Главная » Журналы » "Svet motoru" » Статьи » Лаурин и Клемент

Лаурин и Клемент


эмблема

"Лаурин и Клемент"
("Laurin & Klement")


Инженер И. Дворачек
Фото из архива автора
 
Впервые статья была опубликована
в семидесятых годах прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Необходимое предисловие переводчика

Господа Лаурин и Клемент для чехов все равно, что Роллс и Ройс для англичан. Это символ истории страны, этим гордятся постоянно. Безусловно, все, что связано с ними и их биографиями, много раз публиковалось, в том числе и на русском. Специалисты отлично об этом осведомлены. На мой взгляд в этих публикациях акцент сильно смещен в сторону автомобильного наследия героев. Ведь это все потом выросло в знаменитую Шкоду. А то, что начиналось все- таки с мотоциклов, незаслуженно замалчивается. Вот и хочется несколько восполнить этот пробел.




Город Млада Болеслав (Mlada Boleslav) в 90-х годах позапрошлого века был маленьким городком, где крупнее винокуренных и текстильных фабрик не было предприятий. Ничего не предвещало того, что через 20 лет этот городок станет родиной крупнейшего автомобильного завода Австро-Венгрии. Можно догадаться, что тогда уже существовал человек, который осуществит это превращение. Вацлав Клемент (Vaclav Klement) был младоболеславским энтузиастом велосипедного спорта и велосипеду он уделял гораздо больше внимания, чем своей книжной лавке. Его приятели-велосипедисты, все, как один, - пламенные патриоты - часто захаживали к нему поболтать, и не только об успехах Havlicka и Nerudu [знаменитые велогонщики тех лет - прим. переводчика], но и о цепях марки Simson, ацетиленовых фонарях и других запчастях для своих велосипедов. Их мнения сходились в одном: качество этих запчастей, да и самих велосипедов оставляет желать лучшего. Чтобы поддерживать в сносном состоянии своего железного коня, запчасти приходилось покупать в немыслимых количествах. В архивах сохранился донос на Вацлава Клемента, где он обвиняется в скупке запчастей, якобы для того, чтобы открыть подпольную торговлю запчастями. Однажды, окончательно замучившись ремонтировать свой велосипед, Клемент обратился с жалобой на некачественную продукцию в городок Устье над Эльбой (по-чешски Usti nad Labem) в велосипедную фирму "Сейдл и Нейман" ("Seidl a Neumann"). Естественно жалоба была написана по-чешски. На это владельцы, гордые немцы, ответили, что если клиент хочет чего-нибудь добиться, то пусть излагает свою просьбу на понятном языке, то есть на немецком [не забываем, что дело происходит в "тюрьме народов" Австро-Венгерской империи, где официальным языком был немецкий - прим. переводчика]. Глубоко оскорбленный таким ответом пламенный патриот Клемент сказал своим верным друзьям-велосипедистам: " Господа немцы наверное забыли, что Usti nad Labem находится на территории Чехии. Чешский язык они не понимают, но чешские деньги берут исправно! Хорошо, будем делать чешские велосипеды!" Эта фраза, брошенная в запальчивости, и стала поворотным моментом в истории патриархального городка Млада Болеслав. Клемент вместе с тырновским (г. Тырново) механиком Вацлавом Лаурином (Vaclav Laurin) построил в окрестностях Млада Болеслава небольшой заводик, на котором в 1895 году в скромных количествах начал выпускать дорожные велосипеды, названные "Славия" ("Slavia"). Качество продукции было отменное. Выпуск велосипедов потихоньку рос, и в 1898 году совладельцы построили заводик покрупнее, уже на месте нынешней автомобильной фирмы Шкода. На заводе в те годы трудилось 32 рабочих, которые производили велосипеды в широком ассортименте, в том числе и весьма полюбившиеся трехколесные модели. В этом же году Клемент посетил Париж, который в то время являлся законодателем мод в области технического прогресса, особенно в области самодвижущихся транспортных средств. Так сказать, поглядеть на самобеглые коляски вживую.



Тогда их по Парижу уже немало бегало. Клемента особенно заинтересовал снабженный моторчиком велосипед братьев Вернеров (Werner). В нем он увидел пути дальнейшего совершенствования велосипеда как транспорта и расширение производственной программы завода. Один образец "веломоторчика" Клемент привез в Младо Болеслав и подверг всесторонним испытаниям. Вацлав Лаурел, проводивший первые испытательные поездки на этом аппарате, сразу отметил массу недостатков этой конструкции. Основным конструктивным недостатком было то, что двигатель размещался над передним колесом. Ничем не защищенное пламя горелки, которое разогревало трубку накаливания [тогда обходились без свечей и электрооборудования, зажигание было калильным - прим. переводчика] задувало встречным ветром. Были случаи, когда бензобак, расположенный над двигателем [топливо поступало самотеком - прим. переводчика], воспламенялся и обжигал водителя. Не удовлетворяла и работа карбюратора, который размещался на раме и требовал постоянного внимания. Водитель, чтобы увеличить или уменьшить обороты, вынужден был какое-то время держать руль одной рукой, что приводило к многочисленным падениям. Все эти недостатки младоболеславские конструкторы последовательно устранили, попутно убедившись в том, что делать мотоцикл на базе велосипедной конструкции - путь ошибочный. За неполный год, который прошел с первой испытательной поездки французского веломоторчика (то есть в 1899 году), из ворот фирмы вышел мотоцикл собственной полностью оригинальной конструкции, не имеющей аналогов.



Одноцилиндровый четырехтактный мотор мощностью 1.3 kw (1.8 л.с.) был размещен внутри силовой рамы. Крутящий момент передавался на заднее колесо широким плоским ремнем. Органы управления двигателем размещались на руле. Мотор был оснащен электрическим зажиганием собственной конструкции вместо небезопасного зажигания калильной трубкой с его открытым пламенем горелки. Аппарат весил 55 кг и развивал скорость 35 км/ч при расходе топлива 3.5 литра на 100 км. О высоком техническом уровне младоболеславского мотоцикла свидетельствует то, что первые экспортные экземпляры ушли в Англию, а позднее экспорт пошел и за океан. В 1902 году фирма перестала называть свою продукцию "Славия" а стала выпускать ее под маркой "Laurin & Klement". В 1904 году фирма продала лицензию на выпуск своих мотоциклов в Германию, а позднее и во Францию. В то время в Младо Болеславе выпускали мотоциклы, оснащенные четырехтактными одноцилиндровыми двигателями водяного охлаждения (Фото 1), V-образными двухцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения и четырехцилиндровыми моторами, одними из первых в Европе! (Фото 2 и 3). Высокое качество мотоциклов "Laurin & Klement" принесли и первые спортивные успехи, которые в полной мере проявили себя в 1905 году, когда Вацлав Вондржих (Vaclav Vondrich) на "Laurin & Klement" победил на овальном треке во Франции сильнейших европейских конкурентов. Мотоциклы в Млада Болеславе выпускали до 1912 года, после чего полностью посвятили себя выпуску автомобилей, который в принципе уже начался в 1905 году.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra