Mercedes-Benz 300SLR



 

илл.

Mercedes-Benz 300SLR:
триумф и трагедия

М.Ю.Климов


Здравствуйте, уважаемая редакция "Игрушек"!
Пишет вам постоянный читатель из Минска.
В свои 19 лет я стал по-другому смотреть на наше советское наследие, на то, что осталось и пропадает, на то, на что не обращают внимания, на то, на что ехидно тыкали пальцами, как на зло, остатки социализма, "искалечившего" наши народы...
Помимо ретроавтомобилей как объектов коллекционирования и реставрации, я увлекся самой историей мировой автотехники.
Вот уже пять лет, как коллекционирую масштабные модели (они подешевле, чем настоящие автомобили) . И расстроен тем, что не всегда нахожу публикации о моделях в вашем журнале.
Очень бы хотелось увидеть статьи с множеством фотографий автомобилей Mercedes-Benz 1940-х - 1970-х годов.
Особенно заинтересовался я моделью 300SLR 1952 года, участника гонки "Mexico". На бортах - надписи "PRAT MOTORS S.A. Panamericana: Merida is Mexico. D.F. 1952". У меня модели кабриолета "Spider Panamericana 1952" и купе " Carrera Panamericana 1952". Между прочим, последняя имеет кузов как и 300SLR 1953 года, "Крылья чайки". Однако облицовка радиатора, гладкие, без карнизиков над колесами, крылья, фары и бамперы другие. У меня модели 1/43 китайских фирм "New-Ray" и "Cararama". Они, конечно, не ахти, но тоже мне дороги.
Вы скажете, быть может, что вопрос не по адресу, что лучше обратиться в специализированный "модельный" журнал. Однако я хотел бы подчеркнуть, что именно ваш журнал наиболее интересен, и было бы неплохо почитать в нем о Mercedes-Benz. Должен сказать, отличная была статья о Mercedes-Benz 190SL в 15-м номере "Игрушек".
Подпись неразборчива


Обратившись с просьбой прокомментировать это письмо к московскому коллекционеру масштабных моделей, владельцу известного всей "собирающей" Москве магазинчика "Мир автомобилей" (в ТЦ "Останкино") Михаилу Юрьевичу КЛИМОВУ, мы не предполагали, что получим столь обширный и, как нам представляется, увлекательный рассказ.



илл.

Каждый из автомобилей марки Мерседес-Бенц, будь то седан, универсал, кабриолет или родстер имеет свою историю, является эталоном технического совершенства и может быть предметом увлекательного рассказа.

Однако мы остановимся на одном из самых культовых автомобилей марки Мерседес-Бенц - 300SL, известном как "Галлуинг" (Крыло Чайки) и в 50-х годах не имевшем аналогов в мире.

Фирма "Мерседес-Бенц" предъявляла самые высокие требования к проектированию и изготовлению спортивных и гоночных автомобилей. Поэтому проектируемый гоночный автомобиль имел прочную трубчатую лёгкую пространственную раму, 6-ти цилиндровый двигатель объёмом 3 литра и мощностью 175 л.с. Автомобиль получил красивый обтекаемый кузов с коэффициентом лобового сопротивления 0,29.

Запущенная в марте 1952 года спортивная модель 300SL выпускалась в разных модификациях, с открытыми и закрытыми кузовами, могла иметь разные технические характеристики. Параллельно шла работа над изготовлением спортивного автомобиля с 8-ми цилиндровым двигателем и частично изменённым внешним видом. Эта модель получила обозначение 300SLR и стала одновременно самой триумфальной и самой трагической вехой в истории автомобильных гонок с участием фирмы "Мерседес-Бенц". Спортивные автомобили 300SL не имели себе равных в соревнованиях. В мае 1952 года команда "Мерседес-Бенц" приняла участие тремя автомобилями в гонке "Милль Милья". Водитель компании Карл Клинг финишировал вторым, уступив 4,5 мин "Феррари". Первая победа модели 300SL не заставила себя долго ждать и была одержана в гонке спортивных автомобилей в Берне, Швейцария, в конце мая 1952 года. Затем была победная гонка "Ле-Ман" в середине июня 1952 года. В ней участвовали четыре 300SL. В том же году были выиграны Панамериканские гонки в Мексике. Затем в 1955 году была победа в "Милль Милье" в гонках "Турист-Трофи" и "Тарга-Флорио" и, наконец, в Международном чемпионате спортивных автомобилей.

Команда могла выиграть и гонку в "Ле-Ма-не". Однако автомобиль 300SLR останется в истории автоспорта как главный участник самой крупной катастрофы.


илл.

1955 год. 24-часовые гонки "Ле Ман". Праздник. Трибуны заполнены ярко одетыми зрителями. Развиваются рекламные флаги "Marlboro", "Shell", "Good Year", "Michelin", "Pirelli". Рёв спортивных моторов заглушает шум трибун. Старт! Начинается гонка. Серебряный "Мерседес" под номером 722 лидирует. Через четыре часа "Мерседес" под управлением Стир-линга Мосса с отрывом в 20 минут вырывается вперёд. Другой Мерседес "300SLR" под управлением гонщика Пьера Леве на прямой перед "питом" случайно сталкивается с "Ягуаром" Майка Хоуторна, цепляет "лупоглазого" "Остин Хили" Ланса Маклина и, пылая как факел, взлетает в воздух, и врезается в трибуны со зрителями. Шок! Рёв пожарных сирен и карет скорой помощи. Гонщик погиб и унёс вместе с собой жизни восьмидесяти двух зрителей. Кроме этого пострадало более ста человек. Из уважения к памяти погибших спортивная команда "Мерседес" более чем на тридцать лет прекратила участие в гонках, а спортивный автомобиль был воспроизведён в коммерческой версии - серийном купе 300SL "Галлуинг".

Выпущенный в 1955 году купе 300SL "Галлуинг" был на сто процентов спортивным автомобилем. В стандартной комплектации двигатель развивал мощность 215 л.с. и разгонял автомобиль до 225 км/час. Впервые в мире была серийно применена высокоточная механическая система непосредственного впрыска топлива в цилиндры системы "Бош".

Кузов - двухместное купе был красив, имел плавные округлые контуры с отличительными "бровями" над колесными арками. Длина автомобиля составляла 4520 мм, ширина - 1790 мм, высота -1300 мм, масса -1310 кг.

Конструкция, при которой на трубчатую раму навешивались кузовные элементы, не допускала установку обычных дверей, поэтому двери, сделанные из алюминия, открывались вверх, за это модель и получила название "Галлуинг". Такие двери доставляли некоторые неудобства пассажирам при посадке и высадке, кроме этого у автомобиля были неопускаемые боковые окна.

Эти проблемы были решены в 1957 году, когда компания представила двухместный родстер 300SL, обладающий выдающимися мощностными характеристиками и роскошью. Пространственная рама была доработана, что позволило установить обычные двери. Шасси было усиленно, чтобы компенсировать жёсткость после удаления крыши.

Хромированная отделка и кожаный интерьер салона, двухцветные приборы и рулевое колесо на шарнирах для облегчения посадки и высадки дополнялись классическими спортивными линиями кузова. Легко складывающаяся крыша родстера убиралась под металлическую крышку, позволяя линиям автомобиля оставаться мягкими и непрерывными. К 1964 году было выпущено 1858 таких автомобилей.


илл.

Параллельно создавалась еще одна, более скромная модель 190SL с дизайном "под старшего брата". Она имела 4-х цилиндровый двигатель объёмом 1,9 литра, и была более доступной. За 8 лет выпуска было продано 25000 автомобилей 190SL. Мы уже писали (см. N 15, 2002) об этих замечательных автомобилях. Сегодня же хотим подробнее остановиться на их моделях.


илл.

Эта серия стала "лакомым кусочком" для модельных фирм всего мира. Автомобили воспроизводились и воспроизводятся до сего времени во всех масштабах. В 1:18 и 1:24, наиболее доступными в России являются модели 300SL купе и родстер итальянской фирмы "Bburago". Наибольшее количество разнообразных моделей этих автомобилей изготавливаются в масштабе 1:43. Спортивные автомобили всех гонок воспроизводятся германской фирмой "MINICHAMPS" и итальянской "Bang". Эти модели качественно сделаны и полностью передают внешний вид настоящих автомобилей. На них встречаются надписи Панамериканских гонок в Мексике (автомобили, приведённые автором письма). Модели автомобилей, участвовавших в гонках в Берне, имеют номера 16,18,20 и покрашены соответственно в вишнёвый, зелёный и голубой цвет. В продаже появились модели китайских производителей "Сагагагла" и "New Ray". Эти модели являются копиями европейских, однако покраска, качество отделки салона оставляют желать лучшего. Но и цена в 3-4 раза меньше.


илл.

Германской фирмой "MINICHAMPS" прекрасно изготовлены модели автомобиля "Мерседес 300SLR" в масштабе 1:24. Это открытые родстеры, участвовавшие в гонках "Ле-Ман"(N 19), "Милля Милье" (N 722) и купе 1955 года. У этих автомобилей прекрасно проработаны салоны, открываются двери и капот двигателя. Двигатель также проработан до мельчайших деталей. Цена этих моделей достаточно высока - от 50 долларов.


илл.

Мерседес 300SL "Крыло Чайки" и родстер в масштабе 1:43 производятся всеми серьёзными модельными фирмами "Bang", "Solido", "Schuco", "Cord Toys" и другими. Особенно качественно модели сделаны германской фирмой "Schuco" и итальянской фирмой "Bang".

Модели автомобиля Мерседес 190SL встречаются реже. Наиболее доступны и качественно сделаны модели "MINICHAMPS" с открытым тентом, по каталогу 1979 года окрашенные в серебристо-серый цвет с красным салоном. В настоящее время цвет стал хуже - грязно-голубой кузов с синим салоном. Однако проработка деталировки салона, кузова, облицовки передней части - на высоком уровне. Интересна модель итальянской фирмы "Rio" с закрытым тентом. Однако очень грубо выполнены передние стойки ветрового стекла и облицовка радиатора.


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra