставки, пачки сигарет, телевизоры и печатные машинки. Если вещь старая и советская, то вы наверняка найдёте её в этом огромном торговом центре.
Интересного так много, что не перечислить! Прежде всего поражает тот факт, что ни один из представленных в музее автомобилей не считался таким уж редким, когда поступал в продажу. Нет ничего особенного в моделях Lada Niva (её и сегодня можно приобрести новой), Škoda 1000 MB или Trabant 600. Большая часть из них разрабатывалась по заказу партии и предназначалась для людей, у которых почти не было других вариантов.
Никому из инженеров восточногерманской марки Wartburg не было дела до того, нравится ли вам 2-тактный мотор седана 353, ведь на его покупку уходило столько времени — вы просто радовались новому автомобилю, в котором можно было перевозить семью. Их массово производили с безразличием и массово уничтожали с точно таким же безразличием — вот что делает экспозицию музея настолько увлекательной. Такие ухоженные экземпляры из СССР крайне трудно встретить даже в глухой болгарской сельской местности или словацкой глубинке.

Где ещё вы сможете увидеть семейный автомобиль Zastava GT 55, который выглядит лучше, чем новый? На каждом мероприятии в стиле cars-and-coffee по всему миру найдётся Porsche 911 с воздушным охлаждением и Ford Mustang, но я не знаю, куда ещё отправить человека, который хочет увидеть идеальный образец каждой выпущенной модели ZAZ; аккуратно выставленной, дабы у вас сложилось правильное впечатление о том, как развивалась эта маленькая заднемоторная двухдверка. Есть на просторах выставки и несколько раритетов: например, чёрный лимузин ГАЗ-13 «Чайка», который долгие годы служил в роли транспорта для агентов КГБ.
В общем, да… Я слетал в Болгарию, чтобы провести время в торговом центре. Это было потрясающе!
Оригинальный Источник: Ronan Glon / Hagerty
Источник
Еще фото: