Мистер Хром...

Фестиваль Ретролето 2022


 

МИСТЕР ХРОМ: познакомимся поближе


Огромное количество поклонников старинных автомобилей и мотоциклов, дизайнеры и тюнинговые компании, любители и профессионалы задают себе один и тот же вопрос: что же такое хромирование и как правильно восстановить былой блеск деталей автораритета. Попробуем помочь им в этом разобраться.


Любой ценитель ретро-техники согласится, что хромированные детали на автомобиле являются необходимым и важным дополнением к кузову и салону, придают завершенность идее конструктора и подчеркивают благородство и "породу" раритета (сложно себе представить "Чайку" или ЗИМ без этих деталей). Поэтому многие автолюбители озабочены вопросом, как восстановить былые блеск и форму деталей. Как же это происходит? Какие этапы проходит деталь при реставрации? Как нужно готовить деталь под восстановление? Можно ли это сделать самому? За необходимой информацией мы обратились к специалистам.

Гальваническое производство

Одним из наиболее актуальных и перспективных способов реставрации деталей автомототехники по мнению руководителя волгоградской компании "Солитон" Павла Аржанова является гальванический. Гальваническое производство – это сложный энергоемкий процесс, при проектировании которого закладывается вполне определенный спектр продукции по габаритам, материалу и виду покрытия. Реставрация и гальванопокрытие старых деталей имеют много особенностей, и на обычной линии меднения – никелирования – хромирования невозможно достичь тех результатов, которые устраивали бы коллекционеров. Не секрет, что вкусы у любителей старины разные, поэтому важно использовать такие методы восстановления, которые удовлетворяли бы любые требования заказчика.

Потребность реставраторов в качественной услуге по "перехромированию" появилась достаточно давно. Тогда, опираясь на неофициальные связи на полуоборонном предприятии, можно было рискнуть получить эту услугу, испытав немалый выброс адреналина при мысли о потере деталей. Мало того, ни о каком ремонте, пайке или гарантированном качестве речи идти не могло.

В сложные 1990-е гг. было закрыто и перепрофилировано огромное количество предприятий, при этом гальванические цеха пострадали в первую очередь, ведь там использовалось большое количество цветного металла и дорогостоящее оборудование. Специалистов-гальваников со стажем теперь очень мало, да и возраст берет свое... Поэтому по крупицам собрать команду профессионалов, "усилить" ее молодыми кадрами и добиться хороших результатов, – задача не из легких.


Суть хромирования

Мифы о "перехромировке", которые любители старины могут найти в Интернете, во многом не соответствуют действительности. Поэтому стоит более детально описать процесс восстановления детали.

В основном детали облицовки кузова и салона изготавливают из стали, нержавеющей стали, латуни, цинковых сплавов типа ЦАМ. Для каждого из этих материалов разработана индивидуальная технология гальванопокрытия. Гальваническая линия никелирования стали и латуни представляет собой оборудование, включающее до 15 ванн с различными растворами, температурой, подачей постоянного тока и чистого воздуха, а также вытяжной вентиляцией и очисткой стоков, поэтому в домашних условиях получить хороший результат не только невозможно, но и опасно.

После получения заказа все детали фотографируются, габариты замеряются и заносятся в базу данных, после чего детали поступают на участок снятия старого покрытия электрохимическим способом с последующей пескоструйной обработкой. Старое покрытие удалить только механическим способом невозможно из-за сложности поверхности и тонкости деталей (иногда приходится дорожить микронами толщины основного металла). Качественное новое покрытие возможно только после полного удаления ржавчины, грязи и старого покрытия. Затем специалисты оценивают исходный материал, повреждения и определяют способ восстановления изделия. Детали со сквозными отверстиями ремонтируются путем замены утраченного участка c последующей сваркой и пайкой. Есть одна тонкость: для того чтобы деталь получилась качественной, поверхность до финишного гальванопокрытия должны быть отполированы до 12-го класса чистоты, то есть практически до зеркала, без пор после сварки и пайки. Пайки производятся серебросодержащими припоями с применением специальных флюсов, а пайка латуни иногда напоминает работу с ювелирными изделиями, так как используются низкотемпературные припои и качественные флюсы; нержавеющая сталь варится аргонодуговой сваркой и паяется. Однако самое главное, как и в любом другом деле, конечно, "золотые руки" мастера.

В зависимости от требований заказчика можно ограничиться полировкой детали, если она не порвана, не перегнута на ребрах жесткости и имеет нормальную форму, что бывает крайне редко. Мало того, такие детали обычно очень тонкие, и с ними тяжело работать без нанесения меди. Да и оттенок в окончательном виде хромированной детали и нержавеющей стали отличается, если детали установлены на одной машине.

После рихтовки, сварки и пайки детали попадают на многослойное омеднение с полировкой каждого слоя. Это делается для того, чтобы затянуть микропоры и места расстравливания после процесса снятия и травления детали. Количество слоев меди зависит от начального состояния детали и может достигать 5-6 и больше. В конце концов, деталь приобретает нужный вид и поступает на другой вид покрытия – никелирование.

Ответственно и трудоемко

При таком способе "улетает" в прямом и переносном смысле много меди – иногда даже больше, чем весит сам бампер, не говоря о хрупких и тонких деталях. Что касается пайки полностью – это долгий и неблагодарный процесс, так как припой трудно проникает в микропоры.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Хромирование – удовольствие не из дешевых,
но красота, как известно, требует жертв...




Однако после того как изделие окончательно отполируют, на него наносят финишный, достаточно толстый слой меди и блестящего никеля. Процесс никелирования –

еще один электрохимический процесс, который дает изделию красивый внешний вид и, конечно же, усиливает коррозионную стойкость детали. И окончательный слой – хромирование – очень важный и ответственный этап в реставрации. Как и другие, он имеет свои особенности и достаточно "капризен". Хромирование производится при высокой температуре и высоком токе в растворе хромового ангидрида, где деталь приобретает окончательный вид с нужным оттенком, что и дает благородный блеск и механическую устойчивость от царапин. Кстати, толстым хромовым слоем покрывают трущиеся детали механизмов различных машин, но это другое направление гальваники, которое часто путают с процессом реставрации.

После сушки и финишной полировки готовое изделие поступает на идентификацию по номеру заказа, далее приемка ОТК, упаковка и комплектация отгрузки.

Производственные тонкости

Вся работа должна выполняться опытными специалистами вручную с использованием абразивных инструментов. Ничего нового в технологии нет – от грубой обработки к более мелкой.

При поточном производстве автомобилей литые детали из сплавов цинка, которые в дальнейшем шли на гальванопокрытие, тщательно отбраковывались по качеству поверхности на наличие пор и трещин, а также плотной литьевой корки. Эта корка и была основой, на которую осаждалась медь. В нашем случае мы не имеем возможности работать с такими деталями. Даже хорошо сохранившиеся дверные ручки, "олени", молдинги, фонари практически всегда имеют повреждения на поверхности, что очень усложняет работу с ними. Вдобавок эти детали не подлежат пайке, поэтому выход только один – многослойное наращивание, иного варианта пока не дано. Кстати, небольшое "вспучивание хрома" на таких деталях зачастую свидетельствует о глубокой коррозии основного материала. Естественно, уходит много времени на исправление, что не может не отразиться на стоимости.

Перед тем, как начать реставрацию кузова автомобиля, целесообразно сначала решить вопрос с хромированными деталями, так как при нагреве во время полировки они могут деформироваться. Поэтому опытные реставраторы начинают именно с этого.

Деталь - дело тонкое...

Наряду с литыми деталями, работа с тонкими деталями – более сложная, хотя и они могут быть восстановлены. Правда, иногда проще изготовить новые, чем браться за "фольгу", – все опять-таки зависит от состояния и редкости конкретной позиции.

Время осаждения одного слоя меди около двух часов, а никеля – один час, следовательно на реставрацию одной детали, включая полировку между слоями, уходит до двадцати часов чистого времени. Так как в гальваническую ванну загружаются детали с одинаковой площадью (а практически все детали автомобиля разные), то на полный цикл восстановления "хрома" на "Волгу" уходит больше двух месяцев с поправкой на очередность. Поэтому, например, цена на восстановление бамперов и решеток с подобным музейному качеством составляет $13/ дм2, литые детали ЦАМ –$31,5/ дм2, молдинги и другие тонкие детали – $19/ дм2.

***

Не секрет, что качественная реставрация зачастую в несколько раз превышает стоимость приобретаемого автомобиля, и с этим ничего не поделаешь. Как говорится, "что платишь, то и получаешь". В наши дни любители классики стараются не экономить на столь важном процессе восстановления автомобиля, как хромирование деталей, понимая, что это поможет "омолодить" внешность их любимца.

Редакция журнала благодарит Компанию "Солитон" за предоставленный материал и консультирование при подготовке статьи.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra