Крылья аистов



 

Крылья аистов


АИСТЫ ПРИНЕСЛИ МИРОВУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ УНИКАЛЬНЫМ АВТОМОБИЛЯМ И САМОЛЕТАМ. ТАК ВОЛЕЮ СУДЬБЫ ДВА АИСТА НАВСЕГДА СВЯЗАЛИ ИМЕНА ИСПАНЦА, ФРАНЦУЗА И КОРСИКАНЦА


ИВАН ЖУКОВ


Судьба не очень благоволила к Марку Беркигту. К 1899 году, когда он попал в компанию Compania General Espaniola De Coches, занимавшуюся выпуском грузовиков и автобусов на электроприводе, он перепробовал несколько профессий, но найти себя никак не мог. В компании ему поручили разработку шасси для автобусов, но уже год спустя Марк пробует свои силы в автомобилестроении, причем не у себя на родине, а в Бельгии. И снова неудача: ему не удалось найти надежный источник финансирования, и вскоре после свадьбы он вместе с женой переезжает в Швейцарию. Проходит еще долгих четыре года, прежде чем 14 июня 1904 г. Марк Беркигт регистрирует компанию Hispano Suiza. Год спустя автомобили новой марки впервые выставляются на Парижском салоне, а в 1909 г. участвуют в гонках, где уверенно побеждают.
К Марку Беркигту приходит слава, растет количество заказов на дорогие и надежные автомобили. Но без эффектной эмблемы нет легенды, а без легенды неизбежны трудности со сбытом. Название компании расшифровывается просто: Испания - Швейцария, в нем сливаются тоска по родине, не признавшей талантливого конструктора, и признательность к родине новой. Но все же ностальгические нотки побеждают, и они находят воплощение в виде птицы - символа странников. Пробки радиаторов автомобилей Hispano Suiza украшает летящий аист. Как известно, птица, приносящая счастье. Популярность автомобилей растет, поклонником марки становится король Испании Альфонсо XIII, выигравший на одной из машин гонку 1912 г.
Вдохновленный успехом своих автомобилей, высочайшим покровительством и укрепившимся финансовым благополучием, Беркигт принимается за новое дело. Он проектирует и строит один из лучших авиационных моторов - 15-сильный 8-цилиндровый двигатель с алюминиевым блоком. Их устанавливают на лучший французский истребитель SPAD.
И здесь начинается история еще одного аиста, ставшего украшением автомобилей совсем другой фирмы, да еще автомобилей невиданной по тем временам конструкции. Однако по порядку. Истребителями SPAD комплектуется элитная эскадрилья под командованием легендарного Гениме - лучшего военного летчика Первой мировой войны. На фюзеляжах самолетов изображен летящий аист - в знак признательности конструктору Марку Беркигту за лучший двигатель. В состав этой эскадрильи входит военный летчик Поль-Альбер Буччиали. Впрочем, вокруг его фамилии, как и вокруг его автомобилей, страсти не утихают по сей день. Труднопереводимую корсиканскую фамилию произносят и как Бюччиали, и как Букциали, и как Бьюссиали. Жизнь этого человека - сама по себе легенда. Сын выдающегося органного мастера, он с детства влюбился в авиацию. Подростком помогал Луи Блерио готовить перелет через Ла-Манш. На заработанные деньги окончил школу высшего пилотажа под Парижем и получил удостоверение мастера высшего пилотажа № 2. Когда началась Первая мировая война, он на деньги, заработанные демонстрационными полетами, покупает личный SPAD и вступает с ним в эскадрилью Гениме, становясь его ведомым. Незадолго до окончания войны любимый командир погибает в бою на глазах Поля-Альбера. Он не в силах перенести потерю боевого товарища и сразу после окончания войны уходит из авиации. А вскоре в автомобильных гонках начинают принимать участие автомобили новой марки Вис.
К концу двадцатых годов фирма Bucciali, основавшаяся в парижском пригороде Сюрбувуа, начинает выпуск роскошных автомобилей, вобравших в себя все новинки автомобилестроения Золотого века. Переднеприводные автомобили оснащаются 6-, 8-, а затем 12-цилиндровыми двигателями с автоматической коробкой передач конструкции Де Лаво с поперечным расположением перед двигателем. 20-дюймовые колеса изготавливаются из алюминиевого сплава, задняя подвеска на пневмоподушках, раздельное управление правым и левым колесом и многое другое отличали машины от всего виденного до сих пор. Дело оставалось за малым -автомобили не имели эмблемы. И тогда Поль-Альбер украшает боковины капота изображением аиста. Но это не та птица с гордо поднятыми крыльями, которая украшала самолеты эскадрильи Гениме. Бук, как называли его друзья, изображает аиста со сложенными крыльями, как бы прервавшего полет. Этой эмблемой он украшает и капот самого большого из когда-либо строившихся переднеприводных автомобилей, автомобиля-легенды TAV 16, последнего в истории компании Bucciali, увидевшего свет в 1933 г.
Аист Hispano Suiza ненадолго пережил своего соплеменника, марка продержалась до 1936 г. Впрочем, в семидесятых годах выпускались станки для часовой промышленности марки Hispano Suiza, но в автомобильный мир она так и не вернулась.
А Бук сохранил верность командиру до конца своих дней - его рабочий кабинет в особняке на окраине Парижа был отделан тем же шпоном, который использовали при строительстве истребителей SPAD.

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra