Лихие скакуны...




 

илл.

Миф 4.Лихие скакуны.
Контраргумент


Владимир КОлотовкин

Послевоенный советский кинематограф прочно поселил в умах образ лихого связного с пакетом, верхом на горячем скакуне.
"И то дело, - рассуждал зритель, - верховой доставит важное донесение куда быстрее пешего. Как же можно красноармейскому связисту без лошади? У немцев, понятно, мотоциклов было в достатке, а мы, как всегда, на "авось" понадеялись да на лошадок..."
Мало кто знал о том, что готовившаяся к скорой войне Рабоче-Крестьянская Красная Армия ещё в 30-е имела на вооружении несколько моделей лёгких мотоциклов и широко использовала их для целей связи и разведки.


Эти функции в РККА с начала 30-х и практически до конца Великой Отечественной войны выполняли мотоциклы семейства, начало которому положил в 1930 году "Л-ЗОО". В СССР в конце 20-х-начале 30-х годов для сокращения отставания в технике от ведущих мировых держав творческими коллективами в различных отраслях промышленности на базе лучших зарубежных образцов создавались конструкции, пригодные к нашим условиям эксплуатации. Такое заимствование помогло сэкономить время на оснащение народного хозяйства и армии современной техникой.


илл.

Созданная при ВСНХ СССР в конце 20-х годов комиссия,поручила изготовление мотоцикла ленинградскому тресту массового производства, который передал задание подведомственному заводу "Промет". За образец был взят немецкий ДКВ "Люкс-300", выпускавшийся тогда достаточно большим тиражом. Группой конструкторов завода на основе отчёта об испытаниях, проведённых С. И. Карзинкиным, была проведена адаптация "Люкса" к нашим условиям производства и эксплуатации. Наиболее заметными изменениями явились увеличенный клиренс и ресивер (его применение на одноцилиндровом двухтактном двигателе облегчало продувку цилиндра) перед приёмной трубой глушителя. В конце 1930 года мотоцикл получил обозначение "Л-ЗОО", и его сборка была налажена в Ленинграде на заводе "Красный Октябрь". Немало помогли быстрому освоению в производстве и совершенствованию конструкции, проводимые в то время всесоюзные пробеги новой техники.


илл.

Мотоцикл был признан весьма удачным, и к 1934 году планировалось достичь объёма производства 10000 штук в год.

В конце 1932 года конструкторская документация по "Л-ЗОО" была передана на ижевский Опытный мотоциклетный завод, имевший собственную конструкторскую базу. Привязывая машину к местным условиям производства, ижевские инженеры основательно доработали и улучшили конструкцию. Во многом новая, машина была названа "Иж-7".


илл.

Осуществляя в непростых условиях серийное производство, постоянно увеличивая объём выпуска, ижевцы не забывали и совершенствовать конструкцию. Так, на двигателе "Иж-7" путём повышения степени сжатия, изменения формы головки цилиндра, поршня и продувочных каналов удалось поднять мощность двигателя приблизительно на 20%. Новый двигатель был установлен в усовершенствованное шасси, новый мотоцикл получил обозначение "ИЖ-8". На нём был применён генератор постоянного тока, установленный перед двигателем и имевший ременный привод, новая фара, появились генератор и стоп-сигнал. Дальнейшее совершенствование конструкции заводские инженеры произвели путём увеличения рабочего объёма, усовершенствования формы продувочных окон, изменением формы рёбер охлаждения головки и цилиндра, в шатуне установили игольчатый подшипник, добавили второй глушитель, вилка переднего колеса была доработана и усилена, диаметр тормозных барабанов увеличился - модель "Иж-9" была запущена в серийное производство весной 1940 года. Осенью 1941 года производство было прекращено в связи с эвакуацией завода.


илл.

Другим путём совершенствования мотоцикла "Л-300" стала установка на него ленинградскими конструкторами одноцилиндрового четырёхтактного верхнеклапанного двигателя рабочим объёмом 350 см3. На "Л-8", так назвали новую модель, впервые в стране был применён ножной рычаг переключения передач, ободья колёс стали не клинчерными, а прямобортными. Слабость производственной базы "Красного Октября" предопределила максимально возможную унификацию с выпускаемой моделью. Результатом этого явились недостатки "Л-8", проявившиеся в эксплуатации - имея трёхступенчатую КПП от "Л-300", мотоцикл имел плохую динамику и недостаточную приспособленность к тяжёлым дорожным условиям. По этой же причине не была запущена в производство более перспективная, спроектированная с учётом тенденций развития западного мотоциклостроения модель "Л-500".


илл.

Конструкторскую документацию для производства "Л-8" передали в Серпухов, где он выпускался с января по август 1941 года, и в Ижевск.

В Ижевске, для ускорения запуска мотоцикла в серию, двигатель "Л-8" был установлен в более совершенную ижевскую ходовую. Под маркой "Иж-12" до начала войны было выпущено 50 мотоциклов. К сожалению, в довоенную армию четырёхтактных моделей попало немного. Впоследствии, с началом боевых действий, вступил в силу план всеобщей мобилизации, одним из пунктов которого была сдача техники на нужды фронта частными владельцами и организациями. В результате этого подавляющее большинство довоенных мотоциклов прошли армейскую эксплуатацию.


илл.

Надо отметить, что для военных целей не очень надёжные, маломощные двухтактные модели подходили плохо.

Вспоминает Е.М. Сафронов, студентом МВТУ в июле 1941 года добровольно ушедший на фронт. До войны в Осоавиахиме Евгений Михайлович, как и многие его сверстники, овладел управлением мотоцикла. "На сортировочном пункте, благодаря моему образованию и умению обращаться с мотоциклом, мне посчастливилось попасть не в пехоту, а в техническую часть - шансов остаться живым появилось значительно больше. В мои руки попал изрядно поезженный "Иж", тёмно-синего цвета, к которому в наших мастерских впоследствии была приделана сигарообразная коляска от какого-то разбитого "немца". И так не очень бодрая машина стала практически ползать, да ещё и бензин хуже стал. Но ничего не поделаешь, ездить надо было. На нём я проездил с сентября 1941 года приблизительно по апрель 1942. Зимой "Ижа" перекрасили в белый цвет и установили на нём пулемёт Дегтярёва. (Вот пример использования лёгкого мотоцикла в несвойственной ему роли носителя оружия. Авт.)


илл.

В атаках я не участвовал, в основном, приходилось доставлять пакеты с приказами и донесениями, сопровождать автомобили с командирами - ехать впереди в дозоре. Стрелять приходилось не слишком часто -один раз наткнулись на разведку и несколько раз на нас выскакивали недобитые в окружении немцы. Напарником у меня был якут Алексей, фамилию не помню, до войны охотник-промысловик, тоже доброволец, потом его в школу снайперов забрали. Из Дегтярёва виртуозно бил немцев "так, чтоб шкурку не испортить", как он сам говорил, может, благодаря его меткости и живы оставались. Мой "Иж" сгорел в результате бомбёжки вместе с домом, под которым он был замаскирован. После этого я ездил на трофейном БМВ, а потом на нашем "М-72" - на них с люлькой и пулемётом значительно быстрее получалось". На мой вопрос о фронтовых фотографиях Евгений Михайлович ответил: "Нам не до них было, а корреспонденты как-то не заезжали".


илл.

Упомянутые модели до сих пор не редкость на просторах бывшего СССР, но комплектные мотоциклы в хорошем состоянии практически не встречаются - сказываются годы, изначальная слабость некоторых узлов и результаты нелёгкой военной эксплуатации.

Полностью оригинальные "Л-300", "Л-8", "Иж-7, -8, -9, -12" демонстрируются в Политехническом музее в Москве и в Рижском автомузее, известно несколько хорошо сохранившихся экземпляров у частных владельцев. К сожалению, мотоциклы этих серий редкие гости на ретропарадах, но этот пробел можно восполнить просмотром кинофильмов конца 30-х - начала 40-х годов - например, "Тимур и его команда", "Сердца четырёх".





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra