Главная » Литературный лом » Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса


Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса

Помните фильм «Кавказская пленница»? Там в самом конце красотка Нина уезжает на футуристичном микроавтобусе – настолько симпатичном и нетипичном для отечественного автопрома, что многие зрители принимали его за иноземца, неизвестно как попавшего на съёмочную площадку. Другие уверяли, что это наверняка «самоделка».

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Все ошибались. «Старт» – вот как назывался загадочный микроавтобус. Его разработкой и выпуском занималась Северодонецкая Авторемонтная база (САРБ). И создал САРБ вот такую конфетку.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Сейчас трудно понять, с какого перепугу какая-то автобаза вдруг взяла и создала новый автомобиль. Однако в период хрущёвской оттепели многие предприятия получили существенную экономическую самостоятельность. В 1957 году в СССР повторно появились совнархозы, помните? Вот то-то и оно.

Одним из руководителей Луганского совнархоза, в ведении которого была САРБ, стал А.С. Антонов, слывший весьма деятельным товарищем. Для начала, в качестве эксперимента, он решил создать автоприцеп для туристов: что-то вроде дачи на колёсах. У Луганского совнархоза было предостаточно химических предприятий, а посему основным материалом для автоприцепа выбрали супермодный в то время стеклопластик. Эксперимент даже не успели признать удачным, а у Антонова уже появилась новая идея: создать автомобиль со стеклопластиковым кузовом.

Вот заметка в журнале «За рулём». Пишут, что в планах – автоматизация производства стеклопластиковых кузовов «Старта». Указана масса машины: всего 320 кг. Как-то не верится.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Руководство совнархоза понимало, что автомобиль – это не прицеп, это уже иной уровень сложности. К проекту привлекли спецов из Харьковского Автодорожного института, среди которых был талантливый инженер-художник Юрий Андрос. Вот он, крайний слева, рядом с масштабной моделью «Старта» (1:10). Такого красавца изваял!

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

В качестве объекта разработки выбрали микроавтобус. Они в то время были очень востребованы, а родной автопром почему-то ещё не сподобился выпускать такие машины. За основу конструкции взяли шасси от Волги ГАЗ-21. Мотор ЗМЗ-21А (2,4 литра, 70 «лошадей»), 3-ступенчатая механическая коробка передач. Передняя подвеска независимая пружинная, задняя – зависимая рессорная. На всю эту красоту установили пластиковый кузов, усилив его закладными деталями.

Масштабная модель «Старта». Можно заметить, что решётка радиатора немного отличается от серийной версии.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Главное в этом микроавтобусе, конечно же, дизайн. С большой буквы Д! Юрий Андрос – большой мастер. В начале 60-х он создал самый футуристичный на планете Земля микроавтобус. Правда, в облике «Старта» чувствуются американские мотивы, но это ничуть не умаляет заслуг его создателя.

«Старт» имеет множество стилистических примочек. Суровые «брови» передних фар, плавно переходящие в крылья. Длинные боковые плавники, запоминающаяся решётка радиатора, оригинальная центральная стойка крыши, залихватский вид задней оптики плюс двухцветная окраска. В мире ничего подобного тогда не было. Давайте сравним «Старт» с, например, весьма современным «Corvair Greenbrier». Что-то общее есть, но наша машина явно круче.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 
Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Однако весь этот модерновый дизайн был чисто умозрительным и декоративным. Жизнь показала, что аэродинамика у «Старта» никуда не годится: эффективное килевое оперение её только ухудшило. Но не стоит судить слишком строго. Во-первых, это были всего лишь 60-е. а во-вторых, САРБ – вовсе не специализированное предприятие. Проект, по сути, был полукустарным, однако блеснул не только ярким дизайном.

Компоновочная схема «Старта» – десять мест для пассажиров плюс отдельный багажник. Такого, по сути, двухобъёмного микроавтобуса тогда в мире не существовало. Но этот багажник, совершенно не видимый с водительского места, усложнял маневры задним ходом. Правда, удобства водителя тогда мало кого волновали. Водительское сиденье у «Старта» слишком придвинуто к рулю, а доступ к двигателю осуществляется из салона.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Сделали машину очень быстро. Говорят, что между первым макетом 1:10 и полностью ездовым прототипом прошло всего полтора месяца. Этот прототип отправился своим ходом покорять Москву, что и было тут же исполнено! На смотринах в Кремле «Старт» очень понравился самому Хрущёву. Было велено предоставить Северодонецкому предприятию полсотни шасси от ГАЗ-21.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Но романтики из Северодонецка праздновали победу недолго. В 1964 году к власти пришёл Брежнев. Через год совнархозы были распущены, что поставило крест на творческой самостоятельности предприятий. Поэтому те 50 шасси оказались первыми и последними.

И в дальнейшем САРБу пришлось перебиваться разовыми заказами, используя в качестве заготовок шасси списанные «Волги». Но истинным началом конца стали испытания «Старта», которые осенью 1965 года провели специалисты НАМИ.

Для стильного детища Ю. Анроса это был реальный шанс стать всесоюзным автомобилем, ведь в стране по-прежнему не хватало микроавтобусов. Пару пластиковых красавцев отправили на только что открытый Дмитровский автополигон для всесторонней оценки конструкции. А затем машинам устроили испытания на реальных трассах маршруток.

Результаты получились совсем не обнадёживающими. Футуристичный и такой красивый «Старт» по всем важным позициям уступил рижскому РАФ-977. Микроавтобус из Прибалтики, тоже сделанный на шасси ГАЗ-21, вовсе не блистал дизайном и являлся традиционной конструкцией с цельнометаллическим кузовом.

Скромный «Рафик» оказался крепче и экономичнее – свинью подложила неважная аэродинамика «Старта». А главное, он был куда дешевле в производстве. Стеклопластиковый кузов, изготавливаемый на САРБе с помощью полукустарной технологии, требовал много ручного труда. Новенький «Старт» был почти вдвое дороже «Волги» – 9,5 тысяч рублей. А связываться с геморроем, которым являлась автоматизация процесса, никто не пожелал.

То есть, стеклопластик, благодаря которому «Старт» и получил такой футуристичный дизайн, поставил крест на мечтах о его массовом производстве. Общий тираж этого микроавтобуса составил всего чуть больше 100 экземпляров. И это с учётом мелких партий, которые собирались ещё в Донецке и Луганске.

Фактическая вечность кузова из стеклопластика «Старту» не помогла, и до наших дней их дожило совсем немного. В частных коллекциях, правда, можно встретить как восстановленные машины, так и ходовые реплики.

Нелёгкая судьба самого стильного советского микроавтобуса Старт.
 

Люди, которым довелось водить выжившие «Старты», не скрывают разочарования. Отвратительно организованное место водителя, плохая динамика, низкая энергоёмкость подвески, неважная устойчивость на поворотах. То есть, жизнь всё рассудила справедливо, поскольку северодонецкие энтузиасты создали красивую, но довольно сырую машину.

Опубликовано: 22 феврала 2017 года





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra