Мелочевка


илл.

Мелочевка.
1:64 Trucking\' America


Александр Краснов


Строго говоря, JOHNNY LIGHTNING является торговой маркой одной из крупнейших американских фирм - PLAYING MANTIS, история которой полна драматизма. Главным героем истории создания этой фирмы явился мальчик по имени Том Лоуи (Tom Lowe).

Когда ему было около 10-ти лет, он с огромным удовольствием забавлялся игрушками американской же фирмы TOPPER TOYS, которую основал Генри Оренстейн (HENRY ORENSTEIN). Но по малости лет он, конечно же, не следил за судьбами самих фирм, потому что игрушек, среди которых были и машинки Джонни Лайтнинг, у него вполне хватало. Но вскоре модельки с таким названием все исчезли с прилавков игрушечных магазинов и больших шопов, и Том узнал, что ввиду объективных обстоятельств фирма "Топпер Тойс" была закрыта, проработав всего три года (с 1969-го по 1971-и годы).

Пришлось ему покупать другие маленькие машинки, в том числе и уже появившиеся модели Хот Уилс (НОТ WHEELS), очень похожие по размеру и качеству изготовления на "Топпер Тойс".

Прошло больше двадцати лет, и вот однажды, посетив специализированный коллекционный магазин, он был очень удивлён ценами на те самые машинки, которыми он играл в детстве. Он даже купил специальный каталог, из которого узнал, что чего стоит, и впервые у него родилась мысль о попытке возрождения той самой "Топпер Тойс", модели которой он увидел сегодня вновь, а воспоминания о детстве так сильны...


илл.

И в 1993-м году в США был зарегистрирован ещё один производитель игрушек с очень оригинальным названием PLAYING MANTIS (в вольном переводе "Играющий дух молодости"). Прежде всего он договорился с восточными производителями о производстве 20-ти моделей (на Востоке очень дешёвая рабочая сила) старых "ТОППЕРОВ". Что же касается торговой марки будущих автомобилей, он выяснил, что с 1971-го года патент и права на названия той старой фирмы, так гревшей ему душу, никто не поддерживал в силе. Поэтому своей автомобильной продукции он присвоил то же имя, что и Оренстейн - "Джонни Лайтнинг"... Таким образом, название возвратилось в коллекционный мир, как восстала из пепла птица Феникс в сказке. Но, главное, он решил тиражировать каждый автомобиль в количестве, не превышающем 10 000 экземпляров, и каждая модель должна была иметь свой порядковый (при изготовлении) номер. Не надо говорить, что такое количество для коллекционеров всей планеты, да и просто для детей чрезвычайно мало, поэтому каждый маленький автомобиль, только "родившись", уже становился определенной ценностью.

Летом 1993-го года договоренность с производителями была достигнута, и 8 старых "Джонни Лайтнинг" отправились в Гонг-Конг, откуда вскоре вернулись по 10000 экземпляров каждая. "Новый" "Джонни Лайтнинг" был распродан очень быстро, и настала эра маленьких американских автомобилей. Да-да, Том начал с производства американских легковых автомобилей, и до сих пор без устали "штампует" только их. Это не просто его принцип, просто в маленьком модельном мире именно этих автомобилей явно не хватает. Он "проделал" путь от Ford-T до новейших американских концепт-каров, отвлекшись от "американцев" всего несколько раз, выпустив серии HOLLYWOOD ON WHEELS, RED CARDS, MODERN MUSCL и JAMES BOND 007, в которых можно встретить всего несколько европейских и японских автомобилей.

Интересен подход Тома к выбору будущих своих моделей. Он не выпускает, например, только одну модель нового автомобиля. Он берётся сразу за определённую серию, отражающую либо временной характер, либо близкие по духу автомобили (например, полицейские серии), либо историю одного автомобиля (например, Корветт или Форд Мустанг) и так далее. Основной масштаб его машинок 1:64, но бывают довольно редко и незначительные отступления на несколько единиц.


илл.

Производительность "Плэйинг Мантис" просто поразительна. Если в 1993-м году было выставлено на показ всего 8 моделей, а к 1997-му уже 74 совершенно новых модели, то к началу столетия -уже свыше 450! Речь идёт только о базовых моделях, не считая модификаций и различных окрасок. Их-то уже тысячи! Насчёт окраски стоит сказать особо. Такого качества, пожалуй, не даёт ни одна фирма. Фирменный там-по-принтинг достиг такого совершенства, что названия автомобилей и моделей, которыми, как правило, "облеплены" настоящие американские модели, иногда трудно прочитать даже с лупой, а надписи часто делаются аж с тенью! Кроме того, если окраска двухцветная или трёхцветная, то цвета полностью соответствуют оригиналу, что подтверждает прилагаемая карточка с его фотографией.

В общем, дорогой читатель уже имеет представление об этой фирме. Кстати, на сегодня многими счётными организациями она объявлена крупнейшей в мире по выпуску такого рода моделей. Конечно, здесь выпускаются модели-копии автомобилей не только такого масштаба, (есть даже 43-й масштаб - всего около десятка моделей), но основное производство - это "мелочевка", поэтому ей мы и посвятили столько места.

Различных наград у "Джонни Лайтнинг" - не счесть!

Теперь о теме выбранной нами для сегодняшнего разговора. Об английском слове TRUCK уже на- писано-переписано столько, что повторяться не очень хочется, но тем не менее в нашей периодике всё равно его переводят как "грузовик". Это ПРАВОМОЧНО только для Европы и других стран. Для американцев это слово означает "пикап".

И если вы в случайном разговоре с американцем "траком" обзовёте большой грузовик (HEAVY DUTY), сразу становится понятно, что вы не американец и мало смыслите в автомобильной терминологии.

Пикап для американца - это нечто святое, почти божество. Ведь это - чисто американское изобретение, которое с самого рождения холится и лелеется, создаются такие конструкции, что комфорта и дополнительного оборудования в нём побольше, чем в "кадиллаке" будет.


илл.

А уж в последние годы, когда на каждом (подчеркиваю, на каждом!) автосалоне на общественный автомобильный суд представляются по несколько полноценных пикапов для совершенно различных целей, разразился настоящий пикапный бум. Причём на ином пикапе и к театру подкатить не грех...

Поэтому название этой серии довольно точно можно перевести как "ПИКАПНАЯ АМЕРИКА". В первом издании этой серии было 10 экземпляров. Затем появились другие окраски, другие колёса, но количество моделей в серии не менялось. На наших фотографиях - второе полное издание.

Как и полагается, первым пикапом был Ford-T. Конечно, 1929-й год - это не самый показательный для "Т".

Его эра уже закончилась, и на фотографии изображён, пожалуй, самый последний пикап на шасси Ford-T. И, конечно, чёрный цвет! Но так как он является "автомобилем века", мы вернёмся к нему с отдельной статьёй, а может быть, и двумя, слишком уж много его различных модификаций создано различными фирмами в маленьком масштабе.

Что же касается нашей модели Ford-A и изображённого на фотографии блистера, то он имел 40-сильный 4-цилиндровый двигатель и уже весьма сильно проигрывал пикапам-одногодкам Chevrolet, которые уже имели 6-цилиндровые двигатели по грузоподъёмности и динамике.


илл.

1940-й год показал всему миру, на что способны мастера "Форда". Пикап, показанный на фотографии, является как бы продолжением модификационного ряда легкового автомобиля. То есть брался легковой автомобиль 40-го года, отрезалось всё лишнее от кузова, и на раму устанавливались кабина водителя с капотом и небольшой кузовок. Таким образом, получался пикап.

Кстати, многие фирмы довоенных лет в США именно так и действовали. То есть, пикап являлся модификацией базовой легковой машины. Пикап 40-го года в отличие от своего легкового "донора" имел не 8-цилиндровый двигатель, а 6-цилиндровый, но это не мешало ему выполнять сложнейшие задачи. Кстати, материалов по "Фордам" 1940-го года также довольно много. Модель в этой серии окрашена в голубой цвет.


илл.

Дальше в нашей галерее идет Ford 1950-го года. Сразу после войны с конвейера Форда сошла целая серия автомобилей с индексом F и цифрой от 1 до 8. Это была гамма автомобилей, начиная с пикапов и кончая автомобилями, которые, действительно, можно было назвать грузовиками. Но нас интересуют пикапы. Впервые этот автомобиль был разработан самостоятельно, а не как модификация легкового. Он имел рядную "шестёрку" мощностью 95 л.с, но в качестве опции можно было установить и 100-сильный двигатель. Внешность очень сильно отличалась от предыдущих моделей: фары вместе с решёткой радиатора были интегрированы в округлые крылья, что являло собой некоторое событие в дизайне пикапов и капотных грузовиков. Лобовое стекло уже было цельным, а запасное колесо ока-, залось под полом. То есть этот автомобиль явился определённым шагом вперёд и в конструкции, и в дизайне. И ничего, что модель окрашена в вишнёвый металлик...

Но сменим фирму. Поговорим о Chevrolet Камео. Этот пикап, появившийся в 1955-56 гг., показал всему миру новый подход к дизайну такого вроде бы примитивного и простого транспортного средства. Наклонные вперёд передние стойки и панорамное лобовое стекло выдавали породу, но были очень опасны - при переворачивании автомобиля стойки первыми не выдерживали нагрузок из-за большого количества очагов напряжения, и для водителя и пассажиров оставалось очень мало жизненного пространства. Но ведь было очень красиво, и благодаря панели, как у легкового автомобиля, и совершенно новой привлекательной "мордашке", эти опасения уходили на задний план.


илл.

Кроме того, понтонный кузов (без выступающих крыльев) практически приравнивал внешность пикапа к легковому седану. А 8-цилиндровый "Трэйдмастер" и "Гидро-Мэйтик" в качестве опции и вовсе ставили его в один ряд с каким-нибудь классным Chevrolet. Это же подчёркивало и обилие хрома.


илл.

А теперь несколько слов о непредсказуемых витках развития чего бы там ни было. Представьте себе: самый дорогой лимузин в гамме Chevrolet (заметьте, легковой автомобиль) становится пикапом, или по-европейски - грузовиком. Что уж там говорить о внешности. Можно сказать, что это - купе с огромным багажником, который, кстати, мог закрываться особым чехлом, или пикап с маленькой кабиной, но ясно одно: что хотя такой путь американцы уже проходили (из легковых - в пикапы) перед войной, это был качественно другой скачок, когда водитель и пассажир чувствовали себя не в меру роскошно и вовсе не собирались возить в своем новом автомобиле сено, навоз или свиней.., а гонять по хайвэям с огромной по тем временам скоростью (свыше 200 км/час) и имея двигатель мощностью 315 л.с. (!). Да ещё какое-то мексиканское название: "Эль Камино"... Такого Америка ещё не видела.

Модель имеет тёмно-вишнёвый цвет.

Следующей фирмой в нашем рассказе будет "Студебеккер". Грузовики и пикапы она выпускала очень давно, почти с самого начала века. Но показанный на фотографиях пикап оказался последним полноценным пикапом в жизни фирмы. Его производство началось в 1960-м году, а через 3 года завершилось в связи с большими трудностями у хозяев "Студебеккер", которые смогли удержать его в своих руках ещё всего несколько лет.

Сам автомобиль ради экономии был построен на базе появившейся тогда модели Ларк. От неё он позаимствовал V-образную "восьмёрку" мощностью 110 л.с. и почти все стилистические элементы передка. Выпускался он как с задними ведущими колёсами, так и в полноприводном варианте. Студебеккер ЧЭМП, действительно, был очень симпатичным, но дела фирмы были, действительно, "ни к черту"... Модель в нашей серии имеет ярко-красный цвет и закрытый кузов.


илл.

И вновь Шевроле "Эль Камино", но уже более, чем на 20 лет старше и построенный уже на спортивном Шевелле СС. Его V-образный 8-цилиндровый 7,5 -литровый двигатель развивал чудовищную мощность 450 л.с. Не всякий грузовой гигант имел и часть такой мощности у себя под капотом. Ясное дело, что грузовая платформа (если можно так выразиться) почти всегда была зачехлена, а если уж там и перевозилось что-нибудь, так это, скорее всего, доски для виндсерфинга да огромное количество закуски и выпивки для уикенда с друзьями. Другими словами, простому смертному такой автомобиль просто ни к чему. Зелёный металлик показался модельной фирме самым подходящим цветом.


илл.

В 70-е годы фирма "Додж" не была, так скажем, на высокой волне по отношению к другим американским автомобильным фирмам. Но её программа пикапов поражала своей многогранностью. "Додж" предложил почти модульную схему сборки задней части автомобиля, большой выбор двигателей и целый ряд длин баз, что для заказчика было очень важно. Для заказчика была придумана ещё одна "завлекалочка". Прямо на заводе можно было обговорить окраску автомобиля, какой будет установлен двигатель, размер и рисунок, соответственно, шин и резины, обивка интерьера и многое другое, что в отдельных доводочных мастерских вылетело бы в копеечку. И заказчиков-фирмачей сразу же прибавилось. На нашей фотографии автомобиль и модельная раскраска принадлежат доставочной фирме Li\'L RED EXPRESS. Всё дополнительное оборудование и особая раскраска с товарным знаком нанесены на заводе, правда на нашей модели кузов имеет чёрный цвет.


илл.

Пикап "Джи Эм Си ЦИКЛОН" является абсолютной копией автомобиля "Шевроле С10", но оборудован он более жёсткой спортивной подвеской, форсированным двигателем, развивающим до 220 л.с., специальными вентилируемыми тормозами, оригинальными дисками, специальным спортивным дооборудованием салона, тёмную окраску и дополнительные навесные панели. А в общем - это пикап, на котором многие фермеры 90-х возили навоз и стройматериалы. Просто фирма с одним из её гонщиков показала, что из простого пикапа можно сделать весьма спортивную машину. И, может быть, гонки пикапов в Индианаполисе начались именно с этого пикапа. Наша модель оранжевого цвета. И последним будет выступать "Додж РЭМ" -на сегодня один из самых популярных американских пикапов. Правда, "Джонни Лайтнинг" никак не сподобился на изготовление РЭМа с простой кабиной, а сразу стал выпускать Куэйд Кэб, что расходится с фотографией, но не это всё-таки главное. Серию "Пикапная Америка" завершает модель одного из лучших пикапов Америки, а выпущена она в 1997-м году. На сегодняшний день РЭМ уже получил себе красивую замену, так что будем ожидать новых пикапов!


илл.

Вот, пожалуй, и всё об этих моделях. Конечно, о каждой из них можно было бы рассказать намного больше. Обратите внимание, каждый автомобиль чем-нибудь, да интересен, так что выбор Тома Лоуи, оказывается, вовсе не случаен...

А что касается настоящих автомобилей, то каждый найденный из них тщательно реставрируется и выставляется на слётах и встречах любителей пикапов, коих по всему свету и не счесть.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra