Авиационный музей в Кракове (Польша)
Созданный в 1964 году музей польской авиации посвящён истории развития авиационных технологий.
Краковский музей авиации является крупнейшим в Польше и расположен на территории одного из первых аэродромов Европы – Kraków-Rakowice-Czyżyny.
Коллекция музея состоит из более чем 150 планеров, самолётов и вертолётов, а также крупного собрания авиационных двигателей. Некоторые из этих моторов – единственные в мире.
Экспозиция размещена в главном здании музея, в нескольких ангарах и под открытым небом – на лётном поле.
Особое место в экспозиции отведено ангару с самолётами времён I Мировой войны.
В годы же II Мировой Геббельс держал на территории этого аэродрома свою коллекцию самолётов. Некоторые экземпляры сохранились и демонстрируются в музее. В частности, уникальный деревянный самолёт Roland, выпущенный в 1918 году немецкой компанией Luft-Fahrzeug Gesellschaft.

деревянный Roland
В музее представлена как военная, так и гражданская авиатехника. Обращает на себя внимание Як-40 в VIP-компоновке, который когда-то принадлежал 36-му спецполку транспортной авиации. Полк был расформирован после авиакатастрофы под Смоленском. Ил-14С, построенный в ГДР в 1959 году, также принадлежал этому полку и возил Первого секретаря польской компартии.

Як-40

Ил-14С
Самый крупный экспонат – Ту-134, переданный музею польской авиакомпанией «LOT». Рядом с ним стоит военно-транспортный Ан-26. Эти самолёты эксплуатировались польскими военными до 2009 года.

<Ту-134

Ан-26
Уникальный экземпляр – двадцатиместный MD-12F. В конце 50-х было выпущено всего 3 таких самолёта. Он предназначался для замены регионального пассажирского Ил-14. Однако в LOT посчитали строительство нового самолёта для местных линий нерациональным.

MD-12F
Самолёт PZL M20 производился в Польше по лицензии, на базе американского PA-34-200T Seneca II. В музее это один из самых новых экспонатов.

PZL M20
МиГ-29 – самый современный из военных самолётов, представленных в музее. Данный экземпляр примечателен тем, что находился на вооружении НАТО. После объединения Германии имеющиеся у ГДР МиГ-29 летали под позывными НАТО. Затем они были сняты с вооружения и проданы Польше за символическую цену в 1 евро.

МиГ-29
Правительственный вертолёт Ми-8 также принадлежал 36-му спецполку. После его расформирования имущество распродавалось, и музей приобрёл несколько единиц техники.

Ми-8
В 2010 году в музее был открыт новый огромный павильон, который в плане выглядит как пропеллер. В двух крыльях «пропеллера» находятся постоянные экспозиции, в третьем – конференц-зал, библиотека и кинотеатр.
Время работы музея: вт – вс с 9:00 до 19:00.
Добраться до музея можно на тамвае № 10, остановка «ul. Wieczysta».
Опубликовано: 03 июля 2015 года