В те времена, когда поездка за границу и сон в летнюю ночь, со всеми сопутствующими чудесами, были примерно одним и тем же, каждый советский человек знал, что дальше Болгарии его, попервоначалу, не пустят. И когда он, гордый, возвращался с полными чемоданами впечатлений, "бывалые" знакомые, вот ведь зловредные какие, снисходительно усмехались: "Курица - не птица, Болгария - не заграница". Второй выезд предполагал уже ГДР. А перед самым дальним зарубежьем гражданина проверяли Югославией. Такая была география. Из этих уроков следовало, что Германия, в восточной её части, была чем-то вроде прослойки интеллигенции между братьями-славянами, а Лейпциг был ближе Белграда.
События последних пятнадцати лет так всё перевернули, что даже Крым с Турцией поменялись местами, что уж говорить о Восточной Германии. Теперь это полноценная капиталистическая страна со всеми "последствиями". И если говорить о Лейпциге как о традиционном выставочно-ярмарочном центре, то нельзя не признать, что произошедшие перемены пошли ему во благо. Оставим "за кадром" советские выставочные павильоны - как ни жаль, их больше нет, и с этим придётся примириться. Но несмотря на то, что город в чём-то и порвал с прошлым, он не перестал при этом стремиться к будущему. И роль моста между Востоком и Западом никому отдавать не собирается. Напротив. Судя по размаху, с каким выстроен новый выставочный комплекс, Лейпциг видит себя именно в такой роли.
Огромные площади, лёгкие металлические конструкции - максимум света и воздуха, продуманная инфраструктура, - всё говорит о том, что проектировщики заранее учли масштабы предстоящих событий. Всяк сюда входящий немедленно вспоминает школьную программу и все сны Веры Павловны разом. О чём они были - не важно, но именно так должно было выглядеть светлое будущее. О свете. Ему, в общем-то, ничто не мешает падать с небес на стенды. Благодаря этому замечательному и, наверное, крайне экономичному методу (ввиду отсутствия льготных тарифов на советское электричество) комплекс являет собой почти оранжерею. Так что хочется цвести рядом с магнолиями. А магнолии стоят стройными рядами прямо внутри выставочных павильонов и строго по-немецки роняют листья не "куда попало" - на пол, а куда положено" - обратно в клумбу. Поскольку ветра нет, это не трудно.
И всё это великолепие, весь простор, ажурность и лёгкость нового суперсовременного выставочного комплекса, 13-21 апреля радушно встречало гостей и участников автосалона Auto Mobil International (сокращённо AMI) и выставки инструмента и оборудования для автосервиса АМIТЕС.
В первый день выставки, "день прессы", когда павильоны не были доступны широкой публике, казалось почти неразумным такое обилие площади. Или мы просто привыкли видеть на каждом пустом квадратном метре непременный лоток, ларёк, прилавок, словом, что-нибудь торговое, приносящее доход. Как выяснилось позднее, пустые места - это такие большие, широкие проходы. И всё же когда выставку открыли для посетителей, скорость нашего передвижения упала втрое. Можно представить, какие могли бы возникнуть "пешеходные пробки", если бы застройщики сэкономили...
Трудно сказать, где было больше народа: на стендах с современными автоновинками, на выставке инструмента и гаражного оборудования, рядом с экспозициями клубов любителей олдтаймеров или на балконе возле уникальной коллекции спортивных машин "всех времён и народов". Всё было неразрывно связано и представляло собой этакий "круговорот" автомобильного в природе. Вообще, идея сочетания автосалона и выставки техоборудования в рамках одного мероприятия - очень удачна.
Во-первых, старинным машинам уход, ремонт и запчасти нужны гораздо чаще, чем их "молодым" собратьям, следовательно, в лице их владельцев производители оборудования имеют потенциальных клиентов. Во-вторых, наличие в экспозиции старинных авто привлекает дополнительную публику и стимулирует интерес СМИ и к конкретным стендам, и к выставке в целом. И, наконец, коллекционирование автомобилей, проверенных временем на "прочность", - дело не дешёвое, даже один старинный автомобиль стоит дорого. А организаторы выставки прекрасно представляют психологию покупателя. Многие преданно приобретают авто любимой марки, и порой человеку нравятся почти все машины фирмы, как старинные (хотя бы просто посмотреть), так и современные (хотя бы просто помечтать). Владелец дорогого олдтаймера бережно хранит его в гараже и "выгуливает" по праздникам, а на какой машине он ездит каждый день - вопрос скорее риторический: чаще всего на машине той же марки (если, конечно, марка не прекратила своего существования). Потому нет ничего удивительного в том, что многие фирмы-производители позаботились о своём собственном стенде среди клубов любителей ретро. Но об этом чуть позже.
Начнём с современности. Судя по количеству вновь представляемых моделей (70!), в частности, трёх мировых премьер от "Пежо" и "Опеля", а также европейской премьеры "Мазды", выставка в Лейпциге уверенно занимает в глазах ведущих автопроизводителей место в одном ряду с ведущими европейскими автосалонами.
Кстати, на стенде "Даймлер-Крайслера" мы узнали, что широко разрекламированный концепт "Виллис-ll" так и останется лишь проектом и в серию не пойдёт. К добру это или не к добру, судить теперь невозможно, поскольку идея не будет воплощена. Все любители "Виллисов", которые уж было приготовились к жаркой полемике: кто - ругать, а кто - хвалить, могут спать спокойно. В принципе, реализация проекта "Фольксваген-Ньюбиттл" показала, что те, кто предпочитал старого "жука", так его и предпочитают и за новым не гонятся. Что же до "Виллиса-II", то римейка, более непохожего на первоначальную версию автомобиля, история ещё не знала. Фактически, от него должно было остаться одно название. Так что, по нашему мнению, оно и к лучшему, что кто-то из руководства вышеназванной компании решил не тревожить память ветерана и не спекулировать на его честном имени. Возможно, впрочем, что лишь до поры...
На выставке инструмента и оборудования - как на птичьем базаре - шумно на разные голоса, пестро и удивительно. При этом каждый представляющий свой товар пытается вложить в презентацию максимум фантазии, чтобы всё стало ещё "чудесатее и чудесатее". Слов нет, впечатление они произвести умеют. Вот, к примеру, все мы помним рекламные ролики какой-то там мастики, которой то ли бывший штангист, то ли бывший теннисист натирал новенький автомобиль, после чего поджигал. Согласитесь, это несколько впечатляет. Но именно - несколько. Сомнение в таком телешоу вызывают в первую очередь тамошние зрители, на реакцию которых мы должны ориентироваться. А они, ничего не понимающие в политурах, пару минут назад так же организованно радовались бесшумной работе яйцерезки. Совсем другое дело, когда полироль испытывается на далеко не новой машине, например, на "Мерседесе" 350SEL, не вчера выкрашенном, и он при этом замечательно блестит. Да и поджигает его человек, который не рассчитывает на ближайшие десять дублей. Зрители не хлопают радостно в ладошки, они восторженно "ухают", в основном по-немецки, а барышни визжат (это - международный язык).
Поэтому живое шоу с огнём, в отличие от телевизионного, впечатляет прежде всего эффектом присутствия, примерно так же, как театр. И если бы к этому стенду подошёл Станиславский, то он бы сказал: "Верю!" При съёмках ни один автомобиль не пострадал. Люди тоже живы-здоровы. "Демонстратора" никто не заставлял облачаться в асбестовый костюм. Оцепление из бравых полицейских тоже нигде не стояло. Таким образом, принцип "Люди не дураки - сами в огонь лезть не станут" был применён на практике. Меж тем "поджигатель" любезно и много пояснял насчёт своего дивного средства, с которым можно ехать и в огонь, и в воду, в зависимости от желания герра клиента. Мы восхищались, удивлялись и обменивались впечатлениями между собой: "А и правда блестит... И не жалко им машину..." - ну и в том же зрительском духе. Герр продавец на наши реплики никак не реагировал, что казалось абсолютно естественным до тех пор, пока он не сказал нам : "Спасибо за внимание. А я учил русский в школе".
Как выяснилось, почти каждый третий немец скрывает свои глубокие познания в разговорном русском языке. И не от природной стеснительности, а исключительно бизнеса ради. Таким образом менеджерам фирм иногда удаётся собрать максимум непредвзятой информации о товаре и о себе самих. Для начала Вам любезно сообщат, что английский, вроде как международный язык, они тоже учили школе (это, наверное, такая детская болезнь - корь, свинка, ветрянка, английский, - знаем, болели, теперь - иммунитет). Потом послушают Ваш немецкий, потом, желая Вас порадовать, перейдут на русский, который (вот чудеса) знают лучше английского.
Эффект от такого поворота событий может превзойти все ожидания. Чувствовать себя начинаете почти как дома. Но когда на стенде прицепов для автоперевозочных нужд нас прямо с порога приветили грамотной русской речью с лёгким акцентом и стали снабжать массой полезной информации о том, как было бы здорово загнать свой олдтаймер на такой вот при-цепчик и так далее, то мы уж было решили, что наш "великий и могучий" вышел на качественно новый уровень. И задали "знатокам" замечательный вопрос: "А как тут у вас в Германии с..." На что владельцы стенда с лёгкой укоризной заметили: "Да мы сам-ми не мест-ные. Мы из При-бал-ти-ки". С этого момента беседа пошла легче и непринуждённее. Пожелав нашим балтийским соседям удачи в покорении западноевропейского рынка, мы углубились в лабиринт киосков и стендов.
То тут, то там немецкие фирмы, выпускающие подъёмники, доказывали их "крепкость", разместив столики для персонала стенда непосредственно под поднятым на должный уровень сверкающим автомобилем. За столиками сидели, пили кофе и соки, курили и говорили разные люди. Не всегда "фирмачи". Нас тоже приглашали, как, впрочем, и других интересующихся граждан, доверить свою драгоценную жизнь гидравлике местного производства. Ни один подъёмник не стоял порожним. Взгромоздить на него машину, во-первых, вероятно, считается делом чести, во-вторых, приводит к значительной экономии места. На нескольких стендах нас порадовали, как старые знакомые (см. N 15, стр.36), специальные мотоциклетные подъёмники и стоящие на них прекрасно отреставрированные мотоциклы.
Но далеко не на всех стендах всё было просто, "как подъёмник". Немногие представители фирм могли к вечеру "похвастать" тем, что не весь язык "отболтали". Там, где шла демонстрация достижений в действии, объясняющие были нарасхват, особенно если дело касалось столь же наглядного акта, как взрыв водорода в кабинете химии во время лабораторной. То есть - если уж демонстрировать сварку, то непременно каждому, кто подошёл и собрался сказать: "А..."
Неутомимый сварщик тут же хватал алюминиевый (в этом - особая гордость и шик) уголок, ставил его на пластинку того же материала, делал жест фокусника, который всем понятен как "гляди в оба, всё без подвоха", затем, взяв пассатижами стержень алюминиевого припоя, окунал его во флюсовую жидкость, затем в некий суперпорошок и, приставив "опорошкованный" стержень к месту соединения уголка и пластины, включал высокотемпературную горелку. Стержень искрил, как бенгальский огонь, и приваривал алюминий к алюминию, к неослабевающей радости демонстратора. Только за шесть-семь минут нашего ожидания своей очереди он успел наглядно обслужить нескольких граждан, при этом с особенным энтузиазмом достижение демонстрировалось детям. Апофеозом действа была попытка сломать только что созданную никчёмную конструкцию. Окунув её в воду, господин брался за тиски, честно зажимая деталь поближе к месту сварки. Свидетельствуем: конструкция согнулась, шов не треснул, нагрузку выдержал. Простота метода заключается в том, что его можно применять в обычных гаражных условиях. К продаже предлагаются только стержни (диаметр варьируется в зависимости от толщины металла, который будете варить) и баночка с порошком. Длина шва в метрах указана на каждой упаковке. К концу первого дня сварщик работал со скоростью опытного напёрсточника, но продолжал излучать энтузиазм.
Интересно, кто выдумал, что самый темпераментный народ - испанцы. Мало ли сколько слов в минуту они "выдают". Зато, при меньшей скорости речи и жестикуляции, у немцев шире размах рук. Один очень милый господин демонстрировал нам ценное приспособление для кузовных работ, ничуть не уступая "южанам" в скорости речи, причём сочетал технические пояснения с философией. Уяснив по ходу дела, что мы из России, он несказанно обрадовался, потому что именно нам и у нас "этот товар очень нужен", просто необходим, потому что этот господин "был во многих странах, таких, как ваша, в Пакистане, который рядом с Афганистаном...". Тут он собрал своё орудие, которое больше напоминало оружие, и незаметно для себя перешёл с английского на немецкий. "Но, несмотря на уровень жизни, люди в таких странах счастливее нас, потому что ближе к Богу".
Под дулом этого "агрегата" мы действительно почувствовали себя ближе к Богу. Оставив философские размышления их автору, по предмету можем пояснить следующее: аппарат предназначен для вытягивания металла в труднодоступных местах. Так, например, ребро крыла можно привести в максимально достойный вид, не снимая деталь и не занимаясь малохудожественной чеканкой в самых невероятных позах. Господин философ делал это так: этап первый - вмятина (зрелище не для впечатлительных). Берёте молоток, "на глазок" намечаете место на крыле, капоте, в общем, где Вам свой (или соседа, если Вы демонстрируете ему своё приобретение) автомобиль не жалко, и с хорошим замахом бьёте, практически лупите, по этому самому неудобному в ремонте месту. В результате получаете вмятину, размером в полкило двукомпозитной шпатлёвки (сосед бьётся в истерике), потом подключаете свой агрегат. (Если Вы стоите с этой базукой наперевес, любой сосед затихает). Замыкаете прибор на массу - "крокодилом" за починяемую деталь - и совершаете простое действие: фиксируете опорную площадку на том уровне, на который металл нужно вытянуть из ямы, т.е. ориентируясь на поверхность, не тронутую молотком (соседний участок ребра, капота и проч.). Таким образом, автомобиль - он сам себе шаблон.
Устанавливаете опору над вмятиной и жмёте на курок. То, что на первый взгляд казалось дулом автомата, выдвигается вниз во вмятину и приваривается к металлу в точке диаметром миллиметра два. Крепление получается поверхностное, но крепкое. Жмёте на курок ещё раз, и "дуло" поднимается до заданной платформой высоты. Ещё нажатие - жало резко проворачивается и порывает всякую связь с металлом. Всё происходит быстро и с лёгким клацаньем. На железе остаётся только точка, следы которой легко удаляются наждаком. На вмятину внешним диаметром 3-5 см требуется 2-3 повтора операции, и первоначальный профиль поверхности гарантирован. Остаётся только "зашкурить веснушки", нанести грунт и выкрасить. Старый (уставший) металл от такой операции не страдает, поэтому метод применим и к олдтаймерам. Вмятина вышеуказанных размеров исчезает за пару минут. Для ликвидации более серьёзных повреждений шпатлёвка если и понадобится, то только тонким слоем. И это в тех случаях, когда были все показания к замене детали. Аппарат можно использовать даже если на Вашей машине "черти горох молотили" (а оригинального железа днём с огнём не сыщешь, а самому молотком стучать изнутри не с руки, а кто его знает, сможете ли Вы восстановить точный контур, изгиб и т.д). В этом случае достаточно будет найти счастливчика с целой машиной той же марки и использовать её как шаблон (площадка и жало выставляются по оригиналу, переносятся на свой автомобиль, далее - по вышеописанному).
Мы остановились подробно лишь на наиболее интересных для нашего читателя новинках. Все прочие - мойки мини и макси, ключи, режущие, сваривающие и прочие - приспособления тоже применимы как для современных, так и для старинных авто. На выставке оборудования радует и то, что многие "предложения", такие, как приведённые выше, могут быть использованы не только профессионалами в центрах технического обслуживания, но и в частных мастерских всех уровней, вплоть до индивидуально-воскресно-гаражных.
На этом мы покинем действительно интересную "для тех, у кого есть руки", инструментальную экспозицию и окунёмся в свою родную стихию, благо на AMI целый павильон был посвящён только и исключительно старинным и редким автомобилям. Экспозиция автоклассики делилась примерно поровну на стенды клубов любителей авто-мотостарины и на стенды, организованные автопроизводителями для пропагандирования надёжности и заслуженности своей марки. Давно известно, что старинные, добротно сделанные авто для этой цели весьма подходящи.
Нагляднее всего это было продемонстрировано "Пежо", который тщательно подготовился к своей мировой премьере. В зале, где клубы олдтаймеров выставляли свои сокровища, был и стенд "Пежо", но, в отличие от словоохотливых владельцев на других стендах, этот был "снабжён" девушками, которые на все расспросы любезно отвечали, что они здесь "отстаивают вахту" протяжённостью в один час, а словоохотливым владельцем всего этого великолепия является сама компания "Пежо", которая таким образом свято чтит свою историю, и "на все вопросы Вам дадут ответы" на основном стенде "Пежо", расположенном в главном, "современном" зале.
Точно так же было поставлено дело на стенде "Фиата". Он тоже был украшен девушками, но более сознательными. Они могли предложить каталог с закладочками, так что страждущий знаний мог почерпнуть толику информации о том, что видит на стенде. А чтобы господин не заблудился в пяти машинах, очаровательная особа непременно поясняла, тыкая пальчиком сначала в фотографию: "Вот эта машина", а затем в оригинал: "Вот она". То есть забота о человеке - прежде всего. И даже стенд нашей экспортной "Лады" "выступал" в тандеме с немецким клубом любителей "копейки".
Из экспозиций "самодеятельных" клубов хочется прежде всего отметить довольно большую коллекцию клуба любителей "Трабантов". Особенно замечательным, на наш взгляд, явилось "молодёжное" направление этого клуба, замешенное на ностальгическом патриотизме, причём густо. Молодые люди комсомольского возраста с удовольствием реставрируют все модели этой марки. Разыскивают, покупают старые машины и - за дело. Их руководитель не просто курирует процесс реставрации. Он - идеолог в самом прямом смысле этого слова. История, традиции, местность, где был построен завод, неоднократные попытки возрождения "Хорьха" на заводе в Цвикау - он знает всё, и даже чуть больше, и даже слишком. Многие помнят, какие мифы бытовали во времена СССР у нас "о них", но не многие знают, какие были у них "о нас".
Примитивная картина "Пьяные белые медведи с балалайками во время охоты на матрёшек" - это шедевр американских мастеров напустить жути. В Европе всё оказалось понатуральнее и с политико-экономическим подтекстом. Конечно, политика и экономика - близнецы гомозиготные, никто и не спорит. Но то, что немцы из клуба "Трабант" возомнили о своей любимой машине... это наглядный пример того, как неуёмная всеобъемлющая любовь калечит историческую действительность. Так, по стойкому убеждению нашего рассказчика, лимузин "Sachsenring" Р240 являлся надеждой восточногерманской автомобильной промышленности на возрождение славной марки "Хорьх". Но коварное советское правительство выпустило директиву, следуя которой наши коварные конструкторы "содрали" с этой замечательной машины все идеи, наработки и выпустили автомобиль под маркой... "Волга".
Задушив этим массовым и почти даровым продуктом производство этого "Хорьха-Трабанта". Спорить было бессмысленно. Хорошо, что другие экспонаты этого стенда к геополитике не были причастны и находились в прекрасном состоянии. Люди чтят свою родную немецкую автопромышленность, желают возрождения старинной марки, а на стенде демонстрируют не только "финальный выезд", но и машины в процессе реставрации. А это дорогого стоит и демонстрирует качественный подход и серьёзное отношение к делу реставрации.
В клубе "Ситроен" царит полная демократия. Для членства нужны две вещи: сам "Ситроен" в Вашем личном пользовании и любовь к нему. "Ситроен" может быть любого года выпуска. Попытайтесь на минуточку представить себе, как владелец "десятки" уважает владельца "копейки" и рад общению и совместному времяпрепровождению. Не говоря уже о дорожных любезностях... Владельцы "шестисотых" сразу же почувствовали бы себя страшно одинокими, можно сказать, обделёнными в этом мире... А как насчёт лозунга: "Россия - страна-клуб владельцев "Жигулей"? Но вернёмся к чуждой нам реальности. Клуб любителей "Ситроенов" был основан в Германии в 1961 году. И, конечно, самый известной и самой заметной машиной у них является "Ситроен 2С V6 Чарльстон". Его выпуск был налажен в тридцатые годы. После войны, в 1948 году, производственные мощности были восстановлены. И этот "патриарх" выпускался с незначительными изменениями с 1949-го по 1989 год - долгая жизнь, начавшаяся с 9-сильного двигателя и предельной скорости 60 км/ч. Выставленный экземпляр принадлежит гражданину Германии, дилеру "Ситроена". Каждый день он ездит на нём на работу. Два других автомобиля: "Престиж" 1988 года, специальная, удлинённая на 25 см версия представительского класса, и "ХМ" 1994 года хороши как демонстрация вех на пути развития марки.
Так, начиная именно с представленного "ХМ", коробка-автомат, не такое уж чудо, стала соседствовать с гидравлической системой изменения клиренса (управление с панели приборов), что значительно повысило проходимость данного высокоудобного авто по рытвинам, колдобинам, колеям и прочим неудобьям, если они есть. С помощью этой опции можно воспарить над грешной землёй на 10, 15 см, а если водитель получил команду "форсировать прибордюрную лужу", то и на все 25 сантиметров. Шутки шутками, а очень удобно, хотя и дорого. Соответственно -мелкосерийно. Самое замечательное вот что: этот автомобиль 1994 года станет полноправным олдтаймером лет через 20-30, а то, что он будет редким, понятно уже сейчас. И клубы не скупятся и приобретают такие машины уже сегодня. Можно посоветовать такой подход и нашим коллекционерам. Задумайтесь, господа: некто Третьяков "скупил (выражаясь культурнее , приобрёл) огромное количество полотен великих живописцев при их жизни. (Чем сэкономил немало средств.) Коллекции живут, как известно, дольше тех, кто начал их собирать. И Вашим детям и внукам достанется заботливо сохранённый, заранее приобретённый ценный экземпляр, а не куча ржавчины.
Пример такой заботы о своём потомстве представляют собой коллекционеры из клуба Лянча. Замечательная семья выставила на стенде три автомобиля. Реставрируют они их сами и, лишь когда работы много, привлекают знакомого мастера. В отличие от многих "скупцов" эти добрые люди предлагают даже посидеть в машине. Каких средств требует эта красота, представить страшно. Но на то она и "страшная сила".
Все, кто любят "Альфа-Ромео", любят всё красное. И даже коврики для "мыши" кожаные и с соответствующей символикой - тоже красные. Прекрасный кабриолет Giulia Spider оказался любимой игрушкой профессионального гонщика. Хороший человек - сам приехать не смог, гонки у него по графику, а машину под опекой друга прислал. Наверное - застрахована. Любезность, равно как и гордость за свои машины, у этих граждан безгранична, даже можно сказать "загранична", в нашем понимании. На вопрос, можно ли детально "обснять" "эту красавицу", нам предложили не только "пожалуйста", но ещё и стремянку. Вид сверху -тоже вид.
Одним словом, в Лейпциге есть что посмотреть и "по делу", и "для души". Посетить AMI/AMITEC для того, чтобы изучить новинки, найти партнёра, заключить дилерское соглашение или "нащупать" потенциальный спрос на свою продукцию, несомненно, полезно и отечественным производителям, и руководителям торговых компаний, и конечным потребителям. Углубляться в своих поисках дальше на Запад, посещая аналогичные выставки, - существенно дороже. Ждать, когда "фирмачи" приедут сами на выставку в Москву, - долго, да можно и упустить свой шанс, оказавшись "в хвосте" более расторопных конкурентов. Так что в смысле "других посмотреть - себя показать", Лейпциг для нас самое то - дёшево и сердито. А возможность решить в течение одной поездки кроме деловых ещё и познавательные задачи, посмотрев приуроченные к выставке исторические экспозиции и показы, делает поездку на Лейпцигский автосалон особенно заманчивой и притягательной.
Послесловие
Путь от современных автомобилей к старинным, через инструмент и обратно, непременно проходил через балкон.
А под балконом, как положено, цвели магнолии. Весна всё-таки.
А над балконом воспарил ажурный купол.
А на балконе блестела лаком и сверкала хромом история спортивного автомобиля "в сорок томов", то есть - машин.