Мотоковбои...



 

илл.

Мотоковбои.


Владимир Колотовкин

Мотоциклы "Харлей-Дэвидсон" - такой же символ Америки, как поп-корн, Голливуд или статуя Свободы. "Харлей" - само воплощение неограниченной свободы передвижения, не зря его русское произношение созвучно слову "хайвей". Престиж, мощь, чувство абсолютного превосходства - все это "Харлей".
Полтора столетия назад бескрайние североамериканские прерии покорялись лихим ковбоям на диких мустангах. Теперь по широким асфальтовым лентам, прорезавшим необъятные просторы, бешено мчатся затянутые в проклепанную кожу, верхом на своих сверкающих стальных конях их потомки по крови и наследники по духу.
В среде обывателей принято считать, что в Россию "Харлеи" пришли совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, вместе с другими атрибутами западной жизни, такими, например, как доллар и не менее зеленый фрукт киви. До той поры "отсталые русские" могли видеть чудо-машины разве что на фотографиях да в кино. О массовом использовании одного из основных воплощений "американской мечты" в Красной Армии и о популярности знаменитой марки на 1/6 части суши в начале и середине двадцатого века говорить почему-то не принято.


Фирма Harley-Davidson образовалась в 1903 году. Вначале производство было практически штучным, но уже к 1918 году она заняла первое место в мире по количеству выпущенных мотоциклов. Правительство царской России, имея все отечественное для оснащения армии, технические средства все же импортировало, так в нашу страну попали первые мотоциклы Harley-Davidson. После революции большое количество мотоциклов разной степени износа и различных марок перешло к молодой РККА, где и использовалось в основном в технических частях, а также в подразделениях ВЧК, в которые поставляли все самое лучшее. Оснащение частей техникой в молодой Советской республике производилось по принципу "или все, или ничего" - или кавалерия и пехота, или авиаотряд и бронеотряд. Такое разделение объяснялось слабостью материально-технического обеспечения в России, где заводы и базы снабжения, необходимые для правильной эксплуатации и ремонта, находились в крупных городах, а для деревенских кузниц техника того времени была уже сложна.


илл.

Для поднятия страны из разрухи в 20-е годы необходим был транспорт. Отечественные производители не могли обеспечить им страну, и советское правительство стало производить централизованные закупки автомобилей и мотоциклов за рубежом.

Особой любви американские производители к Советской России не питали, но великая депрессия заставила их искать рынки сбыта для своей продукции на Востоке. Так в СССР появились мотоциклы Harley-Davidson моделей 20-30-х годов. Производство отечественных моделей налажено еще не было, и по традиции тех лет мотоциклы пошли только на оснащение армии. На основе анализа архивных записей и фотодокументов можно сделать вывод, что как носители оружия мотоциклы тогда не применялись. Они использовались для связной и посыльной службы или как легкий транспорт в танковых, авиационных и других технических частях. В те годы автомототехника находилась в собственности государства и частным лицам не продавалась. Ею могли лишь в исключительных случаях наградить за трудовые и ратные подвиги.


илл.

Середина - конец 30-х ознаменовались появлением нескольких серийных отечественных моделей, и импорт мотоциклов был остановлен. Отталкиваясь от зарубежных конструкций, было налажено производство Л-300 в Ленинграде (немного позднее - его копии Иж-7 в Ижевске), ПМЗ-А-750 в Подольске, ТИЗ-АМ600 в Таганроге, причем два последних предназначались специально для армии.

Следующей волной появления западной техники в СССР стали поставки по ленд-лизу. Во время Второй мировой "Harley-Davidson motor Co" стал основным поставщиком мотоциклов для армий союзников, перейдя на выпуск наиболее приспособленной для военных действий модели WLA-42, объем выпуска которой составил приблизительно 90000 экземпляров. В СССР попало около 58000 экземпляров (по другим данным - 30000). Поставки шли тремя путями - через Дальний Восток, через Иран и через северные порты СССР. Мотоциклы в основном поступали в контейнерах в разобранном виде, их сборка, дооборудование коляской и задним сиденьем от М-72 осуществлялись в частности на Серпуховском мотозаводе (сейчас выпускает автомобили "Ока"). Harley-Davidson WLA-42 был традиционно удобен для водителя - глубокое седло с мягкой центральной пружиной, большие плоские подножки, контрольные лампы зарядки аккумулятора и давления масла, широкий руль с отогнутыми назад рукоятками, большие дуги безопасности. Для военных целей мотоцикл оснащался дополнительной фарой со светомаскировкой, задним универсальным светомаскировочным фонарем, креплением под пистолет-пулемет и патронный ящик, двумя большими кожаными сумками, покрышками с развитым протектором. WLA-42 был оснащен 750-кубовым нижнеклапанным V-образным двигателем с цилиндрами, расположенными под углом в 45 градусов, с довольно сложной системой смазки. От своих шоссейных предков WLA-42 унаследовал жесткую подвеску заднего колеса (большой минус при движении по бездорожью во время боевых действий) и короткорычажную переднюю вилку. Советские мотоциклисты быстро и по достоинству оценили надежность и удобство заокеанской техники, хотя несколько нетрадиционным было расположение органов управления - сцепление выжималось не рычагом на руле, а двухплечевой педалью под левой ногой, рычаг тормоза переднего колеса находился на руле не справа, а слева. В боевом применении "Харлей" не отличался от М-72 и трофейных аналогов - на коляске устанавливался пулемет Дегтярева ДП-27.


илл.

Технические характеристики модели WLA:

Рабочий объем двигателя - 739,4 см3.
Степень сжатия -5:1.
Мощность - 23,5 л/с.
Привод заднего колеса - цепь.
Напряжение бортовой сети - 6В.
Колесная база - 1460 мм.
Масса - 248 кг.
Емкость бензобака - 12,8 л.
Максимальная скорость - 105 км/ч.


К концу войны в РККА значительно вырос процент ленд-лизовской техники. Некоторые части оснащались ею полностью при формировании. Так, части Дальневосточного фронта получали мотоциклы Harley-Davidson WLA-42 прямо в портах на побережье. Также (по непонятным автору причинам) практически полностью западной техникой, исключая авиационную, вооружали подразделения армий братских народов, находящиеся в стратегическом и оперативном подчинении командованию РККА.


илл.

Верные союзническому долгу, 9 августа 1945 года Советские войска перешагнули рубеж, на ко- тором четыре года выдерживали провокации японцев, не давая им повода для развязывания конфликта. Наступление развивалось стремительными темпами, чему в немалой степени способствовала хорошая оснащенность армии транспортными средствами. Ландшафтные и климатические условия не позволяли японцам создать сплошную линию обороны. В этих условиях командование Красной Армии сделало ставку на действия хорошо вооруженных маневренных групп, совершавших глубокие обходы и действовавших в японском тылу. Вот отрывок из корреспонденции П. Чистякова: "Начав боевые действия 11 августа с обхода японских укрепрайонов в окрестностях корейских городов Наджин и Чжонд-жин (юго-западнее Владивостока), мотоциклисты майора Ухтомского, несмотря на сопротивление японцев и бездорожье, уже к 20 августа в составе авангарда 1-го Дальневосточного фронта вышли к Желтому морю в районе Пхеньяна, преодолев в общей сложности около 1000 километров. В условиях дальневосточных субтропиков после дождей долины многочисленных речек превращались в почти непроходимое для тяжелой техники грязевое месиво, из которого мотоциклисты, практически на руках, выносили свои машины (Harley-Davidson WLA-42). Благодаря мотоциклистам темп наступления не снижался, даже когда на пути встречались речки с ветхими мостами, - подхода понтонеров дожидались только танки и тяжелые машины..." В условиях бездорожья пригодились харлеевские дуги безопасности, за которые, как за ручки, было удобно тянуть застрявшую машину. Капитуляция Японии была подписана 2 сентября 1945 года.

После войны благодаря надежности конструкции и большому количеству полученных запчастей Harley-Davidson WLA-42 долгое время оставался на военной службе, часть машин была передана в подразделения милиции, списанные машины продавались частным владельцам.


илл.

До сих пор Harley-Davidson WLA-42 и законсервированные запчасти для него не редкость в нашей стране. За долгую эксплуатацию владельцы неоднократно модифицировали своих железных коней - основным "бичом" для реставраторов являются резаные рамы, в которые умельцы вваривали мягкую подвеску заднего колеса, в основном от ИЖа. Так наши "кулибины" дорабатывали американскую технику для эксплуатации на российских дорогах.

Рассказ об армейских "Харлеях" был бы неполным без упоминания одной очень нетипичной для этой фирмы машины - Harley-Davidson XA. На нем устанавливался оппозитный двухцилиндровый двигатель, как на BMW R-71, и карданная передача. Было выпущено около тысячи таких мотоциклов. На территории бывшего СССР известен только один сохранившийся аппарат.

Литература:

1) Bart Vanderveen. "Historic Military Vehicles Directory", 1989, London.
2) Фотографии из архива ЦМВС, личного архива М. Туржанской, личного архива автора.
3) Материалы ЦАМО.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra