Главная » Музеи, выставки и частные коллекции » Музей мопедов в Витебске (Беларусь)

Музей мопедов в Витебске (Беларусь)


Музей мопедов в Витебске (Беларусь)

Этот частный музей мопедов существует более пяти лет, а его открытие в Витебске состоялось 12 апреля 2015 года, в День космонавтики.

Люди средних лет, родившиеся ещё в СССР, наверняка помнят, насколько популярны были тогда среди молодёжи и подростков мопеды. Так называется двухколёсное транспортное средство с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч и объёмом двигателя до 50 см³.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

Мопеды были не только покупные, но и самодельные. Последние нередко называли «газульками». Изготавливали «газульку», устанавливая на велосипед специальный так называемый велодвигатель (Д-4). Такие моторы продавались в комплекте со всем необходимым: баком, глушителем, звёздочкой, свечами зажигания и т.д.).

Из покупных в Союзе были популярны мопеды «Рига», «Верховина» и «Карпаты». Наши офицеры, служившие в ГДР, привозили оттуда мопеды «Simson». На фото – мопед рижского мотозавода, он выпускал такие машины с 1958 по 1998 год.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

Создатель музея мопедов – Владимир Мячин – ранее был сотрудником московского музея индустриальной культуры. Работая там, он и увлёкся мопедами и всем, что связано с историей советской малокубатурной мототехники. В 2011 году был создан сайт «Музей Мопедов», где собирается вся информация по этой теме и демонстрируется коллекция.

Владимир говорит, что первый свой мопед (львовский, 1962 года) приобрёл случайно, однако заинтересовался историей такой техники. Стал собирать информацию, завёл сайт. Мало кто всерьёз занимается мопедами – в основном, любителей техники интересуют автомобили и мотоциклы. По мнению Владимира, с этим надо что-то делать.

Сейчас его коллекция состоит из тридцати с лишним мопедов и мотовелосипедов. Кое-что было подарено музею, но самые интересные и редкие экземпляры Владимир покупает сам. Основная часть коллекции собрана ещё в России.

Однако некоторое время назад Владимир Мячин переехал в Беларусь, чтобы его музей, наконец, обрёл свой дом. Раньше приходилось держать экспонаты в разных гаражах и сараях. Он купил дом в деревне Ерёмино Витебского района, где предполагает со временем разместить свой музей. Судя по концепции, должен получиться настоящий музей ностальгии по старым добрым советским временам.

Но пока не хватает средств, и музей временно находится в Витебске, по адресу проспект Строителей, 15. Там, на втором этаже многоуревневой парковки, коллекционер арендует небольшое помещение. Помимо натурной техники, в экспозиции можно увидеть игрушки, значки, атрибуты молодёжной культуры, радиоаппаратуру и многие другие предметы времён Перестройки в СССР. Этой эпохой коллекционер увлечён сильнее всего. Есть в его собрании ещё один любопытный раздел: велосипедные и мопедные номерные знаки, их набралось уже более сотни.

Вот самые интересные экспонаты музея мопедов Владимира Мячина.

В-901, выпуск 1958 года. Первый мотовелосипед Харьковского велозавода. Мотор Д-4, низкая рама под сиденьем и небольшая передняя подвеска. Серия В-901 была очень ограничена.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

Riga-2 «Gauja», выпуск 1963 года. Первый мотовелосипед Рижского завода. Максимальная скорость – 40 км/ч. У музейного экземпляра сохранены щитки на моторе. Обычно от них избавлялись из-за сильного дребезжания во время езды.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

ЗИФ-20, лёгкий мопед с двигателем Д-8МА. Пензенский завод, последняя модель. Случайно обнаружен на Ставрополье. Это один из трёх известных сохранившихся экземпляров.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

МВ-042М «Львовянка», выпуск 1965 года. Львовский завод.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

«Mobylette», французский мотобекан 1971 года. Такие модели в Европе называли мопедами для женщин и священников: на них удобно ездить юбке и сутане.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

ЗиД-80 «Аркан», выпуск 2000 года. Перспективный мокик Ковровского завода, дизайнерская модель. Выкуплена из заводского музея почти за тысячу долларов. Имеет пятиступенчатую коробку передач, систему раздельной смазки и дисковый тормоз переднего колеса. К сожалению, «Аркан» так и не пустили в серию, поскольку завод перешёл на китайские двигатели.

Музей мопедов в Витебске (Беларусь).
 

По словам Владимира Кочина, всего в СССР в разные годы выпускались порядка трёхсот моделей мопедов. Правда, многие из этих моделей являлись экспериментальными и имели совсем небольшой тираж. Примечательно, что и Минский велосипедный завод также внёс свой вклад в историю мопедов.

Вход в музей мопедов свободный, но требуется предварительно связаться с владельцем коллекции. Контакты есть на сайте. Музей нуждается в помощи, в том числе – со стороны областного управления культуры.

Опубликовано: 11 января 2017 года





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra