Леди Z



 



Леди Z


История Nissan Fairlady Z – это прежде всего очередное подтверждение упорства и трудолюбия японской нации. В 1965 году выражение "японская спортивная машина" вызывало насмешливую улыбку на лицах американских и европейских автолюбителей. Тем не менее, через 5 лет эти самые "юмористы" сами стояли в очереди к дилерам Nissan, чтобы насладиться новым автомобилем с загадочной эмблемой "Z" на кузове.

Создание клана Z

До появления первого поколения Fairlady Z, Nissan уже выпускала автомобили со спортивным уклоном. Это была серия машин Datsun Roadster – компактные, элегантные автомобили с открытым верхом и неплохими на то время показателями мощности.

Впервые название Fairlady было применено в 1960 г., и история его появления такова. В 1959 г. президент Nissan (Datsun) – Кацудзи Кавамата (Katsuji Kawamata) посетил США с целью проверки качества работы американских дилеров Datsun. В свободное время он посмотрел бродвейский спектакль My Fair Lady ("Моя прекрасная леди"). Спектакль настолько поразил его, что он решил использовать название Fairlady для самых быстрых и дорогих на то время машин под маркой Datsun. В 1960 г. с конвейера сошел Datsun Fairlady SP112, оснащенный двигателем объемом 1,2 л и мощностью 48 л.с.


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Skyline KPGC10

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Toyota 2000 GT

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Fairlady Z S30

Японский журнал о ретро-автомобилях Nostalgic Hero внес автомобиль Nissan Fairlady Z третьим в список пятидесяти лучших японских классических автомобилей после Nissan Skyline KPGC10 и Toyota 2000GT.


С 1960 г. Nissan начала сотрудничество с Yamaha по созданию первого автомобиля GT-класса. В 1963 г. к этому союзу присоединился Альбрехт Герц (Albrecht Goertz), известный немецкий дизайнер, создавший такие автомобили-легенды, как BMW 503 и BMW 507. Герц был приглашен в Nissan в качестве консультанта. В 1964 г. появился первый прототип нового автомобиля, однако результат не оправдал ожиданий – 2-литровый двигатель Yamaha с двумя верхними распредвалами по мнению инженеров Nissan был, мягко говоря, плохим. Партнерство между Nissan и Yamaha было прекращено, и инженеры Yamaha со своими идеями отправились к конкуренту – компании Toyota, что привело к появлению другого японского суперкара – Toyota 2000GT.

Поскольку проект по созданию спортивного автомобиля Nissan был свернут, в 1965 г. Альбрехт Герц также отстранился от совместных дел. Однако за недолгое время сотрудничества с Nissan Герц все же внес весомый вклад в развитие самой японской фирмы. Во-первых, он научил дизайнеров компании создавать полномасштабные макеты будущих автомобилей и познакомил их с мировыми тенденциями автомобильного дизайна. До этого времени абсолютно все японские инженеры ориентировались исключительно на вкусы подданных Страны восходящего солнца. Во-вторых, Альбрехт Герц в 1964 г. разработал автомобиль Nissan Silvia Coupe CSP310, который в том же году был представлен на Токийском автошоу. Именно этот автомобиль послужил вдохновением для создания Fairlady Z.

Герц ушел, и, наверное, проект создания машины класса GT покрылся бы пылью на полке, если бы не "Мистер К". Mr. K – это прозвище Ютаки Катаямы (Yutaka Katayama), который был первым президентом Nissan Motor Corporation U.S.A.

Катаяма, живший в США, был впечатлен американскими "маскл-карами", а также импортными европейскими спорткарами, такими как Alfa Romeo и Triumph. Он мечтал создать нечто подобное под маркой Nissan, а знаменитый Datsun Roadster, по его мнению, не был готов к соперничеству. И вряд ли мнение Катаямы было ошибочным. Datsun Roadster был автомобилем из прошлого, со старыми технологиями, маломощным двигателем, а самое главное – эта машина исчерпала себя, больше не было возможностей для улучшения. "Мистер К" считал, что Nissan необходимо купе – красивое, безопасное и скоростное.

Вместе со своим коллегой, главой Nissan на Восточном побережье США Соичи Кавадзоэ (Soichi Kawazoe), Катаяма собрал команду из девяти дизайнеров под руководством Теиичи Хары (Teiichi Hara). Зная вкусы американцев, Катаяма и Кавадзоэ приказали инженерам и дизайнерам думать не как японцы, поскольку они занимались созданием автомобиля для всего мира. Эта идея пронизывала всю машину от кузова до непривычно просторного для японцев салона.

В 1969 г. появился результат – Nissan Fairlady Z S30 – первое поколение легендарной династии Z-машин. Автомобиль был оснащен 4-цилиндровым двигателем L20A от Datsun 510, который развивал мощность 130 л.с. Так была создана легенда японского автопрома, которая кардинально изменила представление автолюбителей всего мира о японских автомобилях.

GT по-японски

В октябре 1969 г. Nissan Fairlady Z пошел в серию в двух комплектациях. На японском рынке машина продавалась с маркировкой кузова S30, в США – HS30. Fairlady Z S30 оснащалась 2-литровым 6-цилиндровым двигателем L20 мощностью 130 л.с., HS30 оснащалась 6-цилиндровым двигателем L24 объемом 2,4 л мощностью 150 л.с, а также двумя карбюраторами SU. Также для Японии была доступна версия 432Z (код кузова PS30). Этот автомобиль оснащался 2-литровым двигателем S20 мощностью 160 л.с. от Skyline GT-R C10. Всего было выпущено 420 машин 432Z.

Fairlady Z имел все, чтобы добиться успеха: скорость, стиль и главное – привлекательную, демократичную стоимость. Первая партия автомобилей для рынка США пришла с логотипами Fairlady, чему яростно воспротивился Катаяма. Он распорядился не поставлять машины в дилерскую сеть, пока все эмблемы Fairlady не заменят на эмблемы 240z, которые изготовили вручную. После этого случая все машины для рынка США имели обозначения 240z с завода.

В Японии машина продавалась под названием Nissan Fairlady Z, в то время как в США – под маркой Datsun.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady 240Z-G HS30 1971–1973 гг.

В США продажи автомобиля начались 22 октября 1969 г. Для Америки машина поставлялась в версии HS30 с двигателем L24. Американские потребители восприняли новинку очень тепло. И неудивительно – это было роскошное купе GT-класса, с дизайном и оснащением европейских суперкаров, но по доступной цене. Среди автоэнтузиастов эту машину и сейчас в шутку называют "Ferrari для бедных".

Продажи 240z росли очень быстро: в 1971 г. было продано 33 тыс. автомобилей, в 1972 – 52 тыс. Именно с началом продаж Datsun 240z началась японская экспансия на американский автомобильный рынок, поскольку именно эта модель разбила стереотипы американских потребителей в отношении японских машин.

В ноябре 1973 года на смену Datsun 240z пришел 260z. Машина оснащалась двигателем L26 объемом 2,6 л. С оглядкой на экологические нормы США, мощность двигателя новой модели не была увеличена. В 1974 г. был представлен кузов GS30 с сиденьем для двух пассажиров сзади. Чтобы установить сиденье сзади, пришлось "растянуть" кузов, поэтому GS30 отличается внешне от S30: для размещения дивана для задних пассажиров пришлось сместить заднюю стойку крыши назад, в результате чего боковые окошки стали больше, а кузов стал казаться массивнее. В середине 1975 г. на смену 260z пришла модель Datsun 280z. Этот автомобиль имел новый двигатель L28 объемом 2,8 л и инжекторную систему впрыска топлива Bosch L-jetronic. Модель выпускалась до августа 1978 г., когда ее сменила Datsun 280zx.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z432 PS30 1969–1973 гг.

280zx выпускалась в двух комплектациях – S130 (2-местный кузов) и GS130 (4-местный), и этот автомобиль отличался от своих предшественников – он был роскошнее. Кроме того, дизайнеры практически полностью изменили кузов машины. И хотя внешне 280zx все еще походил на своих предшественников, его линии стали более прямыми и современными. Плавная, обтекаемая форма крыши на S30, выполненная в лучших традициях европейского стиля, уступила место современной прямой, более низкой, и Datsun 280zx в сравнении с моделями в кузове S30 имеет более угловатую форму. Также внешние изменения коснулись и задних фонарей, которые лишились хромовой отделки. Конструкция подвески отличалась от S30, салон стал более изящным. За первый год производства Nissan удалось продать 86007 автомобилей. Журнал Motor Trend назвал Datsun 280zx машиной года в 1979 г. В ноябре 1980 г. появилась версия с турбированным двигателем мощностью 180 л.с.

280zx был снят с производства в 1983 г.

Королева гонок

Создавая Fairlady Z, в Nissan думали не только о покорении общественных дорог и международных выставок. Цель любой гоночной машины – побеждать на треке. И Z-машина добилась определенного успеха в гонках.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady 280Z S130 1978-1983 гг.

Гоночным дебютом для Fairlady Z стало ралли RAC 1970 года в Великобритании. Специально для омологации в Японии была выпущена ограниченная серия Nissan Fairlady Z432R. Эта модель, как и Z432, оснащалась двигателем от Skyline GT-R, имела оранжево-черную раскраску и облегченный кузов.

Для выступления в гонке было подготовлено два автомобиля – первый под управлением Рауно Алтонена (Rauno Aaltonen) и Эдгара Херманна (Edgar Herrmann), а второй пилотировали Тони Фолл (Tony Fall) и Джон Блоксхэм (John Bloxham).

К сожалению, машины оказались недостаточно подготовленными к участию в ралли. Оба экипажа испытывали серьезные проблемы с техникой, включая отказ тормозов и неисправность приводов. В итоге до финиша добрался лишь автомобиль Алтонена, который получил седьмое место в общем зачете.

S30 не стал легендарной раллийной машиной. Вы не найдете следы от колес "прекасной леди" на лесных спец-участках чемпионата мира по ралли, хотя у этой машины были все задатки, чтобы регулярно финишировать в десятке лучших.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z Z31 1983–1989 гг.

В 1973 г. на Ралли Монте-Карло тот же Алтонен пришел к финишу третьим, и, кстати, его штурманом был не кто иной, как Жан Тодт, бывший технический директор команды "Феррари" в Формуле-1.

Побед Nissan Fairlady Z достигал в ралли-рейдах и на затяжных спец-участках, где надежность была важнее скорости. Z-машина побеждала на Восточно-африканском ралли-сафари в 1971 и 1973 годах.

Но все же ровный гладкий асфальт – вот стихия Fairlady Z. В 1970 г. большой фанат гонок Ютака Катаяма обратился к Питу Броку (Pete Brock), владельцу мастерской и гоночной команды BRE, который с 1966 г. выступал в американской гоночной серии SCCA в классе DP за рулем Datsun Roadster. Катаяма предложил Броку выступить в классе CP на новом автомобиле Datsun 240z.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z Z32 1989-2000 гг.

В это же время к руководству Nissan USA обратился другой американский гонщик, Боб Шарп (Bob Sharp), выступавший в различных дивизионах SCCA за рулем Datsun Roadster. Шарп впервые увидел 240z на автосалоне в Нью-Йорке, еще до начала официальных продаж автомобиля. Это была любовь с первого взгляда, и Шарп тут же связался с Соичи Кавадзоэ и попросил предоставить ему такой автомобиль для участия в гонках. Но руководитель Nissan на Восточном побережье США отказал Шарпу, мотивируя отсутствием этой модели в Америке. Однако Шарпу был предложен один поврежденный при транспортировке автомобиль, который был доставлен в США для участия в выставке и находился на тот момент в Торонто. Позже Боб Шарп получил новые автомобили и заводскую поддержку Nissan для своей команды Bob Sharp Racing (BSR).

Nissan оказывала поддержку обеим командам, поскольку кроме отличной рекламы, это был еще и полигон для испытаний новых запчастей для двигателя L24.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Ралли-сафари – состязание с высокими скоростями,
длинными спец-участками, по грязным, гравийным дорогам
– хорошо подходило для Nissan Z с его комбинацией силы и выносливости.

Nissan Fairlady Z доминировал также в "домашних" автогонках – в Японии. В апреле 1970 г. Хасеми Масахиро (Hasemi Masahiro) победил на Z432 в 6-часовой гонке на выносливость. В июле того же года Кунимицу Такахаси на Datsun Sports 240z одержал победу в гонке "1000 км Фудзи".

Новая эра

В 1983 г. был представлен автомобиль Nissan Fairlady Z Z31 (на рынках за пределами Японии – Nissan 300ZX Z31). Этот автомобиль продавался уже под брендом Nissan во всем мире. Более современный дизайн был разработан Кацумасу Такаги (Kazumasu Takagi). Эта машина полностью отличалась от первых двух поколений Z-машин. В этом автомобиле воплотилось стремление японских дизайнеров к прямым линиям. Это была новая ступень эволюции оригинальной концепции Fairlady Z. Длинный капот, смещенный к задним колесам салон и фирменные боковые окошки в задней части остались, но все эти детали были полностью изменены. Фары головного света теперь были "откидными" (очень популярное явление в японском автопроме 80-х годов), а задние окошки отделялись от дверей широкой стойкой. Покупателям был доступен также Z31 в кузове targa.

Интересной особенностью автомобиля стал новый двигатель с V-образным расположением цилиндров. Как утверждали в Nissan, новый двигатель "должен раскрыть заново дух Fairlady".

Модель была доступна с двигателями VG30E и VG30ET. Оба мотора 6-цилиндровые с рабочим объемом 3 л, и последний отличался наличием турбо-наддува. Мощность VG30E составляла 160 л.с., VG30ET – 200 л.с. На японском рынке также была доступна модель с 2-литровым двигателем VG20ET мощностью 170 л.с. и комплектация 200ZR с рядным 6-цилиндровым турбодвигателем мощностью 200 л.с.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z Z34 2008 г.

Подвеска имела аналогичную предшественнику 280ZX конструкцию, но имела ряд улучшений. Колесная база осталась прежней.

Турбированные версии автомобиля имели электронную систему управления подвеской.

В 1988 г. была выпущена модель Nissan 300Zx Shiro Special. Все автомобили этой версии были окрашены в белый перламутр. На машине не было электронной системы регулировки подвески, и были установлены более жесткие пружины. В трансмиссии появился дифференциал с блокировкой, а в салоне - сиденья Recaro. Сотрудники журнала Motor Trend на испытаниях разогнали новую машину до скорости 246 км/ч, и на то время это был самый быстрый японский автомобиль. В комплектации Shiro Special было выпущено 1002 машины.


 

Nissan Fairlady Z Z32 1989-2000 гг. стала одной из самых популярных среди любителей тюнинга


В 1989 году появилось концептуально новое поколение Z-машин - Nissan Fairlady Z Z32 (300Zx Z32). если раньше дизайнеры делали уклон в сторону породистых европейских спорткаров, смещая салон ближе к задней части кузова, оставляя длинный капот, то теперь приоритет отдавался созданию большого купе в истинно японском стиле. Задняя часть автомобиля теперь была по длине примерно равна передней, и салон размещался в центре. Внешне автомобиль получился очень красивым - низким, широким и обтекаемым. Обладая "самурайским" дизайном, эта машина могла бы с легкостью составить конкуренцию породистым европейским авто в эстетическом плане.

Как и все предыдущие Z-машины, Z32 был доступен с двух- и четырехместным салоном. В 1993 году появилась версия с кузовом targa.

Первые автомобили в новом кузове оснащались атмосферным двигателем vG30De. Позже появилась версия с двумя турбинами и с показателем мощности 280 л.с. Несмотря на достаточно массивный кузов, оснащенная турбо-двигателем машина могла похвастать неслабой динамикой. Эта машина стала одной из самых популярных среди любителей тюнинга. Японская тюнинг-индустрия до сих пор производит запчасти для Z32. Потенциал двигателя позволяет при желании достичь отметки в 1000 л.с. и выше.

Так в 1991 г. две японские тюнинговые компании JUN и Blitz для участия в гонках на максимальную скорость на озере Бонневиль в США создали болид на базе Z32. Эта машина победила в классе E/BMS, показав корость 419,84 км/ч, и этот рекорд класса E/BMS не побит до сих пор. Производство Fairlady Z было прекращено в 1996 г.

Возвращение легенды

После прекращения выпуска Z32 Nissan не объявляла о наследнике титула Z. Компания испытывала финансовые трудности, и даже ходили слухи о ее скором банкротстве. Fairlady Z стала превращаться в забытую легенду...

Неожиданно Nissan решила провести интересную акцию. 10 дилеров в США были выбраны руководством компании как "Z-магазины", где стали продавать восстановленные автомобили Datsun 240z. Цена "нового-старого" Datsun 240z составляла 24 тысячи долларов. Реставрацией машин занималась мастерская Pierre`s Z Shop в Южной Калифорнии. Автомобили воссоздавались такими, какими они сходили с конвейера в начале 70-х годов. Отличием от оригинала были сцепление без асбестовых добавок и улучшенная система охлаждения. Первый такой автомобиль появился в продаже в апреле 1997 г. К сожалению, мощности мастерской Pierre`s Z Shop позволяли восстанавливать всего по одной машине в месяц, поэтому вскоре программа была свернута. Всего было выпущено 37 "новых-старых зеток", и каждая имеет собственную именную табличку.

В 1999 г. на международном автосалоне в Детройте Nissan представила 240Z Concept, который был создан по мотивам оригинального Datsun 240z всего за 12 недель. Под капотом размещался 4-цилиндровый двигатель KA24De мощностью 200 л.с. Машина произвела положительное впечатление на публику, и многие стали надеяться, что "леди Z" вернется.


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z 2008 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z Z33 2002 - 2008 гг.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z Z33 2002 - 2008 гг.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Nissan Fairlady Z Z33 2002 - 2008 гг.

практически все поколения "зеток" являются благодатным объектом для тюнинга


И надежды энтузиастов оправдались - в 2001 г. на том же автошоу в Детройте был представлен Z Concept, разработкой которого занимались одновременно японское, европейское и американское дизайнерские бюро Nissan. Спустя год в серию пошла реинкарнация оригинальной "прекрасной леди" - Nissan Fairlady Z Z33 (в США и европе - Nissan 350z). Авто комплектовали 6-цилиндровым V-образным двигателем vQ35De объемом 3,5 л и мощностью 287 л.с. В 2005 г. двигатель был модифицирован, и его мощность составляла 300 л.с.

Машина была доступна в нескольких комплектациях и только как двухместное купе. В 2004 г. появился Z33 в кузове кабриолет. Как и Z32, модель 350Z пришлась по вкусу тюнерам, благодаря чему машина добилась немалых успехов в любительском автоспорте, а особенно в дрэг-рейсинге и дрифтинге.

Версия Nismo появилась в 2005 г. Эта комплектация была создана в первую очередь для любителей автоспорта, поскольку на Z33 Nismo edition устанавливались гоночные диски от Rays и тормоза Brembo. В 2007 г. версию Nismo обновили: была добавлена выхлопная система от "придворного" тюнинг-ателье Nissan - Nissan Motorsports (Nismo), диски Rays размером 18 дюймов спереди и 19 дюймов сзади, агрессивный обвес и 4-поршневая тормозная система Brembo.

В начале 2008 г. на Nissan Z33 стали устанавливать новый двигатель VQ35HR с двойной впускной системой, развивавший мощность 306 л.с. В декабре 2008 года был представлен Nissan Fairlady Z Z34 (в Европе и США - Nissan 370z Z34). И хотя внешне автомобиль очень похож на своего предшественника, кузов все-таки подвергся некоторым изменениям. Прежде всего, это передняя и задняя оптика, форма капота и задняя часть кузова. Дизайнеры-разработчики этого автомобиля признались, что создавали кузов по образу оригинального S30. Действительно, задние четверть-панели очень напоминают самую первую Fairlady Z.

Под капотом нового автомобиля размещается новый 6-цилиндровый V-образный VQ37VHR мощностью 332 л.с. с рабочим объемом 3,7 л. Многолетняя история жизни "прекрасной леди" Z продолжается. С появлением этого автомобиля был создан абсолютно новый класс машин - доступный суперкар. За умеренную плату можно было получить изысканный автомобиль, имеющий кроме стиля и неслабые "мускулы" под капотом, которые не позволят опозориться перед владельцем машины с ценником в шесть, а то и больше, цифр. К тому же, мощная японская тюнинг-индустрия всегда поможет "стать сильнее", если вдруг вас обидел более серьезный конкурент.

Fairlady Z - это рок, преследующий поддавшегося соблазну прикоснуться к мечте, легенде, эйфории...





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra