Лицо державы




 

илл.

Лицо державы


Владимир КНЯЗЬКОВ

Эти автомобили не собирают на конвейере. Да и заводы, способные их выпускать, можно пересчитать по пальцам. Не каждый день, даже в столице, встретишь их на улице. Зато они часто мелькают в кадрах видеохроники, демонстрирующих визиты глав государств и другие важные церемонии. В жизни любой страны они играют важную роль, обслуживая монархов, президентов и высших должностных лиц. Такие машины принято называть "представительскими".


илл.

История появления и развития автомобилей такого класса в нашей стране известна достаточно хорошо. Вот только проследить её наглядно сейчас можно, пожалуй, лишь по фотографиям. А ещё - по моделям-копиям. О них-то и пойдет речь.

Последний российский самодержец пользовался для своих выездов продукцией зарубежного автопрома. Советской власти, в начальный период её существования, приходилось решать задачи более неотложные, чем создание собственных автомобилей вообще, что уж там говорить о представительских. Впервые вопрос о такой машине встал в конце 1932-го года. Сейчас, конечно, трудно с уверенностью утверждать, что в то время возникла реальная необходимость в организации производства автомобиля подобного класса отечественной промышленностью. Как бы то ни было, принятое решение полностью соответствовало распространённому советскому принципу - создавать трудности, чтобы потом их преодолевать.

Своего опыта в столь непростом и новом деле не было никакого. А потому задача, поставленная ленинградскому заводу "Красный Путиловец", формулировалась, если называть вещи своими именами, просто: взять американский Buick 32-90 модели 1932 года и сделать его копию. И уже весной 1933 года 6 машин, названных "Ленинград 1", или для краткости "Л1 "", были готовы.

Коллекционеры моделей так и не дождались от промышленности копии этого автомобиля. Как, впрочем, и целого ряда других. Поэтому закрывать пробелы в собраниях домашних музеев пришлось своими силами. Кто-то, как моделисты из Калининграда, отлил кустарным способом - что называется на коленке, - небольшую серию копий "Л1" из эпоксидной смолы. При этом качество готовых моделей оставляло желать лучшего. Кто-то сделал поистине уникальную, в единственном экземпляре, модель из жести. Все четыре её дверцы могут открываться, будучи подвешенными на микроскопических наружных, как у настоящего автомобиля, петлях. Что вместе с удачно переданными пропорциями кузова, крыльев и мелких деталей делает эту миниатюру лучшей из известных копий "Л1". Нельзя не отметить и появившуюся совсем недавно мелкосерийную модель того же автомобиля, отличающуюся приемлемым качеством и доступной ценой. Её производство налажено командой моделистов из Херсона. Созданная ценой поистине героических усилий первая шестёрка "Л1" стала заодно и последней. Завод переориентировали на выпуск тракторов - более необходимых стране в то время. Работа же над автомобилем высшего класса продолжилась на московском ЗиСе. Новый лимузин "ЗиС 101" пошёл в серию в 1937 году. Позже появились открытая версия "ЗиС 102" и модификация "А" с изменённой решёткой радиатора. Выпускалась и санитарная версия машины.


илл.

И опять приходится констатировать полное отсутствие моделей "ЗиС 101" массового промышленного производства. Зато налицо изобилие самоделок, выпущенных в разное время и в разных городах бывшего Союза и заметно разнящихся по уровню качества. Самые первые копии, кабриолеты "ЗиС 102А", были сделаны небольшой серией моделистами из Алма-Аты в восьмидесятые годы. Сейчас уже мало кто помнит те модели, отличавшиеся как очень приличным уровнем изготовления, так и сравнительно высокой ценой.

Из множества других попыток скопировать довоенные ЗиСы следует упомянуть продукцию московских мастерских "Русский вариант" и "Москва моделс". И те, и другие изготавливались из полиэфирной смолы и имели ряд фотолитографированных деталей - новая по тем временам технология, только-только внедрявшаяся в производство моделей. Обе команды предлагали как лимузины, так и фаэтоны, но, насколько известно, только в ассортимент "Русского варианта" входила санитарная модификация машины.

Практически, все остальные, время от времени появлявшиеся, копии "ЗиС 101/102" уступали упомянутым моделям в точности копирования, качестве окраски или уровне деталировки. В настоящее время единственным источником моделей ЗиСов осталась группа моделистов из Херсона, выпускающая их методом гальванопластики. Некоторое упрощение деталировки, неизбежное при серийном производстве, компенсируется приемлемой для большинства коллекционеров ценой.

В 1945 году появился автомобиль следующего поколения "ЗиС 110" - несколько "принаряженная" и адаптированная к отечественным условиям копия американского Packard 180 образца 1942 года. И эта машина, заслуженно считающаяся едва ли не самой привлекательной за всю историю отечественного автостроения, не удостоилась внимания со стороны модельной индустрии. Но спрос рождает предложение - и на этот раз мелкосерийные модели ручной работы не заставили себя долго ждать.


илл.

Снова лидерство осталось за "Русским вариантом", предлагавшим как готовые копии, так и "киты" трёх основных модификаций "ЗиС 110" - лимузин, фаэтон и машину "скорой помощи". Уровень деталировки, включавшей все бесчисленные молдинги, декоративные накладки и оконные рамки, сделанные методом фототравления, заставлял прочих изготовителей зеленеть от зависти. Вершиной же серии стали несколько экземпляров, воспроизводивших бронированные "ЗиС 115". Эти модели имели отделку салона из натуральной кожи, а на заднем сиденье - раскрашенную вручную фигурку "вождя всех народов" со знаменитой трубкой в руке. В 1994 году цена такой модели доходила до $180.

Сейчас модели семейства "ЗиС 110", как и предыдущих автомобилей, выпускаются лишь уже упоминавшейся мастерской в Херсоне. К ним применимо сказанное выше - неплохое качество, некоторая упрощённость и доступная цена порядка $45-50.

Продержавшись более 10 лет в производстве, "ЗиС 110" в 1958 году уступил место новому автомобилю. Им стал "ЗиЛ 111" "Москва", во многом напоминавший Packard Caribbean середины 50-х годов. Позднее появился целый ряд модификаций базовой машины, включавший парадный кабриолет, один из 11 экземпляров которого был подарен кубинскому лидеру Фиделю Кастро.


илл.

В начале шестидесятых годов на ЗиЛе выпустили партию сувениров, копирующих "ЗиЛ 111" примерно в масштабе 1/50. Моделью, в общепринятом смысле, это можно было назвать лишь с очень большой натяжкой - монолитный полированный кузов, лишённый оконных проёмов и какой бы то ни было деталировки, в сочетании с мелким масштабом не позволял поставить этот "шедевр" в один ряд с другими моделями. Некоторые коллекционеры пытались приводить те "ЗиЛы" в надлежащий вид, прорезая окна, фрезеруя кузов изнутри, изготавливая детали салона и окрашивая кузов. Но желаемых результатов такая доработка не приносила.

В 1995 году в каталоге "Москва моделс" появились изображения запланированных к выпуску моделей "ЗиЛ 111" в вариантах лимузин и фаэтон. Однако, насколько известно, до реальных моделей дело так и не дошло. Поэтому до самого последнего времени отсутствие модели этого автомобиля оставляло последнее белое пятно в тематических коллекциях. И вот недавно, наконец-то, появилась вполне приличная копия. Догадались чья? Конечно же, украинская, из Херсона. Пока это модель первого, базового автомобиля. Позже обещают и другие модификации.


илл.

К концу 60-х "ЗиЛ 111" выглядел достаточно архаично, и на смену ему в 1967 году пришёл лимузин "ЗиЛ 114". На этот раз машина выглядела как нечто среднее между Lincoln Continental и Cadillac. Спустя четыре года появилась версия "ЗиЛ 17" на укороченном шасси, а затем и двухдверный парадный кабриолет. И, наконец, в 1978 году дебютировал последний, пока во всяком случае, в ряду отечественных представительских автомобилей -лимузин "ЗиЛ 115", заводское обозначение 4104. В слегка обновлённой форме эта машина находится "на вооружении" до сих пор, хотя оба последних президента и предпочитают Mercedes. В семидесятых годах на базе "Зил 114" и "Зил 115" был построен десяток специальных санитарных автомобилей с реанимационным оборудованием. Что не удивительно, учитывая среднеарифметический возраст тогдашнего руководства. Внешне такие машины выглядели как универсал с приподнятой крышей.

В плане моделей "ЗиЛам" двух последних поколений повезло гораздо больше, чем их предшественникам. Саратовский завод "Тантал" на рубеже 70-х - 80-х годов выпустил сначала копию "Зил 117", а затем "ЗиЛ 115". Для своего времени эти прекрасно выполненные миниатюры не только не уступали, но во многом и превосходили продукцию зарубежных модельных фирм. Подробно описывать их нет необходимости, ведь они производятся до сих пор и хорошо известны не только отечественным коллекционерам. Интересная деталь - модели "ЗиЛ 117" первого выпуска по ошибке имели "неправильный" капот, открывавшийся в противоположную по отношению к реальному автомобилю сторону. Когда эти модели попали на ЗиЛ, то вызвали там состояние лёгкого шока.


илл.

Ошибку быстро исправили, и те, первые, модели попали в разряд раритетов и стали объектом самой настоящей охоты коллекционеров.

Модели первых лет выпуска - и "Зил 117" и "ЗиЛ 115", - отличала штыревая антенна на крыше, исчезнувшая в последствии в угоду экономии. И, наконец, последней отличительной особенностью первых выпусков "ЗиЛов117" было отсутствие у модели фар из прозрачного полистирола, которые появились позднее.


илл.

Стоит упомянуть об одной инициативе завода "Тантал", которую иначе как курьёзом - и это еще мягко сказано, - назвать трудно. Дело в том, что где-то в начале 90-х годов в стремлении при минимальных дополнительных затратах расширить ассортимент выпускаемой (а главное - поставляемой на экспорт) продукции, заводские "специалисты" придумали гениальный, по их собственному представлению, разумеется, ход. Ничтоже сумняше-ся, они предложили открытые варианты "ЗиЛ 117" и "ЗиЛ 115". Сделано это было самым доступным способом - методом отпиливания крыши вручную. И не беда, что реально таких машин никогда не существовало -- ведь длиннобазный "ЗиЛ 115" просто немыслим с открытым кузовом, что же до парадных кабриолетов "ЗиЛ 117", то они, как известно, имели только две широкие двери вместо четырёх у машины с закрытым кузовом. А ещё - мягкий складной верх, которого на скоропостижно выпущенных моделях конечно не было и в помине. Как тут не вспомнить известную пословицу: заставь дурня молиться - он и лоб расшибёт.

Ну, а настоящие коллекционеры, всегда отличавшиеся неудовлетворённостью достигнутыми результатами, очень скоро подвергли заводскую продукцию глубокому тюнингу в домашних условиях. Так появились в коллекциях длиннобазный "ЗиЛ 114", "правильный" двухдверный кабриолет "ЗиЛ 117", санитарные "ЗиЛ 114" и "ЗиЛ 115". Одно время можно было даже приобрести отлитый из эпоксидной смолы кузов последнего. Предполагалось, что укомплектовать его деталями от заводской модели и окрасить каждый желающий должен был самостоятельно.


илл.

Был в СССР ещё ряд автомобилей, предназначенных для чиновников рангом пониже. Это машины горьковского завода "ГаЗ 12", "Чайки" "ГаЗ 13" и "ГаЗ 14". Строго говоря, назвать их представительскими нельзя, но и не упомянуть в общем контексте было бы не совсем правильно. Модели "ГаЗ 12" никогда не выпускались промышленностью, оставаясь уделом мелкосерийного полукустарного производства. (Попробуйте с трёх раз угадать - чьего?) Напротив, модель "ГаЗ 13" была и есть - один из лучших образцов завода "Тантал", а "ГаЗ 14" выпускалась непосредственно на "ГаЗе". В семидесятых годах в Саратове небольшим тиражом вышла любопытная электрифицированная версия "ГаЗ 13". Её фары, питавшиеся от двух размещённых в багажнике часовых батареек, можно было включить и выключить специальным магнитным ключом. Понятно, что эту модель, как и ранние варианты "Зил 117", сейчас днём с огнём не найдёшь.


илл.

Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о моделях отечественных представительских автомобилей. Если их история получит когда-нибудь своё продолжение - в домашних собраниях появятся и новые миниатюры. А пока... ну, Вы понимаете.


илл.

Фотографии в статье: стр. 38 - "ГАЗ-14", "ГАЗ-13", стр. 39-"ЗИС-110", "ЗИЛ-117", "ЗИМ ГАЗ-12", стр. 40 - "ЗИС-102 А", "ГАЗ-13" кабриолет, ЗИЛ парадный кабриолет, стр. 41 - "ЗИЛ-115", "ЗИС-101 А"

Фото в содержании: "Чайка" электрифицированная с включёнными фарами рядом с обычной "ГАЗ-13" Фото в заголовке: "Л1".


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra