...лимуЗИМ



 

илл.

Новый русский лимуЗИМ


Владимир КИРЕЕВ

Продолжая тему легендарного отечественного автомобиля ГАЗ-12, известного более как "ЗИМ", начатую нашим журналом в прошлом номере, нельзя не отметить работу нынешних мастерских, проделанную за последние 3-4 года в нашей стране в области реинкарнации ЗИМов (слово реставрация в данном случае применимо не всегда). Неожиданным продлением жизни ЗИМ обязан... "новым русским", которые будучи, кстати, в большинстве своём, патриотами, стали исходить из соображений: "Мерседес" я и в Германии куплю, а вот серьёзный отечественный автомобиль, да такой, чтобы любой владелец крутой иномарки почувствовал себя рядом с ним ущербным, можно создать только в России". Наиболее привлекательным для этих "целей" и оказался ЗИМ. У него гордый профиль, округлые, по-современному "дутые" поверхности, огромный размер (хорошей машины должно быть много), но при этом очень пропорциональные объёмы и строгие линии, обилие хрома (но не до ряби в глазах, как у большинства "американцев"). В общем, ЗИМ может претендовать на звание одного из самых красивых отечественных автомобилей, а при соответствующей начинке и качестве реконструкции иные владельцы "шестисотых" до хруста сжимают мобильники, увидев такое чудо, а некоторые, засмотревшись, "догоняют" на "Мицубиси Паджеро" несчастные "Жигули". Именно такой случай имел место в позапрошлом году на Садовом кольце, когда рядом проехал двухцветный ЗИМ от клуба "Молотов гараж" (председатель Игорь Вейн). Через месяц этот ЗИМ занял 8-е место в ралли "2000 км по дорогам Германии" среди более чем 200 олдтаймеров, участвовавших в гонках, и это при том, что автомобиль был в полном оригинале. Там он и остался у безмерно счастливого немца.


илл.

Мастерская "Эль Моторс" под руководством Эдуарда Ройтмана снабдила свой ЗИМ ходовой и двигателем от "Мицубиси Паджеро". Все хромированные детали, включая бамперы и облицовку радиатора, покрыли плазменным напылением нитрит-титана, как напыляют коронки на зубах - под золото. Сам ЗИМ выкрасили в такой переливающийся изменяющийся под разными углами зрения ядовитый цвет, что язык не поворачивается назвать его зелёным, хотя на большинстве фотографий он выглядит именно таким. Дабы не вводить во искушение неподкупных ГИБДДшников, в техпаспорте записали: "мультицвет".


илл.

Владимир Николаевич Васютин, будучи генеральным директором деревообрабатывающего комбината N 17, создал, пожалуй, одну из самых серьёзных реставрационных мастерских, где среди прочей (только отечественной!) автомобильной классики был восстановлен ЗИМ, за который на Международном Автосалоне на Красной Пресне в 1997 году было предложено 140 тыс. долларов - это предложение Владимир Николаевич отклонил. Только покраска "Дюпон" обошлась в 9 тыс. долларов. Начатую работу завершил тот же коллектив, но уже под названием "Реставрационно-технический Центр "Каретный двор", создав ещё один автомобильный шедевр. Остановимся на этой машине подробней, так как о ней в автомобильной прессе еще никто не писал.


илл.

Автомобиль прошел полный цикл восстановительно-реконструктивных работ, который занял более двух лет. Над автомобилем трудились 15 высококвалифицированных мастеров, многие из которых прошли школу механосборочного цеха N 6 (цех по производству легковых правительственных автомобилей), экспериментального цеха АМО ЗиЛ и реставрационных мастерских ДОК-17. ЗИМ был полностью разобран, разобраны все узлы, и агрегаты. Со всех поверхностей смыты краски, грунты, шпатлевка до голого металла. Песко-струились только те детали, на которые песок не мог оказать разрушительное действие, сказывающееся в снятии нескольких десятых долей миллиметра поверхности металла. Так, например, в обязательном порядке пескостру-ились мосты, но ни в коем случае не крылья. Со всех хромированных деталей гальваническим способом снимали хром, никель, медь, затем детали рихтовали, паяли серебром, пропиливали, шлифовали, полировали и осаждали на них медь, никель, хром с промежуточными полировками. В отдельных случаях пришлось изготавливать детали заново, например, для изготовления нескольких молдингов сделали деревянные формы, по которым вручную из листовой латуни выколотили точные копии молдингов. Перед нанесением гальванических покрытий все предназначенные для хромирования декоративные детали отделки (бампера, облицовка радиатора, молдинги, рамки окон и пр.) неоднократно примерялись и подгонялись к кузовным поверхностям.

Кузов после сварки и рихтовки опаивался оловом, в процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузов собирался и разбирался более десяти раз. Все стыки, сварочные швы, дверные и капотные проемы в обязательном порядке были опаяны оловом. Шпатлевкой при выведении поверхностей при подготовке под покраску не пользовались - все поверхности выведены в металле. Как и на всех машинах ДОКа и Каретного двора - дверные и капотные зазоры выставлялись по всей машине одинаковой ширины с использованием микрометра. Внешне автомобиль "убивает" своим цветом - это белый перламутр, переливающийся всеми цветами радуги, при определённом ярком освещении ЗИМ кажется полностью хромированно-зеркальным, его даже сфотографировать очень трудно. Японские "мыльницы" не могут на нём сфокусироваться. Белый перламутр фирмы "Шпис Хеккер" в зависимости от освещения и угла зрения меняет оттенки от белого до синего и фиолетового. Обивка сидений, дверей и боковин выполнена из светло-бежевой кожи от "Конолю" (официальный поставщик кожи для "Роллс-Ройса"). Дизайн салона разработал и исполнил легендарный обойщик, проработавший многие годы в экспериментальном цехе ЗИЛа, а затем реставрировавшим салоны олдтаймеров в Америке. Все пластиковые детали интерьера (руль, ручки, кнопки приемника и др.) выполнены с точным соблюдением внешней конфигурации из ценных пород дерева. Оконные рамки, панель приборов, вентиляционные решетки, крышки пепельниц обклеены тонким шпоном карельской березы. Работа выполнена филигранно, соблюдена вся сложность кривизны поверхностей, стыков листов шпона практически не видно. Например, крышки пепельниц у задних сидений обклеены не только с внешней и внутренней сторон но и с торца, где ширина деревянной полоски около одного миллиметра. В автомобиле кроме своей отопительной системы установлен кондиционер. Восстановлен оригинальный ламповый приемник, при его включении автоматически выдвигается антенна из штатного гнезда в левом крыле.


илл.

Использованы литые колесные диски американской компании "Америкен рейсинг", подчеркивающие "хот-родность", хотя ЗИМ и воссоздали на "родных" агрегатах. Двигатель, коробка передач, гидравлическая муфта, передний мост отреставрированы в полном соответствии с оригиналом. Редуктор заднего моста установлен от автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", что позволило увеличить максимальную скорость до 135-140 км/ч. В процессе работ не был обойден вниманием ни один подшипник, ни один сальник, ни один даже самый неответственный болт.


илл.

Автомобиль в целом соответствует оригиналу, за исключением редуктора заднего моста, дисков колес, установленного кондиционера, покраски и отделки салона кожей и карельской березой (причем вся фурнитура, страпонтены, оригинальные детали отделки сохранены). При этом качество поверхностей, сопряжения деталей, проемы, сборка и общий уровень требований, предъявлявшийся к данному автомобилю, намного превосходит требования завода-изготовителя к новому автомобилю ГАЗ-12 ЗИМ.

Если продолжать галерею современных ЗИМов, то необходимо отметить ЗИМ, прекрасно реставрированный Валерием Бардышевым из Бишкека, который "утер" нос московским реставрационно-кузовным ателье, показав очень высокий уровень настоящей реставрации, чем удивил всех на последнем фестивале "Экзотика-2000" в Тушино. На машине воссоздано всё, вплоть до оплётки проводов и старого чёрного эбонитового аккумулятора. Автомобиль полностью аутентичен, "словно только что сошел с заводского конвейера". Подобное явление сейчас - большая редкость.


илл.

Отметим ещё пока мало известного коллекционера Тиграна Оганесяна из Краснодара, который в свой замечательно отреставрированный ЗИМ установил проигрыватель грампластинок "Даиси", который в своё время выпускался в Грузии специально для больших автомобилей, в основном для ЗИМов. А сейчас Тигран заканчивает второй ЗИМ, который он снабдил агрегатами "Мерседеса".

В общем, старина ЗИМ не забыт, у него сейчас, можно сказать, вторая молодость, на последней "Автоэкзотике" на поле Тушинского аэродрома присутствовало более полутора десятков ЗИМов из Кыргызстана, Белоруссии и разных уголков России.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra