Баннер клуба УАЗ 

 

Главная » Литературный лом » Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги

Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги

 Реклама на портале

Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги

ЗИС-101 стал первым советским автомобилем высшего класса. Его, как теперь сказали бы, «презентация» первым лицам СССР во главе с самим Сталиным состоялась в апреле 1936 года. Что больше всего интересует обывателя относительно отечественных авто? Правильно: «слизали» машину или нет? В этом смысле ЗИС-101 уникален, поскольку его одновременно и «слизали» и «не слизали». В нашей уникальной стране всякое бывает.

Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги.
 

Действие первое: таки «слизали»

История началась в 1932 году в Ленинграде. Завод «Красный Путиловец» как раз завершил выпуск устаревшего лицензионного трактора образца 1917-го «Фордзон-Путиловец». И освободившиеся площади было решено использовать для производства первого советского лимузина.

Уже смешно, правда? Завод, выпускавший корабли, броневики да тракторы, вдруг решает заняться автомобилями класса люкс. Энтузиазм заводчан явно не дружил со здравым смыслом, но время было геройское – и не такие подвиги совершались. Инициатива получила «добро» сверху. Опытную партию новых авто велено было сделать к 1 мая 1933 года. Так было принято: всякие свершения к праздникам и круглым датам.

Тут бы заводчанам призадуматься, ведь с нуля создать новый автомобиль за неполный год – полнейшая утопия. Но думать было уже поздно, настала пора действовать. И потом, разрабатывать с нуля никто не заставлял. Было вполне официальное решение скопировать (разумеется, негласно, без лицензии) зарубежный аналог. И объект выбрали подходящий.

Прототипом представительского авто «Красного Путиловца» стал американец: Buick 32-90 (так для краткости часто называли модель самой престижной 90-й серии, выпуск 1932 года). Среди зарубежных современников этот Бьюик ничем революционным не выделялся, но был добротным, весьма недешёвым и внешне привлекательным автомобилем. Он имел 8-цилиндровый мотор в 115 «лошадей», был оснащён круче любого Олдсмобиля и Шевроле, а по престижности уступал лишь Кадиллаку. Кроме того, Бьюик 32-90 мог похвастать рядом передовых для тех лет технических решений.

Все эти передовые и довольно мудрёные решения вроде верхнеклапанного двигателя, сервоприводов, амортизаторов с дистанционно регулируемой жёсткостью и многое другое в таком духе должно было насторожить отважных ребят с «Красного Путиловца». Как ни крути, а производство допотопного трактора и современного автомобиля – две большие разницы. Но… Колесо уже закрутилось, обратного хода не было.

К Первомаю 1933 года завод таки изготовил опытную партию – шесть автомобилей Л-1 (Ленинград-1). Чего это стоило, сейчас представить трудно. В Штатах срочно купили два Buick 32-90, один из которых стал натурщиком. С него снимали мерки, чтобы сделать чертежи всех-всех механизмов и деталей для последующего производства собственных аналогов. Только этот процесс занял восемь месяцев. К созданию автомобиля завод привлёк мастеров старой, ещё дореволюционной закалки. Жестянщики, медники и каретники буквально вручную делали кузовные панели, собирали салон, вытачивали сложные элементы и подгоняли детали.

Это был настоящий трудовой подвиг. Первомай 1933 года стал кратким мигом славы для Л-1. Машины прошли во главе краснопутиловской колонны, демонстрируя новую победу ленинградского пролетариата, как было написано в журнале «За рулём». Особенно в той статье отмечалось, что автомобиль – полностью советский, в нём нет ни одной импортной детали. Да, тогда приоритеты были совсем другими: отсутствием импортных деталей гордились. А что конструкция целиком заимствована, так это пустяк.

Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги.
 

Строго говоря, копия получилась куда скромнее оригинала: простые штампованные диски, репсовый салон, скучная чёрная масть… Но «Красный Путиловец» ликовал. Машины руководству понравились и предполагался их серийный выпуск. До конца года планировалось собрать 60 Л-1, в 1934-м – уже 2000. Однако модернизация Путиловского завода тогда только намечалась. Собрать полукустарным способом 6 и даже 60 машин ещё можно, а вот 2000 в год…

И тут, похоже, у кого-то наверху открылись глаза. Уже 19 мая все шесть Л-1 отправились своим ходом в Москву, где благополучно финишировали на следующий день. По некоторым сведениям, с каждой машиной во время пробега были проблемы технического характера, но такие вещи тогда было не принято афишировать.

План по производству легковых авто на «Путиловце» зарубили высочайшим указом. Официальная версия гласила, что завод переключается на оборонку: именно он в дальнейшем выпускал танки КВ и Т-28. Неофициальная намекает на то, что Кремль отказался раскошеливаться на переоборудование предприятия под выпуск легковушек. Реальной нужды для страны в этом проекте не было, а денег требовалось минимум 3 миллиона тогдашних крепких рублей.

К сожалению, до наших дней ни один Л-1 не дожил. Две машины были переданы на ЗИС, для изучения. Остальные – подарены нужным товарищам из братской Монголии. Однако история ещё не закончена.

Действие второе: а вот и не «слизали»!

Собственно, история самого ЗИС-101 могла и не начаться, если бы не энтузиазм директора Завода им. Сталина. Иван Лихачёв буквально заболел идеей производства на своём предприятии не только грузовиков, но и легковушек. Он и спас «советский Бьюик», дойдя до самого Сталина.

Изучив Л-1, в конструкторском бюро ЗИСа порешили не пускать в серию путиловскую разработку, а делать новый автомобиль. Разрушать «до основания» никто не собирался, некоторые «бьюиковские» решения были сохранены. Но за отправную точку ЗИСовцы взяли не столько Л-1, сколько решения, позаимствованные у более современных авто. Схема рулевого управления – от Паккарда, удлинённая база шасси – от Бьюика 1933 года и так далее. Сложные технические решения вроде дистанционно регулируемых амортизаторов и прочего отмели вовсе. А главное – машина получила абсолютно новый кузов, который не имел ничего общего с Buick 32-90.

Рассудили на ЗИСе верно: к началу серийного производства формы первой советской легковушки устареют, а это не есть хорошо. И кузов был заказан «под ключ» известной американской фирме «Budd». За основу экстерьера будущего ЗИС-101 приняли эскизы и макеты как самих заводчан, так и французского ателье «Chausson», куда обращался лично Лихачёв. Получилась конфетка, на создание которой ушло полтора миллиона долларов и полтора года.

ЗИС-101 внешне являлся собирательным образом престижных американских моделей того времени, но однозначно никого не копировал. Выглядел величаво и современно. Та презентация в апреле 1936 года прошла успешно, в основном, благодаря удачному дизайну машины. Сталин сделал замечания только по поводу отсутствия перегородки между пассажирским салоном и местом водителя да слишком легкомысленной и безыдейной капотной эмблемы. Следующие версии 101-го уже имели перегородку и новую эмблему – в виде развевающегося стяга.

Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги.
 
Советский лимузин ЗИС-101 – герой интриги.
 

Импозантный лимузин не имел аналогов в советской промышленности. Длиной почти 5,7 м, с роскошным семиместным салоном: в машине имелась печка и даже радио (на некоторых версиях). На высоте был не только дизайн, но и плавность хода. ЗИС-101 оснастили адаптированной под отечественные дороги зависимой подвеской с удлинёнными рессорами, а солидная масса автомобиля способствовала вальяжности и неторопливости езды.

Да, динамикой машина не поражала. Были и другие недостатки: слабоватые механические тормоза, сложная технология сборки и многое другое. В январе 1937 года стартовало серийное производство ЗИС-101. И вскоре стало ясно, что требуется срочная модернизация автомобиля. Он по всем параметрам, кроме экстерьера, сильно уступал заокеанским конкурентам. Но рестайлинг 101-го – это совсем другая история.

Опубликовано: 08 февраля 2017 года




баннер ретро авто и мото техника

баннер ретро авто и мото техника

Баннер 4x4tundra 

Это место сейчас свободно