Ленка



 

илл.

Ленка

Алексей СТРЕЛКОВ

У большинства женщин достаточно кокетливые взаимоотношения с техникой.

Женщина и автомобиль. Тема эта избита, затаскана и сводится к банальной житейской мудрости "все бабы - дуры". Против правды, конечно, не попрёшь, но...

Почивший лет 15 назад, в бозе, московский клуб САМС (следопыты автомотостарины) являл собой сугубо мужское сообщество. Изредка приводимые "за компанию" жёны испуганно переминались в предбаннике, приходя в себя от доносившихся специальных реставрационных терминов. Неоднократные попытки привлечь их к какой-либо работе неизменно заканчивались скандалами, истериками и разводами. Говорят, что кому-то, где-то удалось приручить супругу, сподобив её на перетяжку салона, но видимо, это не более чем легенда.

Как правило, женского интеллекта хватало только для облачения "в перья" и самодемонстрации во время парадов и выставок старинной техники. Причём делалось это с отчаянным остервенением, чтоб все сразу поняли, кто тут главный.

На самом деле сумасшедшие тётьки в САМСе всё-таки были. Сумасшедшие в хорошем смысле. Отнюдь не мужеподобные монстры, перепачканные солидолом, а вполне приличные, иногда даже миловидные барышни.

Незабвенная Татьяна Сергеевна Ясенева, необычайно шустрая и эмоциональная для своих лет, могла часами рассказывать, как собственноручно заменила мотор своей "Праги" на москвичёвский, 408-й. Или Катя Пустовойченко, не пропускавшая ни одного мероприятия клуба. Она была хранительни цей машины маршала Конева - полноприводной "Эмки", обитающей ныне в музее ГАЗ. Однако самой экстравагантной фигуранткой можно назвать Елену Ивановну Хитрову, или просто Ленку, ввиду её нежного возраста.

Случилось так, что 18-летняя рыжая очаровашка стала хозяйкой довоенного автомобиля в результате очень большой трагедии - у неё умер папа - Иван Иванович. В течение последних двух лет жизни он восстанавливал BMW-321. Каким путём попала машина в страну, кто был прежним хозяином, сейчас уже не установить. Очень распространённая "штамповка" времён "третьего рейха" не представляла большой коллекционной ценности, но была крайне приятна в повседневной эксплуатации. Великое множество их бегало по российским просторам в послевоенные годы. Новые запчасти можно было приобрести в любом автомагазине. Рядный шестицилиндровый мотор по плавности работы - не чета конвульсивным "четвёркам".С небольшими доработками он ставился даже на спортивные модели.

Окончив курсы, Ленка довольно быстро освоила технику и восхищала многих мужиков стилем своей езды. Как-то на моих глазах она влетела во двор, развернулась на месте и умчалась, оставив облако пыли. "Ведьма!", - сказал ей вслед мой приятель.

К сожалению, машина недолго грела девичью душу. Поездив на ней около года, посетив несколько клубных мероприятий, Ленка пронзилась крохотной BMW Izetta. Поменяв одно средство передвижения на другое, девчонка стала хозяйкой необыкновенного чуда. Дело в том, что дверью авто служила плоская передняя сторона кузова, что вызывало ассоциации с холодильником. Коротенькая двухместная таратайка почти не требовала места на парковке. Её можно было вклинить в узкую щель между машинами, "мордой" к тротуару. Рулевая колонка, при открывании двери, уходила вперёд, позволяя вставать в полный рост! На одной из выставок какой-то мужичок раз пятнадцать обежал вокруг автомобиля. Внутри сидел муж Ленкиной сестры. "А как ты сюда залез?" "Через форточку!" - был ответ.

Izetta, сохранив нетронутой внешность, имела мотор и дифференциал от "инвалидки", но Ленка сумела укомплектовать её "родным" силовым агрегатом, правда, он так и жил отдельно. Презрев подруг с их мелкими интересами, типа всяких дурацких дискотек, девица самостоятельно доводила машину до выставочной кондиции - скоблила, шпаклевала и красила кузов, ремонтировала мотор, меняла амортизаторы. Надо было видеть это курносое перемазанное лицо с горящими глазами!


илл.

Ничтожный вес машины постоянно провоцировал нас, тогда ещё молодых и глупых, на разные шутки. Однажды мы перетащили эту букашку через забор, на охраняемую стоянку, в другой раз поставили на лавочку около подъезда. Старушки долго возмущались такой наглости. "Уж и автомобили начали на скамейки ставить!".

"Лягушонкой в коробчонке" называла себя Хитрова. Уму непостижимо как, но она умудрялась мотаться своим ходом на парады старинных машин в Ригу, в Таллин (тогда еще с одним "н"). Без призов не приезжала. Жюри ни разу не обошло вниманием девчушку на "чахотке". Замечательные были времена. Можно было съездить в Прибалтику даже на автомобиле без документов. О каких-то границах и недружелюбии не было и речи. Прошло всего двадцать лет, вроде и люди те же, а как всё изменилось!


илл.

Кипучая Ленкина энергия дала жизнь подростковому клубу ЮСАМС (юные следопыты авто-мотостарины). Вместе с Александром Алексеевичем Ломаковым она оборудовала подвал - мастерскую, изменившую жизнь многих десятков мальчишек. Они были для неё как родные дети - одному надо вытереть сопли, другому дать подзатыльник...

Дикий восторг вызывали ржавые железяки. Именно в таком виде ребята постоянно притаскивали разные древние мотоциклы, непонятные двигатели. Говорить о каком-нибудь маникюре было просто смешно. Большую часть времени Ленины руки были заняты шкуркой и железной щёткой. За несколько дней она была способна отдраить и покрасить какой-нибудь "Красный Октябрь" или ТИЗ-АМ 600. Как механик, она способна была утереть нос любому мужику.

Повзрослев и превратившись в эффектную женщину, Елена Ивановна обзавелась собственными детишками. Машина отошла на задний план, и пришлось её продать. Затем был отъезд в Краснодарский край. Где сейчас Ленка, что с ней - неизвестно, но хочется думать, что старая болезнь когда-нибудь даст о себе знать.

Фотографии сделаны в Москве и Риге в начале 80-х.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra