Главная » Журналы » Журнал Олд-Таймер » Архив » Выпуск N 3 » Муссолини, Шумахер и "Антилопа-Гну"

Муссолини, Шумахер и "Антилопа-Гну"



 

МУССОЛИНИ. ШУМАХЕР И "АНТИЛОПА-ГНУ"


ИДЕЯ ПОСТРОИТЬ АВТОМОБИЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ПРИГОРОДЕ КАНН РОДИЛАСЬ ОКОЛО 20 ЛЕТ НАЗАД. РЕАЛИЗОВАЛИ ЕЕ ДОВОЛЬНО БЫСТРО, И В 1985 Г. НА ТРАССЕ А51 ОТКРЫЛСЯ КОМПЛЕКС, ПОЛУЧИВШИЙ НАЗВАНИЕ "МИР АВТОМОБИЛИСТА". И ХОТЯ ЗДАНИЕ СМОТРЕЛОСЬ НЕОБЫЧНО ЭФФЕКТНО И МЕСТО ДЛЯ НЕГО БЫЛО ВЫБРАНО УДАЧНО, НАПОЛНИТЬ ЕГО ЗАЛЫ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НЕ УДАВАЛОСЬ.


Тогда-то и приметил его Адриан Мае. Страстный коллекционер и знаток живописи, он не раз организовывал выставки современного искусства, в том числе из своей коллекции, в Эрмитаже и ответные выставки Эрмитажа во Франции. Но у него была и другая страсть, которую он считает не менее серьезной и важной в своей жизни. Мсье Мае коллекционирует автомобили. И когда их количество приблизилось к сотне, он обратился к директору музея Жан-Пьеру Гелламе с предложением взять в длительную аренду комплекс и выставить в нем часть своей коллекции.
А показать ему было что: 5 Bugatti, 5 Rolls-Royce, 3 Hispano-Suiza, несколько десятков гоночных и спортивных автомобилей, в том числе те, на которых когда-то выступал сам А.Мае. Особое пристрастие мсье Мае питает к автомобилям, изготовленным в единичных экземплярах, военной технике и спортивным машинам.
Исторические рамки коллекции простираются более чем на век. От Benz Victoria 1894 г. до Ferrari F1 Михаэля Шумахера, на котором он выиграл прошлогодний Гран-при.
Попав в аванзал музея, первым делом замечаешь черную Hispano-Suiza 6, выпущенную в 1924 году. Роскошный черный фаэтон, родоначальник знаменитой серии "6", поражает качеством реставрации. Как, впрочем, и все автомобили в этом собрании. Мсье Мае считает, что реставрировать до стопроцентной оригинальности и коллекционного состояния можно любой автомобиль, дело лишь в цели и затратах на ее достижение. Особенно дорого обходится работа с двигателем, трансмиссией, ходовой частью, тем более если приходится заново изготавливать изношенные или утраченные детали и узлы. Никакой "новодел" здесь не проходит. С кузовными и обойными работами дело обстоит проще. Хотя как сказать. Восстановление салона и окраски потрясающего кабриолета Delahaye 1938 г. обошлось коллекционеру в 50 000 евро.
Однако Адриан Мае гордится не им, а почти неприметным Peugeot, выпущенным в начале тридцатых годов и получившей имя Eclipse. Известный французский дизайнер Паулин создал автомобиль, который вы не найдете ни в одном каталоге мира. Машина была выпущена в единственном экземпляре и представляет собой первый в мире родстер, у которого крыша убиралась в багажник. Впрочем, в собрании есть и еще один Peugeot. В 1938 г. был изготовлен спортивный автомобиль Peugeot 302 Sport Darl'mat, предназначенный для побития нескольких рекордов скорости. В отличие от серийных машин 302 Sport он имел несколько существенных конструктивных изменений и два 100-литровых бака вместо одного.
А что можно сказать о Delaunay-Belleville начала девятисотых годов прошлого века?.. Это первый в мире гостиничный "челнок", рассчитанный на 8 пассажиров с объемистым багажом. Представьте себе, в те времена люди настолько не доверяли электричеству, что фары были карбидными. Электричеством, да еще переменного тока, освещался только салон.
  

У совсем маленького на вид родстера Fiat 508S история иного рода. Всем известно, что эти автомобили получили прозвище Balilla, но мало кто знает, откуда оно взялось. 12 апреля 1932 г. на политическую арену вышел Бенито Муссолини, которого уличная шпана звала в юности Балилла. Появившаяся в январе 1933 г. маленькая спортивная машинка так понравилась дуче за схожесть характеров, что у отцов Fiat не оставалось никакого выбора.
  

Одной из самых любимых машин мсье Мае считает темно-красную спортивную Alfa-Romeo 1750 Zagato 1929 г. Литровая мощность этого автомобиля с ярко выраженным спортивным характером достигала 58 л.с./л - показателя, недостижимого для многих автомобильных лидеров тех лет. Неудивительно, что он выиграл несколько 24-часовых гонок в конце двадцатых годов.
Иной характер и предназначение у кабриолетов и фаэтонов Hispano-Suiza H6. Несмотря на мощный двигатель, представлявший собой версию авиационного мотора, и необычные кузова, предназначались они для загородных прогулок и пикников. Серия Н6 просуществовала более 15 лет, чем могут похвастаться далеко не все фирмы тех лет. В экспозиции есть 3 автомобиля этой серии. Один из них, как мы уже заметили, открывает ее, второй Н6В. выпуска 1924 г. с редким кузовом дубль-фаэтон соседствует с двухдверным кабриолетом Н6С, выпущенным в 1933 году. Этот автомобиль со знаменитым аистом на пробке радиатора входит едва ли не во все монографии, но одно дело - рассматривать картинки в книге и совсем другое - увидеть раритет собственными глазами.
  

И еще об одной машине нельзя не рассказать. Помните, чем была при рождении "Антилопа-Гну"? Правильно, Lorrine-Dietrich. В музее г-на Мае можно увидеть модель В 3-6 выпуска 1927 года. Это, правда, более поздняя модель, чем та, которая была у Адама Казимирови-ча. Здесь уже карданная передача на задний мост вместо цепной, более мощный 6-цилиндровый 4-литровый двигатель и более изящный кузов - четырехдверный фаэтон.
  

Bugatti в коллекции г-на Мае - разговор особый. Не было в тридцатых годах XX века гонки, в которой не принимали бы участия автомобили этой марки. По существу, модели 35 и 37 сделали автомобильный спорт массовым, и в экспозиции есть, конечно, эти машины. Компанию им составляет модель 57S Atlante с довольно редким кузовом купе аэродинамического типа, выпущенная в 1938 г. В 1939 году Жан Бугатти победил на ней в 24-часовых гонках "Ле-Ман".
  

Говоря об автомобилях "золотого века", остановимся на трех "французах", наравне с Bugatti олицетворявших когда-то шик автомобильного дизайна и достижения конструкторской мысли. Начнем с седана Voisin Luminise 1928 года. Славу этим машинам принесли авиационные двигатели (вспомним хотя бы 12-цилиндровый Voisin Aerodinamique) и кузова в стиле "авангард".
  

Второй экземпляр этого же уровня -Delage D 8 SS 1929 года выпуска с восьмилитровым четырехцилиндровым двигателем и кузовом родстер. Своими пропорциями и "окрасом" он поразительно напоминает Bugatti 41 или 49, но значительно превосходит их по уровню конструкторской проработки.
  

В отличие от А.Мае, который не очень склонен гордиться своим Delahaye, я рискну назвать это произведение искусства украшением коллекции. Дело не только в потрясающем уровне реставрации, который, похоже, превзошел достижения конструкторов и технологов, создавших этот шедевр в 1938 году. Мне посчастливилось застать момент, когда этот родстер вывозили на регламентный техосмотр. Пропорциями кузова, совершенством линий можно любоваться бесконечно, а урчание восьмицилиндрового 135-сильного двигателя - слушать, как музыку.
  

Мы еще вернемся в залы музея, а пока хочу поделиться одним немаловажным открытием. Как-то не сразу я осознал, чем привлекло меня место, на котором только что стоял этот красавец. Лишь позже я понял: на полу не было масляных пятен. Ни поддонов, ни песка, ни опилок - один чистый пол. Не было и традиционных музейных подставок - все автомобили стоят на своих колесах. Г-н Мае считает, что показывать автомобили надо только в их естественном состоянии. А чтобы продлить их молодость, надо за ними следить и не жалеть на это средств.
  

Для этого в музее есть собственная реставрационная мастерская, оснащенная по последнему слову автосервиса. Следят за экспонатами несколько механиков. Кстати, в углу мастерской, между двумя Royce, примостился родной "Иван-Виллис" ГАЗ-76Б. Мсье Мае интересны и советские автомобили. Кроме этого вездехода был у него еще плавающий МАВ, но с ним не повезло. Реставрированный при поддержке посольства СССР во Франции МАВ сгорел из-за традиционнои утечки бензина на работающий двигатель. ГАЗ-67Б когда-то ему впарили наши немецкие соседи по соцлагерю, да так умело, что руль, перекошенный из-за установки чужого переднего моста, выдали за конструктивную особенность машины. Мост, естественно, вскоре рассыпался, и вот теперь надо где-то добывать нормальный.
За 4 часа, проведенные в сокровищнице Адриана Мае, удалось увидеть лишь малую часть. За кадром остался потрясающий "развал" Rolls-Royce, охватывающий представителей рода "грандов" с 1925 года до наших дней. Трогательно выглядит уголок, в котором стоят Fiat Multipla и Fiat-500 с кузовами beach buggy ателье Zagato и с необычными плетеными сиденьями, а также самый маленький полноприводный автомобиль OSCA на агрегатах Fiat-500.
Раздел послевоенных автомобилей интересен экспериментальным купе Alpine, на котором когда-то сам Ади Мек выступал в ралли, и великолепным кабриолетом Citroen Chapron, вещью исключительно штучной и элегантной.
При всей изысканности музея, мимо него легко проскочить по дороге из Ниццы в Канны. Небольшая табличка стандартного коричневого цвета с силуэтом старинного гоночного автомобиля рядом с бензоколонкой, вот и все. Нет этой "золотой кладовой" и ни в одном путеводителе по Лазурному Берегу. Странно.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.
 





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra