Мотокультура



 

илл.

Из истории мотоциклетного костюма,
или мотокультура
в России и СССР
Часть 2


Андрей МЯТИЕВ

Второе десятилетие XX века привнесло много нового в мотоциклетную жизнь страны. Новые скорости, новая, более совершенная техника, "сайдкары", то есть прицепные коляски для мотоциклетов, женщины-мотористки, мотоцикл на службе в армии... Всего и не перечислишь, но ясно одно - мотоцикл из малопопулярного, дорогущего и к тому же чрезвычайно опасного транспортного средства превратился в полноправного участника дорожного движения, в интереснейший спортивный снаряд, ну... и в культ, в некотором роде. Это знают те, кто пережил юношеское увлечение мотоциклом и не забросил его навсегда.


илл.

20 мая 1911 года министром внутренних дел был утвержден устав Московского Кружка Конькобежцев и Велосипедистов -Любителей. Эта организация приняла эстафету у велосипедных корпораций, ведущих свою историю с 80-х годов прошлого, XIX века, и прекративших своё существование в первом десятилетии XX века, когда интерес к велосипедному спорту временно угас. Своим возникновением Кружок был обязан группе московских спортсменов-любителей: Н.В. Струнникову (2-х кратному чемпиону мира по коньковому бегу), В.М. Васюкову, B.C. Зеленкову, П.Ф. Шиперко и С.М. Хольскому. М.К.К. и В.-Л. приобрёл всеобщее уважение и влияние в спортивных кругах как Москвы, так и всей России. Правление М.К.К. и В.-Л. организовало и провело розыгрыши Всероссийских и московских чемпионатов по вело-мотоспорту в 1912-14 годах, множество других, значимых для отечественного спорта, состязаний. Помимо велосипеда и конькового бега, вынесенных в название корпорации, правление кружка культивировало и моторный спорт, сформировав "моторную секцию", несомненным лидером которой был Б.М. Кремлёв (Толокнов). Весной 1913 года Борис Кремлёв первым из наших соотечественников принимал участие во всемирно известной гонке "Tourist Trophy" в Англии, выступая, правда, за заводскую команду фирмы "Rudge". Перед самым финишем второго (из трёх) этапа, идя вторым, Борис Кремлёв потерпел аварию, лишившую его надежд на, казалось бы, близкую победу. В воспоминаниях об этой гонке, опубликованных в ежегоднике М.К.К. и В.-Л. за 1913 год он рассказывает об экипировке мотоциклиста-гонщика: "...Вспотел и устал я страшно и, главное, от того сильного нервного напряжения, в каком находился ежесекундно весь мой организм в течение этой тренировки. Твёрдо решив далее не ехать, я снял кожаные шлем и куртку и две толстых шерстяных фуфайки. Все гонщики одеваются так толсто не от холода, а на случай падения - всё-таки, чем толще одет, всё мягче обо что-либо "приложиться"...


илл.

На основании этих воспоминаний и фотографий того времени, становится ясно, что костюм мотоциклиста уже тогда в основном состоял из кожаных вещей. Кожа не продувается ветром, при правильной обработке ей не страшна атмосферная влага, при падении она предохраняет тело от повреждений, и, что немаловажно, мотоциклист, "упакованный" в кожу, при "полировке" телом мостовой, не кувыркается, ломая конечности, а едет, как на салазках. До сих пор, даже в наш век высоких технологий, натуральная кожа является основой мотоциклетной одежды.

Приблизительно в это же время, то есть в начале 1910-х годов, появился кожаный шлем, призванный защитить голову мотоциклиста. Поначалу он изготавливался из тонкой перчаточной кожи, оберегая владельца в основном от встречного ветра. По прошествии нескольких лет, мотоциклетный шлем приобрел, благодаря использованию толстой тиснёной кожи, жёсткость, защищая моториста в случае падения от ударов. В середине 20-х годов в обиходе прочно утвердился твёрдый кожаный шлем с наружными амортизирующими валиками, заполненными губчатой резиной, и внутренним подшлемником.


илл.

Очки-"консервы", как их тогда называли, появившиеся ещё в конце века девятнадцатого, будучи изначально принадлежностью гардероба велосипедиста, мгновенно стали неотъемлемой принадлежностью костюма мотоциклиста, а позднее завоевали популярность и среди первых автомобилистов и авиаторов. Кстати, костюм авиатора 1910-х годов в точности повторял снаряжение любителя двухколёсного мотора. Зачастую, рассматривая фото тех лет, запечатлевшее некую личность, одетую в кожаные куртку и галифе, в прочных высоких шнурованных ботинках, перчатках с раструбами, с яйцеобразным шлемом и очками-"консервами" на голове, невозможно понять, кто это - пилот ли летающей машины или любитель моторного двухколёсного снаряда. Если где-нибудь в уголке пожелтевшего фото не виден краешек крыла, тупорылый капот старого биплана или, напротив, спицованное мотоциклетное колесо - ошибка весьма возможна.

Весной 1912 года Московское Общество Мотористов было преобразовано в Общество Мотористов и Велосипедистов (МОМиВ). Очередное объединение фанатов двухколёсной романтики знаменовало эру объединения и укрупнения спортивных корпораций в России. Именно с середины 10-х годов началась активная универсализация спортивных обществ, в Советское время закончившаяся созданием таких мега-клубов как "Спартак", "Динамо" и т.п.

23 августа 1913 года в рамках программы первых Российских Олимпийских Игр в Киеве состоялись велосипедно-моторные гонки по маршруту Киев - Чернигов - Киев на дистанцию 250 верст с финишем на треке Спортивного поля. Моторную гонку выиграл член М.К.К. и В-Л. Б.М. Кремлёв. Так отечественный мотоциклетный спорт вышел на олимпийскую арену...


илл.

Период 1912 - 1914 гг. характеризуется общим подъёмом физической культуры в России. Этому способствовали рост экономики, развитие науки и культуры и прочие факторы. Для отечественного мотоциклетного дела событие, которым открылась новая страница его истории, произошло в начале 1914 года, когда усилиями оргкомитета под началом известного автомобилиста и автомобильного журналиста Андрея Платоновича Нагеля министерство внутренних дел наконец утвердило устав Всероссийского Общества Мотоциклистов. Правление ВОМа расположилось в Петрограде, а председателем его был избран А.П. Нагель, фигура, без сомнения, основная в русском автомотоспорте и поистине легендарная.


илл.

Мировая война прервала столь удачно начавшийся сезон. Многие спортсмены были мобилизованы или отправились добровольцами в армию. Ряды их редели; с фронта приходили печальные вести. Несмотря на это, спортивные общества продолжали свою деятельность. В Москве были проведены несколько гонок. Некоторое количество состязаний организовали спортсмены Киева, Тулы, Петербурга, Омска, Ярославля, Рязани и других городов. В Петрограде и Москве были организованы курсы по подготовке мотоциклистов для армии.


илл.

На фронтах 1-ой Мировой войны мотоцикл нашел широчайшее применение. Мотоциклисты-связисты, мобильные пулемётные команды на мотоциклах - их можно было встретить на всех фронтах. В качестве одежды в соответствии с приказом Военного Министерства мотоциклисты использовали повседневную срорму войск, к которым они были приписаны, дополненную кожаными крагами, защищавшими голени, да очками. В качестве "неуставной" одежды использовались кожаные куртки лётного образца, на что командование смотрело "сквозь пальцы", понимая их необходимость.

Разворот




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra