Москва вчера и сегодня



илл.

Москва вчера и сегодня


Владимир МОЗГОВОЙ


Весной 1969 г. я попросил отца провезти меня от места, где мы жили (на Ленинском проспекте напротив универмага "Москва"), до центра, поскольку этой дорогой приходилось пользоваться каждый день и захотелось запечатлеть её. В результате появилась серия фотографий.


илл.

В этом году тот же путь был проделан заново примерно в то же время года и суток. Появилась вторая серия фотографий. В результате получился материал, позволяющий посмотреть, как изменился этот участок Москвы за прошедшие 33 года.


илл.

Итак, поехали. 33 года назад можно было ехать спокойно, обозревая окрестности. Редкие милые сердцу силуэты 21-х "Волг", "Побед", 407-х "Москвичей"... Теперь - с трудом пробираемся между машинами, пытаясь сделать фотографии в тех же самых местах. Характерная для конца 60-х общая пустота и серость улиц, изредка украшенных лозунгами да портретами давно почившего вождя, сменилась обилием автомобилей и разноцветьем рекламных щитов. Обилие автомобилей, в целом, радует - уровень жизни народа как-никак возрастает. Правда, Москва в последние годы уже не справляется с их потоком, что вызывает новые, всем известные проблемы. А вот относительно рекламных щитов несколько слов скажем. Как всегда, мы (россияне) повторяем все мировые "закидо-ны", только с отставанием минимум лет на 10, но с гораздо большей амплитудой. Так и с рекламными щитами - такого их изобилия не приходилось видеть ни в одной из полусотни стран на всех континентах, в которых довелось побывать. Доходит до абсурда - щиты загораживают светофоры, дорожные знаки и указатели, часы на столбах, друг друга... Многие из них не читаются и вообще вызывают скорее раздражение, чем желание что-либо приобрести. Да и обращение к зрителю часто лишено каких-либо следов уважительности, принятой в русском языке при обращении к незнакомым, - "купи", "найди", "отсеки", "попробуй", "выиграй", "заплати и живи" и т.д. и т.п. Иллюстрация общего уровня культуры, понимаешь. Господа, мы с вами на брудершафт ещё не пили!

Площадь Гагарина. Новая развязка с третьим транспортным кольцом. При всех спорах вокруг него, оно начинает вносить существенный вклад в облегчение движения. Напоминает Периферик в Париже.


илл.

Ленинский, 13. Следующее заметное изменение в организации движения. В 1969 г. там был светофор и поворот налево при движении из центра. Теперь - проходим с ходу.

Заметные изменения в пейзаже начинаются с приближением к Калужской площади (ранее - Октябрьская пл.). Справа и слева вырастают коробки современных зданий. Выезжаем на Калужскую площадь и... не узнаем ее. Ряды старых 2-3-этажных домишек сменил сквер с величественным памятником вождю мирового пролетариата на фоне бетонно-стеклянных коробок Брежневской эпохи. Как в песне у Высоцкого: "Бетон, стекло, металл... Весело, здорово, красочно...".


илл.

Здесь стоит приостановиться и задуматься.

Октябрьская пл., 1969г. Кинотеатр "Авангард" в здании храма. Через 2 дня после фотосъёмки в 22 часа этого здания не стало. Без какого-либо заблаговременного оповещения населения здание было взорвано в соответствии с планом реконструкции площади. Через некоторое время здесь воздвиглась безликая коробка Центробанка - образец архитектуры периода застоя. Зато - круто: современно, "бабок" немерено и, вообще, пальцы веером... В последние годы, когда возникла мода вспоминать о душе, в самом уголке между коробкой Центробанка и выходом станции метро построили игрушечную новодельную часовенку. При строительстве утверждалось, что храм восстанавливается на историческом месте - сравните фотографии.


илл.

По существу, эти две фотографии отражают всю историю России за прошедшее столетие. Сначала надругались над духом и корнями России, открыв кинотеатр в здании храма, потом, вообще, стерли его с лица земли, воздвигли нечто помпезное и безликое и, наконец, отдавая дань моде, построили игрушечный кукольный храмик, доходящий по высоте лишь до середины соседней деловой коробки. А ведь зачем у храмов купола и кресты? Чтобы вознестись над мирской суетой, устремиться в поднебесье, ближе к Всевышнему...

Но пора ехать дальше. Въезжаем на ул. Бол. Якиманка (ранее - ул. Георгия Димитрова, ещё ранее - ул. Бол. Якиманка). Узнаем её по старому зданию французского Посольства. Здесь сохранилась кое-какая "преемственность". Исчез, правда, большой дом справа с лозунгом и портретом вождя на торце (вместо него появилось новое здание французского Посольства); исчезли маленькие старые домики слева, и за счёт них расширилась проезжая часть. Ориентируемся по большим зданиям сталинских времен справа (по нашему движению). К сожалению, даже расширенная проезжая часть не спасает от пробок, которые происходят здесь утром каждый день.


илл.

В 1969 г. ул. Г. Димитрова не выходила ещё на пл. Г. Димитрова (которой ещё не было) и ул. Б. Полянка, а поворачивала налево и выходила на Якиманскую набережную. Сейчас этот проезд сохранился, но движению по нему - навстречу нам. Останавливаем автомобиль и идем по маршруту пешком, чтобы сохранить историческую достоверность. Обнаруживаем, что сразу за сверкающими офисами, выходящими на ул. Б. Якиманка, старые дома практически все сохранились, но выглядят гораздо наряднее, чем в 1969 г., так как их отремонтировали и даже кое-где украсили дополнительной лепниной. Более того, появились новые особнячки, стилизованные под старую московскую архитектуру и довольно удачно вписанные в окружающий пейзаж.

Поворот на Малый Каменный мост. Всё так же, только исчез знаменитый "стакан" с регулировщиком, и изменился дальний план.


илл.

Ул. Серафимовича на фото выглядит совсем уж без изменений (включая кабель сверху), если не считать рекламу ИНГОССТРАХа на здании справа и рекламу SAMSUNG'a вдали на здании Библиотеки им. Ленина. К сожалению, за кадром слева остался "Дом на набережной", внешний вид которого заметно разукрасился, что, однако, радует не всегда. Например, какое отношение имеет огромная эмблема "Мерседеса" к Театру эстрады? Или уже упомянутый SAMSUNG к главной библиотеке страны?!

Съезд с Большого Каменного моста. Панорама стала гораздо симпатичней. Исчез невзрачный старый ансамбль зданий на среднем плане, открыв великолепный вид на Дом Пашкова (к счастью, на фото не видно его аварийное состояние) и главную библиотеку страны. Но, опять же, при чём здесь SAMSUNG?!

На этом кадре, к сожалению, в 1969 году закончилась пленка в моём аппарате, и, соответственно, наше путешествие в 2002 году также обязано прерваться на этом месте.

Что сказать в заключение?

За кадром остались многие места Москвы, которые изменились гораздо заметнее. Но и имеющийся материал позволяет сделать определённые выводы.

Город стал другим. Лучше или хуже - не знаю. Красочнее - безусловно. Но появилось много чужого, чуждого и неискреннего. Всё-таки в 60-е это был НАШ город. Сейчас, с появлением доходящих до абсурда реклам, заборов, охранников, шлагбаумов, запрещающих знаков, сверкающих офисов, куда не войти, часто возникает ощущение-вопрос: ЧЕЙ он теперь?..

Хочется ли здесь жить? Если в молодости я гордился тем, что живу в Москве и не мыслил себя без неё, то теперь далеко не всегда могу ответить на этот вопрос однозначно...

Фото автора.
1969 г.: водитель А.А. Мозговой, автомобиль Волга ГАЗ-21УС
2002 г.: водитель А.В. Виноградов, автомобиль Волга ГАЗ-21И
В оформлении статьи использованы схемы организации движения из книги "За рулём по Москве", 1969 г.


 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra