Mini - маленький немец...




 

MINI - МАЛЕНЬКИЙ НЕМЕЦ
С АНГЛИЙСКИМИ КОРНЯМИ


Mini... Каждый автолюбитель прекрасно знает истинное значение этого слова. Mini - это не фасон женского платья или уменьшенная копия предмета, Mini - это революционный малогабаритный автомобиль, который за чуть более чем полстолетия прошел путь от стильной малолитражки до эксклюзивного спорткара.


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Austin Mini Cooper и Cooper 1 Litre Monoposto 1961 г.

За свою 50-летнюю историю Mini по-разному назывался и по-разному выглядел. Однако, несмотря на это, он всегда был узнаваемым и желанным. Этот "малыш" стал героем многих кинофильмов, на Mini ездили и ездят теперь звезды шоу-бизнеса, известные актеры и персоны первой величины.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Алек Иссигонис (справа)

История у Mini не простая. Придуманный чопорными англичанами, автомобиль должен был стать бюджетным семейным средством передвижения. Однако все сложилось гораздо интереснее, чем могли предположить его создатели. Mini стал спортивным автомобилем, что изначально не могло не удивлять тех, кто его видел. Но давайте обо всем по порядку...

РОЖДЕНИЕ "МАЛЫША"

Все началось в середине 1950-х гг., когда Англия переживала глубокий бензиновый кризис: после того, как египетский президент Насер закрыл в 1956 г. Суэцкий канал, поставки топлива в Европу сократились до такой степени, что британское правительство вынуждено было лимитировать продажу бензина (до 10 галлонов в месяц). Тогда-то и возникла потребность в автомобиле, который потреблял бы минимальное количество топлива. В мире уже существовали такие малолитражные автомобили, но все они имели множество недостатков, главным из которых было то, что они производились не англичанами. Для поддержания реноме крупного игрока на мировом автомобильном рынке британцы решили создать свою версию компактной малолитражки.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Morris Mini Minor Super DeLuxe 1963 г.

За разработку концептуально нового автомобиля взялась одна из крупнейших британских корпораций British Motors Corporation, которую в то время возглавлял Леонард Лорд. В середине 1950-х гг. создание кардинально нового кара было поручено конструктору Алеку Иссигонису. Задание было не из легких, оно имело достаточно жесткие исходные требования: автомобиль должен быть четырехместным, но не длиннее трех метров, при этом его следовало укомплектовать уже существующим 4-цилиндровым двигателем с водяным охлаждением. Талантливому конструктору пришла в голову гениальная идея – поместить мотор поперек кузова и сделать автомобиль переднеприводным. Такое конструкторское решение позволило не только сэкономить место под капотом, но и удачно распределить нагрузку, ведь двигатель расположился как раз над передними колесами. По большому счету Mini имел все, что было под капотом у обычного автомобиля, только на гораздо меньшей площади. При этом в салоне Mini спокойно помещались 4 человека, к тому же в авто можно было перевозить достаточно объемный груз, поскольку конструкторы предусмотрели возможность ездить в таком случае с открытым багажником.

Казалось бы, основное задание выполнено – в три метра "втиснули" двигатель, пассажиров и вместительный багажник. Но на этом конструкторы British Motors не остановились. Чтобы увеличить пространство в салоне, нужно было тщательно продумать систему подвески. В результате получилась очень компакттная и упругая версия подвески с резиновыми элементами. Кроме того, было принято решение минимизировать колесные арки. Так, Mini получил сверхкомпактные 10-дюймовые колеса.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Алек Иссигонис

Первый прототип Mini появился в 1957 г., но серийно его начали выпускать только в 1959 г. Поначалу автомобиль приходилось дорабатывать, так как новые конструкторские идеи повлекли за собой непредвиденные последствия. Скорее всего, именно это не позволило Mini с самого начала завоевать любовь автолюбителей. За первый год уровень продаж по всему миру едва превысил 20 тыс. экземпляров. Так что производителям пришлось крепко задуматься...

Так, например, пришлось доработать идею с расположением двигателя. Дело в том, что во время дождя вода заливала распределитель и карбюратор. Такую, казалось бы, непростую проблему решили очень просто – развернули мотор на 180 градусов.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Austin Seven Cooper

После всех доработок автомобиль, наконец, нашел своего покупателя. И это был настоящий бум! Тем более что Mini очень хорошо выполнял функцию бюджетного автомобиля, побив несколько рекордов стоимости: базовая комплектация авто стоила всего 497 фунтов стерлингов!

Уже спустя год после своего появления на рынке Mini стал популярным во всей Европе. Для подтверждения этого достаточно обратиться к цифрам. За 1960 г. было выпущено 100 тыс. машин, через два года, в 1962 г., с конвейера сошло 200 тыс. автомобилей, а уже в1965 г. создатели Mini праздновали выпуск миллионного "малыша".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Cooper S, завоевавший первое место
на "Ралли Монте-Карло" 1964 г.

КАК ЗОВУТ ТЕБЯ, КРОШКА?

В то время как внешний вид Mini оставался более-менее неизменным, имя свое он менял несколько раз. В начале 1950-х гг. в состав British Motors Corporation входили такие известные автопроизводители, как Austin, Morris, Wolseley, Riley и MG. Mini не относился ни к одной из этих марок и имени своего не имел. Первоначально автомобиль выпускался в двух вариантах: Morris Mini Minor и Austin Seven. В 1962 г. в последнем названии слово Seven заменили на Mini, и машина стала называться Austin Mini. Вскоре популярность ультракомпактной, но вместительной малолитражки настолько возросла, что весьма уместным выглядело меткое краткое и емкое название – Mini. Семь лет спустя это название закрепилось и официально.

MINI COOPER – ЛЕВ В ШКУРЕ ЯГНЕНКА

Создатель Mini Алек Иссигонис мечтал сделать "автомобиль для всех". Его друг, Джон Купер – ведущий конструктор гоночных авто, грезил о маленьком гоночном автомобиле. Дружили они давно, а поскольку у Купера уже был опыт разработки небольших автомобилей, в частности с двигателями Morris, Иссигонис часто консультировался с ним по поводу будущего Mini. По мере того, как Mini из карандашного наброска превращался в абсолютно реальный автомобиль, Купер все больше и больше убеждался, что именно этот "малыш" при кое-какой доработке способен тягаться на гоночных трассах с лидерами мирового автоспорта. Фактически, так появились две версии Mini – повседневная, Mini, и спортивная – Mini Cooper.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Джон Купер и его сын Майк

Теперь подробнее. Едва Mini сошел с конвейера, Джон Купер сразу же приступил к осуществлению своей мечты. Уже в 1959 г. новенький Mini, доработанный Купером, принял участие в своих первых соревнованиях – итальянском Гран-при в Монца. Там Mini проявил себя с очень хорошей стороны, и Купер загорелся идеей серийно выпускать спортивные модификации этого авто. Иссигонис отказался от этой затеи, но Купер решил не сдаваться и обратился к руководству British Motors Corporation, которое дало спортивной модификации шанс и разрешило выпустить небольшую партию в тысячу экземпляров. Все бы хорошо, но вместе с разрешением Купер получил и ограничения: объем двигателя не должен был превышать 1 л. Но и тут Купер проявил изобретательность – он увеличил ход поршня с 68,3 до 81,3 мм, одновременно сократив диаметр цилиндра с 62,9 до 62,4 мм. В итоге двигатель получился 997-кубовым. Кроме того, в двигателе были увеличены выпускные отверстия и усилен картер в соответствии с повышенной мощностью энергетической установки. Чтобы достичь большей скорости, Купер изменил и коэффициенты передачи трансмиссии. В результате мощность двигателя возросла до 55 л.с., а максимальная скорость – до 130 км/ч. Как разогнать автомобиль – придумали, оставалось только решить, как же ему с такими параметрами тормозить... Так Mini Cooper получил дисковые 7-дюймовые тормоза.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Cooper S, четвертое место
на "Ралли Монте-Карло" 1968 г.

Этот автомобиль не только вписал множество ярких страниц в историю авторалли, но и попортил немало крови традиционным лидерам автогонок на трассах всего мира.

1960-е гг. прошли под знаком Mini, причем не только на официальных ралли и состязаниях.

Даже при самой сильной конкуренции на замкнутых трассах у Mini не находилось достойного соперника, который смог бы продемонстрировать такие же высокие спортивные характеристики за столь небольшие деньги и такое удовольствие от вождения при столь компактных размеров

Маленький автомобиль с такими характеристиками вызвал огромный интерес у любителей автоспорта. Все чаще и чаще на старте различных гонок стали появляться тогда уже двухцветные, красные с белой крышей, Mini Cooper.

Начиная с 1962 г. детище Джона Купера и Алека Иссигониса начало приносить громкие победы над мировыми лидерами. Мечта Купера сбылась.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Austin Mini Moke 1965 г.

Серийно Mini Cooper выпускали в течение 10 лет, 1961 по 1971 гг., когда в компании решили, что нет необходимости продолжать вкладывать средства в развитие раллийных автомобилей, ведь продажи и так были высокими. Поэтому было принято решение о закрытии производства спортивного автомобиля (как потом оказалось – временно). Для потребителей это стало настоящей трагедией – спрос на Mini Cooper и не думал падать. Изобретательный Джон Купер решил по-своему выйти из ситуации. Он начал выпускать специальные тюнинговые комплекты для стандартной версии авто, в которые, помимо всего прочего, входил специальный воздушный фильтр, глушитель, усовершенствованная электроника для двигателя и самое главное – доработанная головка цилиндра, обеспечивавшая повышенную компрессию. С установленным комплектом модернизации Mini выглядел очень убедительно: мощность двигателя – 126 л.с., максимальная скорость – более 200 км/ч, разгон "до сотни" – за 8,9 секунды.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Austin Cooper S 1966 г.

MINI COOPER S

Если Mini Cooper был спортивной модификацией Mini, то Mini Cooper S – это, без преувеличения, спортивная версия для гурманов – еще более мощная и быстрая машина, предназначенная, скорее, для треков, чем городских дорог.

При создании Mini Cooper S был выбран 848-кубовый двигатель, который еще подлежал доработке. Диаметр цилиндра увеличили до максимального значения – 70,6 мм, при этом ход поршня оставили без изменений, 68,2 мм. В результате всех доработок Mini Cooper S получил мотор объемом 1071 см3 мощностью 70 л.с. при 6200 об/мин. При этом максимальное количество оборотов составляло 7200 об/мин! Опять же возник вопрос с тормозами. В отличие от 7-дюймовых дисковых тормозов предшественника, Mini Cooper S получил 7,5 дюймов с сервоприводом для управления тормозами.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Seven

Mini Cooper S навеки вошел в историю автоспорта, когда в 1964 г. Патрик Хопкирк на "Ралли Монте-Карло" вопреки скептическим прогнозам специалистов и соперников занял первое место. Современный же Mini Cooper S – автомобиль мечты для многих автолюбителей. Он послушный, мощный и очень подвижный. Кроме того, Mini Cooper S – это, наверное, один из немногих автомобилей, которому до сих пор удается сохранить свой очень узнаваемый первозданный стиль. Сегодня это тот же "Купер", только более безопасный и немного мощнее своего предшественника. Тот же 4-цилиндровый поперечный двигатель, но объемом 1598 см3, он стал почти в два раза мощнее – 163 вместо 70 л.с. Максимальная скорость Mini Cooper S образца 1964 г. – 160 км/ч, машина 2004 г. способна разогнаться до 218 км/ч. Новый Mini Cooper S "до сотни" разгоняется всего за 7,4 секунды. Автомобиль стал длиннее на 60 см и почти вдвое тяжелее. Mini Cooper S есть чем похвастаться. В частности, своей спортивной подвеской, которая позволяет водителю чувствовать себя комфортно на любых дорогах. В отличие от предыдущих моделей, теперь на подвеске усилены пружины и стержни стабилизатора поперечных колебаний, а еще введено электрогидравлическое прямое рулевое управление.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini 1275 GT, Mini 1000, Mini Clubman 1973 г.

МНОГОЛИКИЙ MINI

Каких только модификаций не пережил Mini. Он был и маленьким фургоном Clubman, и универсалом с чуть более длинным кузовом и деревянной отделкой. Но самое интересное, что из Mini удалось сделать джип! Модель под названием Mini Moke была разработана на базе стандартного Mini специально для нужд армии. Но там ему не удалось заслужить особого доверия: отсутствие полного привода и слишком маленькие колеса делали его малопригодным для военных целей. В середине 1960-х гг. по всему миру начали появляться вариации на тему Mini от других производителей. С 1965 г. Mini выпускались в Италии (под маркой Innocenti) и даже в таких, казалось бы, далеких от автопроизводства странах, как Чили и Уругвай.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Knightsbridge

Однако внешне Mini был узнаваем в любой модификации. А вот внутри...

В 1967 г. появилось второе поколение Mini, по сути, мало чем отличавшееся от своего предшественника. Самое видимое отличие – обновленная решетка радиатора. Произошли и другие небольшие внешние изменения, замеченные лишь истинными знатоками Mini. В 1970 г. на смену второму пришло третье поколение. В этих авто дверные петли были скрытыми, фары и облицовка заключены в одну горизонтальную рамку, в салоне появились новые, более удобные сидения.

В 1970-х гг. произошло еще одно очень важное событие: Mini стал самостоятельным брендом в составе "монстра" британского автопроизводства и своего "родителя" British Motors Holding. В 1960-х гг. British Motors Corporation после серии слияний и поглощений настолько разрослась, что захватила почти весь английский автопром. С 1966 г. в названии компании слово Corporation было заменено Holding. В состав холдинга входили такие известнейшие автомарки, как Daimler, Jaguar, Rover, Standard и Triumph. Позже концерн был переименован в Austin-Rover Group, а впоследствии – просто Rover Group.

В 1980 г. появился обновленный Mini – Mini Metro, еще он назывался Rover Metro. Новая версия серьезно отличалась от своего предшественника, прежде всего размерами. Mini Metro был на 40 см длиннее и имел не 10-, а 13-дюймовые колеса. Кроме того, он изменился внешне. Теперь Mini стал хетчбеком, получив дверь в задней стенке. Сначала выпускались трехдверные модели, затем появились и пятидверные. Mini Metro выпускались как с механической, так и автоматической коробкой передач, авто были оснащены двигателями 998 или 1275 см3.

Но эта модель не имела особого успеха у покупателей. Дела Rover Group шли не очень хорошо: от бесконечных слияний и поглощений компания начала буквально рассыпаться. Положение спасало лишь производство старого классического Mini. Кроме того, выпускались более дорогие модификации Mini – Rover Mini.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Cooper S

Однако прибыли концерна падали, и в 1988 г. Rover Group был продан британской компании аэрокосмических технологий British Aerospace. Все, что ни пытались сделать с Mini любители космоса, на пользу ему не пошло... Производство Mini прекратили, чтобы практически сразу ... начать заново: в середине 1990-х гг. Mini "сменил гражданство", перейдя во владение немецкой компании BMW.

СМЕНА ГРАЖДАНСТВА

Компания BMW давно собиралась начать производство компактных автомобилей, и тут им как нельзя кстати "подвернулся" Mini. Как усовершенствовать и доработать бюджетную машину, размышляли долго. Дело в том, что у BMW всегда были очень большие амбиции, и бюджетные модели они выпускать не хотели. Новый немецкий Mini должен был стать престижным автомобилем класса "люкс". Прекрасно осознавая, что былая популярность Mini пойдет только на руку, в BMW собирались максимально сохранить внешний вид машины, доработав лишь немногие детали для соответствия авто всем критериям безопасности ХХІ века.

Перерождение Mini началось с очень оживленного обсуждения этого вопроса в британской прессе, в котором весьма живое участие принял сам Джон Купер. В итоге в 2001 г. родился усовершенствованный New Mini. Приставка New в названии автомобиля быстро исчезла, и он снова стал называться просто Mini. Правда, через какое-то время буквы в названии стали заглавными, поскольку, по мнению производителей, теперь MINI изменились, стали полноценнее и "взрослее". И действительно, вслед за буквами в своем имени сам автомобиль стал заметно больше. Теперь длина кузова составила 3,6 м, ширина – 1,67 м, заметно увеличились и колеса. Обычная модель оснащалась 15-16-дюймовыми колесами, а их тюнингованные братья ставились на 17-дюймовые. Под капотом в обновленном MINI работал 90-сильный двигатель объемом 1,6 л.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Cooper


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini Cooper S
Взглянув на MINI Cooper S, сразу же видишь, что это – MINI особенный. При всей своей привлекательности этот автомобиль представляет собой мощную и быструю машину с сильным характером. Скошенная буква S на боковых решетках и сзади наглядно свидетельствует о мощи, скорости и наслаждении поездки по извилистым дорогам и чистом удовольствии от вождения.

Кроме стандартной модификации, снова стали серийно выпускать спортивные версии MINI Cooper, оснащенные моторами мощностью 115 л.с. А в 2002 г. модельный ряд MINI пополнил спортивный 163-сильный MINI Cooper S с механическим наддувом. Кроме всего прочего, все модели авто теперь оснащены всеми необходимыми средствами безопасности, большим количеством электроники, противобуксировочной, антиблокировочной системами и системой динамической стабилизации. Теперь MINI – автомобиль ХХІ века. Он сохранил энергетику старого спортивного Mini, но стал действительно "автомобилем класса люкс". Не удивительно, что поклонников у него по всему миру становится все больше и больше.

BMW не собирается останавливаться на достигнутом, выпуская как новые, доработанные, версии MINI, так и эксклюзивные лимитированные модели. Теперь в модельном ряду MINI имеется даже кабриолет – MINI Cabrio. А не так давно появилась еще одна новинка для ценителей новейших технологий – электрический MINI QED, который, оснащен четырьмя двигателями (по одному на колесо) общей мощностью 640 л.с.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Два поколения Mini Cooper S

В ближайшем будущем BMW планирует выпустить 500 электромобилей MINI, правда, пока только специально для американского рынка, причем конкретно для штата Калифорния.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Mini XXL

В планах на будущее ожидается пополнение семейства MINI еще несколькими моделями. Вскоре на рынке появится кардинально новый MINI с полным приводом – MINI Crossman. Новая модель будет оснащена не привычным трехдверным, а пятидверным кузовом. Пока точно не известно, на какой платформе будет выполнен Crossman. Поговаривают, что это может быть модифицированная версия предыдущей модели – Mini Clubman. Другие считают, что это будет доработанная классическая платформа переднеприводного MINI. Кроме того, настойчиво ходят слухи, что в скором времени на свет появится и новый хетчбек с прежним передним приводом. Но что будет на самом деле, увидим немного позже. А пока можно только порадоваться, что такие автомобили, как Mini, не уходят в историю, а продолжают совершенствоваться и развиваться.

ЧТО ГОВОРИТ МАЙК КУПЕР ...

...о классическом Mini: "В оригинале была воплощена блестящая концепция конструкции, которая не стареет уже 40 лет. Покупая Mini, вы получали лучший в своем классе автомобиль и истинное наслаждение от вождения. Это был первый в мире седан с характеристиками спортивной машины".

...о заказных MINI: "MINI пришелся по душе многим знаменитостям. Такие машины есть у Мадонны, у Кейт Мосс... Более того, Кейт Мосс заказала для себя особый интерьер, украсив его отпечатками лап тигра...".




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra