Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 19 » "Мерседес-170" - красное на черном

"Мерседес-170" - красное на черном



 

илл.

"Мерседес-170" - красное на черном


А.Новиков

Карьеру главного конструктора в компании "Даймлер-Бенц" Ганс Нибель начал с работы над созданием небольшого и недорогого автомобиля, который бы хорошо продавался в охваченной экономическим кризисом Германии. Кульминацией его труда стала презентация на Парижском автомобильном салоне 1931 года нового Мерседеса, получившего индекс "170", предлагавшегося покупателям с широкой гаммой различных кузовов от четырёхдверного лимузина до двухместного родстера.


илл.

Автомобиль имел шестицилиндровый двигатель, развивавший мощность 32 л.с., блок которого был отлит из серого чугуна совместно с верхней частью картера. Автомобиль, так же именовавшийся "модель 7/32 л.с.", обходился покупателю в 4400 рейхсмарок, на 1580 рейхсмарок дешевле, чем "Мерседес-Штутгарт-200". Его стандартное оборудование включало даже специальный замок для запирания рулевого колеса. Но самым интересным новшеством "Мерседеса-170" стала его подвеска.


илл.

Работу над независимой подвеской Ганс Нибель начал ещё в 1924 году, поэтому к моменту появления Типа-170 ему удалось создать совершенную переднюю и заднюю подвеску для автомобилей "Мерседес", которая использовалась без каких-либо изменений долгие годы. Передняя подвеска "Мерседеса-170" состояла из двух поперечных полуэллиптических рессор, соединённых посредством стремянок в средней части с передней поперечиной рамы. На концах рессор посредством шарнирных пальцев, проходящих через ушки коренного листа, были закреплены стойки поворотных кулаков. Подвеска оснащалась двумя гидравлическими амортизаторами одностороннего действия.


илл.

Независимая пружинная подвеска задних колёс была выполнена на поперечных рычагах, а полуоси устанавливалась в качающихся закрытых кожухах. Для ограничения хода подвески использовались резиновые буферы - отбойники.


илл.

Следующее поколение "Мерседесов-170" появилось в 1934 году, когда в общую конструкцию кузова был интегрирован вместительный багажник с верхней запирающейся крышкой, а рама, состоящая из элементов прямоугольного сечения, была заменена на Х-образную, из овальных труб, соединённых между собой при помощи электросварки. Облицовка радиатора получила более обтекаемые округлые формы, а панель приборов более эстетичный дизайн. Второе поколение "Мерседесов-170" впервые было представлено на Автомобильном салоне в Берлине в январе 1934 года. На стенде красовались: двухдверный лимузин, кабриолет, двухместный родстер, а так же развозной фургончик под собственным индексом Л-300 (ластваген, то есть грузовик), который использовался как крупными фирмами,так и мелкими торговцами.


илл.

Первые поколения автомобилей "Мерседес-170" провели фирму через годы депрессии, после краха Уолл-Стрита, через трудное начало тридцатых. Машина стала фаворитом публики и за первый год производства - 1932, "Мерседесов-170" продали 4481 штуку. А общий выпуск машин двух первых поколений составил 13 775 штук.


илл.

Следующее поколение самого демократичного Мерседеса было представлено публике на Берлинском автосалоне в феврале 1936 года. Новая машина в отличие от своего предшественника получила четырёхцилиндровый силовой агрегат, который получил повышенную мощность до 38 л.с. при 3400 об/мин, но от этого машина не стала экономичной, она расходовала всё те же 11 литров топлива на 100 км, и её двухдверный вариант обходился покупателю в 3750 рейхсмарок. Это был автомобиль традиционного немецкого качества, стоивший своих денег. Кузов получил обтекаемые округлые формы с передними и задними крыльями, почти полностью прикрывавшими колёса. Машина предлагалась как двух или четырёхдверный лимузин, двухдверный четырёхместный кабриолет, кабриолет "А", двухместный родстер, кабрио-седан, открытый четырёхдверный пятиместный турер, развозной фургончик, пикап и отдельное шасси для монтажа санитарных и полицейских кузовов. Такая широкая гамма различных типов кузовов стала возможной благодаря Х-образной раме современного типа.


илл.

Новый четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 1967 куб. см. устанавливался в двух точках впереди - под креплением водяного насоса, сзади снизу картера коробки передач на резиновых подушках. Такая установка силового агрегата именовалась "плавающей". Подвеска всех колёс независимая, полностью повторявшая хорошо зарекомендовавшую подвеску ранних поколений. Сцепление "Комет-Мекано" и коробка передач "Афон", последняя имела синхронизаторы на двух верхних передачах. Усилие от коробки передавалось к задним колёсам посредством трубчатого карданного вала с двумя мягкими сочленениями. Главная передача состояла из двух конических шестерён со спиральными зубьями. Картер главной передачи имел вертикальную плоскость разъёма и крепился к поперечине рамы.


илл.

Автомобили оборудовались рулевым механизмом типа Росс, представляющим собой "винт и кривошип" с разрезной поперечной тягой. Привод колёсных тормозов был гидравлическим, а стояночный тормоз раздвигал посредством троса колодки задних тормозов. Его регулировка осуществлялась изменением длины центрального троса, для чего на рычаге ручного тормоза предусматривался специальный регулировочный маховичок.


илл.

Трёхлучевая звезда-эмблема впервые в практике "Даймлер-Бенц" получила в 1937 году на "Мерседесе-170" шарнирное крепление, позволявшее ей складываться. В этом же году была изменена структура мягкого верха на кабриолете "А" и кабриолете "В", на последнем были введены дополнительные пиллерсы между боковинами опускающихся стёкол. Топливный бак, установленный в моторном отсеке, получил увеличенную до 33 литров ёмкость, а с 1939 года его вместимость увеличилась ещё на 10 литров, в то время как экономичность машины улучшилась, и теперь составляла 10 литров топлива на 100 км пути.


илл.

"Мерседес-17011" отличился во многих спортивных мероприятиях, для которых были специально спроектированы двухместные "гелендеспортвагены", участвовавшие в предвоенных ралли и гонках по пересечённой местности, проводившихся в Германии.


илл.

Когда началась Вторая мировая война и количество бензина резко снизилось, многие "Мерседесы-170и" стали оборудоваться газогенераторами, такие машины получили обозначение "UG" (УДжи). Кю-бельвагены "Мерседес-170" часто использовались вермахтом.


илл.

Всего с 1935 по 1942 годы сумели построить 86 615 экземпляров модели "170U", она стала самым массовым легковым "Мерседесом" этого периода, среди них открытых двухместных кабриолетов "А" сделали 794 штуки; 76 в 1936, 204 - 1937, 272 - в 1938, 198 - в 1939, 34 в 1940 и только 10 в 1941, когда нацистская германия напала на СССР.


илл.

После войны выпуск старых довоенных "Мерседесов-170" с небольшими изменениями возобновился снова, машина продержалась на производстве до 1955 года, когда ей на смену пришёл новый "Мерседес-180" совершенно отличный от своего прародителя.

Кабриолет из Переделкино



Свой "Мерседес-Бенц-170" 1938 года выпуска, Владимир Игоревич Кваша, директор Музейно-реставрационной организации "Техноклассика" приобрёл в начале 90-х годов. В отличие от других реставраторов, которые подчас начинают работу с машиной от состояния, "отдалённо напоминающего автомобиль", Кваше досталась "рабочая лошадка". Ещё бы! Агрегаты от "Волги", которые были установлены на этом "мерее", не успели ещё отработать положенного им срока. Так что определению "механическое транспортное средство" машина соответствовала вполне, а на категорию "раритет" не тянула вовсе.


илл.

Внешний вид автомобиля портили "двадцатьчетвёртые" колёса, невесть откуда взявшиеся подфарники и задние фонари от чехословацкого автобуса. А за благополучным внешне "фасадом" скрывалось сильно проржавевшее "брюхо".


илл.

Давней привязанностью к марке "Мерседес" объясняется то, что к моменту приобретения этого "170-го", у Владимира Игоревича накопился некий "оборотный фонд" агрегатов тех лет. Так что вопрос "Где взять недостающее родное?" относился лишь к контрольно-измерительным приборам и к некоторой другой мелочевке. Повезло и в том, что при предшествующих переделках не было затронуто оригинальное оформление салона.


илл.

Но настоящая реставрация автомобиля (не путайте, пожалуйста, читатель, это понятие с ремонтом), даже и при наличии всех необходимых комплектующих, начинается с полной разборки всего и вся. И она, эта разборка, выявила, что днище кузова нужно изготавливать практически заново, по образу и подобию. Но не так, чтобы можно было просто установить обратно сиденья. А так, чтобы на смотринах даже самого высокого уровня, "комар носа не подточил".


илл.

Передние крылья, представлявшие собой за-шпатлёванное решето округлой формы, пришлось так же делать заново. Не только по образу и подобию (читай, по форме и размерам), но и по технологии, соттветствующей эпохе - из "кусочков". В тридцатые годы еще не применялись большие штампы, которые позволяли бы изготавливать панели кузовов едиными деталями. Крылья и другие детали приходилось "раскраивать" из плоского листового металла, а затем "сшивать" сваркой, задавая при этом необходимые радиусы кривизны будущих поверхностей. На одной из фотографий, запечатлевших этапы реставрации, это хорошо видно. Агрегаты, взятые из "оборотного фонда" пришлось основательно "перетряхивать". Ещё лет 15-20 назад, в нашей стране, на всевозможных выставках и слётах владельцев ав-томотостарины, на машинах высоко ценился "родной" металл оригинальные шестерни, подшипники и другие детали агрегатов и узлов. Оно и понятно было: заказать копию какой-либо детали на заводе имел возможность далеко не каждый владелец автораритета, и альтернативой сломаным оригинальным одиночным деталям, могли стать только "неродные" узлы в сборе. А это - неизбежные штрафные баллы, вплоть до дисквалификации машины. Напомним, для справки, что тогда допустимыми "неродными" элементами конструкции могли быть только аккумуляторные батареи, шипы и электролампочки.


илл.


илл.

На шасси "Мерседеса-170" мог быть установлен любой из представленных здесь типов кузовов.
Кстати, по принятой до войны в Германии классификации кузовов, их обозначения не всегда могут соответствовать применяемым ныне. Например, "лимузин" по немецкой классификации тех лет сегодня по общепринятым понятиям обозначает обыкновенный "седан".
А "лимузин" современный тогда считался "пульман-лимузином". Именно термин "пульман" обозначал стеклянную перегородку между водителем и пассажирами.



илл.

Иное дело сегодня, когда посильную помощь в реставрации старинного авто могут и готовы оказать множество специализированных фирм и промышленных предприятий. А изготовление по заказам и установка точных копий деталей взамен вышедших из строя оригинальных, чем-то из ряда вон выходящим не считается. Ни в западных странах, ни у нас. По этому же пути идут и в музейно-реставрационной организации "Техноклассика".


илл.

Московской фирме "АБ-Инжиниринг" было заказано изготовление деталей цилиндро-поршневой группы и вкладышей для двигателя. Были размещены заказы и на изготовление новых шестерён и подшипников для коробки передач. А вот собирать сами агрегаты сотрудники "Техноклассики" не доверили уже никому.

Приборная доска ("торпедо") этого эксклюзивного автомобиля была выполнена из дерева. И хорошо, что в своё время, практически без переделок, в её гнёзда "встали" спидометр от "Москвича-407" и другие стрелочные указатели от грузового ГАЗ-51. В настоящее время на место возвращены оригинальные приборы, за которыми нынешнему владельцу машины пришлось немало побегать.

А вообще Владимир Игоревич лично сопровождал машину на всём пути её реставрации. Он - и руководитель организации, и технический консультант по всем возникавшим вопросам. Собственноручно принимал участие практически на всех этапах восстановления раритета до первозданного вида. Лишь изготовление мягкого складывающегося верха кузова целиком было отдано "на откуп" специалистам узкого профиля.


илл.

На вопрос, сколько ещё таких же машин может оставаться во всём мире, хозяин ответил: "В России 2-3 штуки, а вообще - видимо не больше полутора-двух десятков". Напомним, что шестьдесят лет назад производство именно таких модификаций - двухдверных, двухместных кабриолетов (тип А) - закончилось выпуском 794-го экземпляра.


илл.

Как по достоинству оценивается многолетняя работа автореставратора-владельца? Восхищенными взглядами дилетантов-зрителей на различных автошоу? Завистью знатоков-конкурентов. Дипломами и медалями международных выставок, наконец? Машина Кваши удостоилась похвалы приезжавших в феврале в Москву на I Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации специалистов немецкой фирмы "Тиссен", занимающейся реставрацией и продажей антикварных автомобилей. Более высокой оценки восстановленному "Мерседесу", не сможет, видимо, дать никто...


илл.

Редакция благодарит музейно-реставрационный центр "Техноклассика" (593-79-73,760-06-49) за помощь в подготовке материала.


Разворот 1

Разворот 1




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra