Монумент на колесах




Владимир Князьков.


Монумент на колесах.

илл.
Кабриолет ателье Weinberger. Модель итальянской фирмы RIO


15 сентября этого года исполняется 120 лет со дня рождения Этторе Исидоро Арко Бугатти (1881-1947). Благодаря созданным им десяткам заслуживающих внимание конструкций, многие из которых добились выдающихся спортивных и коммерческих успехов, его жизнь вошла яркой страницей в историю мирового автомобилестроения.

Изобретательный и очень трудолюбивый конструктор с чувствительной душой художника - в юности он мечтал стать скульптором, но не пожелал быть вторым по отношению к своему более талантливому в этой области брату Рембрандту - с огромной увлечённостью и бульдожьим упрямством пускался в реализацию каждого из своих проектов. Высококвалифицированный коллектив сотрудников фирмы в эльзасском городке Мольсхейм претворял замыслы Патрона в изделия высочайшего качества, нёсшие на себе печать оригинальности и бесспорный, но трудно поддающийся определению внутренний заряд.

И тем не менее, не все машины марки "Bugatti" достигли желанного успеха в том или ином виде. Одной из чувствительных неудач был проект огромного импозантного автомобиля для самых состоятельных заказчиков, получивший название "Royale" - явно намекавший на его королевские амбиции. Закономерным историческим парадоксом стало то, что автомобиль, не оправдавший на пороге тридцатых годов надежд своего создателя, принадлежит сегодня к самым ценным и восхитительным произведениям мольсхеймской фирмы.

илл.
Первым кузовом на шасси прототипа был четырёхдверный кабриолет от Packard RIO.


"Совсем недорого..." - таков был вердикт экспертов, когда в июне 1986 г. некий Джерри Мур приобрёл с аукциона за 6,5 млн. долларов один из шести существующих экземпляров "Bugatti 41 Royale", принадлежавший до этого к широко известной коллекции американца Билла Харры. При этом автомобиль с вызывающим невольное почтение огромным черно-жёлтым четырёхдверным кузовом с мягким складным верхом (его полное название double berline de voyage), который был выполнен в ярковыраженном "каретном" стиле конца XIX века, - явно не самый привлекательный из уникальной шестёрки.

Наиболее же красивым, знаменитым и, пожалуй, ценным изо всех "Bugatti Royale" является автомобиль с кузовом, получившим необычное, не просто "королевское", а прямо-таки "императорское" название - "купе Наполеон". Историческая, художественная и техническая значимость машины, находящейся вместе с ещё одним "Bugatti 41" - с закрытым кузовом английской фирмы Park Ward - во французском Национальном Автомобильном музее в г. Мюлуз, невероятно высока. Настолько, что специальным правительственным декретом от 1978 г. оба автомобиля отнесены к разряду исторических памятников - наряду с Эйфелевой башней и собором Парижской Богоматери. На вывоз автомобилей за пределы Французской Республики наложен категорический запрет.

Идея создать невероятно мощный, скоростной, совершенный в техническом отношении автомобиль высшего класса появилась у Этторе Бугатти ещё до первой мировой войны. В апреле 1913 г. в адресованном одному из своих друзей письме конструктор писал: "Восьмицилиндровый автомобиль, о котором мы с Вами говорили, будет иметь мотор с диаметром цилиндра 100 мм, но ход поршня пока не определён. Машина должна быть больше, чем "Hispano-Suiza", но в то же время легче, а скорость закрытого варианта должна бы достигать 150 км/час".

Охвативший годом позже почти всю Европу военный пожар заставил Бугатти отложить реализацию своей мечты на целых двенадцать лет. К работе над проектом Патрон вернулся в середине двадцатых годов, обладая богатейшим опытом создания ряда восьмицилиндровых двигателей для гоночных и дорожных автомобилей, а также многоцилиндровых авиационных моторов.

илл.
Вторым на шасси прототипа стал этот кузов купе фиакр в каретном стиле. RIO.


И вот весной 1926 г. был построен прототип огромного автомобиля с вполне пригодной и для тяжёлого грузовика базой 4570 мм и колёсами на специально изготовленной фирмой Rapson резине метрового диаметра.

Душой и сердцем этого левиафана была внушительных размеров рядная "восьмёрка" длиной без малого 1800 мм и весом добрых 350 кг. Чугунный блок отливался заодно с головкой цилиндров - как и у других моделей фирмы. Двигатель имел один верхний распредвал, по три клапана на цилиндр - два впускных и один выпускной. Надёжное зажигание обеспечивали две свечи в каждом цилиндре, причём на одну из них напряжение подавалось от магнето, на другую - от аккумуляторной батареи. Другой особенностью двигателя было отсутствие привычного маховика. Его роль играли массивные, с большим моментом инерции, щёки тяжёлого - весом в сотню килограммов - коленчатого вала. Сам вал вращался в девяти охлаждаемых водой главных подшипниках.

Работа прогрессивной по тем временам системы смазки с "сухим" картером обеспечивалась двумя расположенными с торцов двигателя масляными помпами. Мотор прототипа имел диаметр цилиндров 125 мм, ход поршня 150 мм и с почти пятнадцатилитрового объёма (14726 см3) позволял снимать поражающие воображение современников 300 л.с. при всего 1700 об/мин.

илл.
В том же каретном стиле был выполнен и кузов лимузин - третий на шасси прототипа. RIO.


Под стать двигателю было и шасси с двумя мощными лонжеронами высотой 250 мм каждый. Подвеска мостов была зависимой на продольны[ листовых рессорах. Сзади Бугатти использовал две пары четвертьэллиптических рессор, из которых одна пара размещалась за мостом, а вторая - перед ним, причём последняя вступала в действие лишь при значительном прогибе задних рессор. Оригинально была решена передняя подвеска, полуэллиптические рессоры которой проходили сквозь (!) гнутую балку передней оси.

илл.
Двухдверный кузов Weymann - последний, смонтированный на шасси прототипа. RIO.


Короткий промежуточный вал соединял двигатель с размещённым на уровне передних сидений сцеплением. Далее вращающий момент передавался карданным валом на расположенную в блоке с задним мостом трёхступенчатую коробку передач. Обычно для трогания с места и движения использовалась только вторая - прямая - передача, позволявшая автомобилю развивать до 150 км/час. До первой доходило лишь при трогании на подъёме, а вот повышающую третью передачу отваживались включать немногие отчаянные головы - автомобиль был способен развить на ней более 200 км/час. Чтобы остановить разогнавшиеся до такой скорости две с половиной тонны металла, дерева и кожи, требовались надёжные тормоза - их чугунные барабаны размещались в алюминиевых колесных дисках. В каждый диск были встроены по 16 напоминающих турбинные лопаток, создававших при вращении поток воздуха для охлаждения тормозов. При этом колёса различались на правые и левые с соответствующим углом наклона лопаток.

илл.
Royal с кузовом double berline dе voyage. Именно за такой автомобиль Джерри Мур выложил шесть с половиной миллионов. RIO.


За недолгую жизнь на шасси прототипа сменили один другого четыре различных кузова, последним из которых стало элегантное купе ателье Weymann, ставшее победителем нескольких конкурсов. В 1929 г. Этторе Бугатти, попав на этой машине в аварию, сильно повредил ее, чем преждевременно завершилась первая часть истории Bugatti Royale.

Исполненный оптимизма Патрон был уверен в возможности реализации своих "роялей" даже при, казалось бы, астрономической цене шасси в полмиллиона франков ($14285 в ценах того времени). Предполагалось выпустить первую серию из 30 экземпляров. Действительность оказалась далеко не столь обнадёживающей За следующие несколько лет построили лишь шесть "серийных" шасси модели 41, из которых только три нашли своих покупателей. Состоятельная публика предпочитала более дешёвые, но столь же мощные и импозантные "Duesenberg", "Hispano-Suiza" или "Mercedes-Benz". Три остальных экземпляра долгое время оставались собственностью семьи Бугатти, пока в шестидесятых годах не были проданы, очень дёшево, частным коллекционерам.

В конструкцию "серийных" шасси были внесены незначительные изменения - колёсную базу сократили до 4270 мм, а ход поршня до 130 мм. Объём двигателя при этом снизился до 12763 куб.см, а мощность - до "скромных" 200 л.с, хотя эта цифра была обнародована значительно позже. Первоначально же завод не сообщал о мощности двигателя нового автомобиля, следуя, видимо, примеру "Rolls-Royce".

Одно из этих шасси - заводской номер 41100 - и послужило базой для спроектированного 22-летним Жаном, сыном Этторе Бугатти, кузова типа купе девиль, более известного как "купе Наполеон".

илл.
Родстер Армана Эсдерса. Авторство кузова принадлежит Жану Бугатти. Модель английской фирмы Western Models.


Стиль кузова характеризуют плавные, вытянутые линии передних крыльев, визуально скрадывающие его внушительные размеры, что стало резким отходом от каретообразных кузовов на шасси прототипа. Неповторимый облик внешнему виду машины придают четыре характерных окна в крыше пассажирского салона; невысокое, с небольшим наклоном, лобовое стекло в тонкой никелированной рамке; скругленные углы оконных проемов и контрастная черно-синяя окраска с разделением цветов по плавной кривой на боковых поверхностях кузова. Со скромной кожей переднего сиденья резко контрастирует роскошная - расшитого шелка - отделка пассажирского салона. Точная дата изготовления машины неизвестна Некоторые склонны усматривать в нарочито вытянутых линиях кузова и крыльев, как и в двухцветной схеме окраски, явное влияние заокеанских "Duesenberg". Другие же утверждают прямо противоположное.

Жан Бугатти стал автором еще одного кузова - привлекательного двухместного родстера с дополнительным сиденьем в задней части Многие автомобильные историки относят этот автомобиль к лучшему из того, что появилось на четырех колёсах в тридцатые годы. Интересной чертой родстера было отсутствие фар, поскольку его владелец, парижский миллионер Арман Эсдерс, никогда не пользовался машиной в темное время суток. Позже сменивший хозяина автомобиль получил и новый представительский кузов ателье "Binder", во многом напоминавший "купе Наполеон".

илл.
Одним из самых привлекательных кузовов на шасси Royal является "купе Наполенон" Жана Бугатти. Модель французской фирмы Solido.


Но вернёмся к Зтторе Бугатти. Амбициозный проект "Royal" не принёс ему желанного успеха. Восьмицилиндровые же двигатели типа 41 нашли применение на скоростных железнодорожных мотор-вагонах, которых с 1933 по 1939 годы было выпущено около восьми десятков. Это стало для Бугатти хотя бы частичным возмещением за неудачу большой мечты по имени "Royal".

Остаётся только закончить вынесенную в начало нашего рассказа фразу: "Совсем недорого, его подлинная цена - не меньше десяти миллионов".





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra