Козырная семерка...




 



Козырная семерка:
четвертый десяток молодости


Седьмая серия BMW - без преувеличения объект поклонения не одного поколения автолюбителей. Серия культовых автомобилей дала своим обладателям возможность позиционировать себя, как неординарные личности, не терпящие компромиссов и вторых ролей. "Семерка" получила признание и массу приверженцев сразу после своего появления, и ничего не поменялось за 30 лет. Только машина стала еще более совершенной:

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Первое поколение 7 серии (Е23)

Звездные семидесятые: Ярко накрашенные и по моде сильно похудевшие женщины, пышные прически, красочная одежда и всеобщая эйфория под музыку "диско". И в этом празднике жизни появляется еще одна составляющая - на автошоу в Германии в 1977 году компания BMW презентует представительский седан, о котором журналисты говорили "Машина будущего - сегодня".

Дизайн "семерки" был выполнен в едином стиле с предшествующими автомобилями 3 серии (кузов Е21), 5-й серии (Е12) и появившимся годом раньше купе 6-й серии (Е24) и ярко дополнил "акулье" семейство. Несмотря на увеличенные по сравнению с предыдущими моделями габариты новый автомобиль (кузов Е23) обладал типичной для BMW динамикой. Новая серия сочетала в себе представительный внешний вид с большим количеством технических инноваций, ведь на проработку деталей автомобиля в BMW потратили несколько лет.

Седьмая серия пополнялась новым поколением четырежды, всякий раз представая и в принципиально новом кузове и со значительными техническими усовершенствованиями.

Первое поколение автомобилей седьмой серии в кузове Е23 выпускалось с 1977 по 1986 г., второе, в кузове Е32 - с 1986 по 1994 г., третье (Е38) - с 1994 по 2001 г., четвертое (Е65 и удлиненная версия Е66) - с 2001 по 2008 г., и актуальное на сегодняшний день пятое поколение (F01) появилось в 2008 году. Каждую серию на протяжении периода выпуска постоянно дорабатывали, либо с целью исцеления от "детских болезней", либо усовершенствуя и так комфортный во всех отношениях автомобиль.

Е23: СТАРШАЯ АКУЛА

Солидный седан седьмой серии был встречен с восторгом, а продажи, начавшиеся вскоре после представления новинки, сразу превзошли ожидания производителя. Председатель правления компании, Эберхард фон Кюнхайм, в июле 1977 года заявил на внутреннем собрании о том, что число заказов на автомобили новой серии настолько велико, что завод в Дингольфинге едва успевает их выполнять. Практически сразу началась поставка готовых к сборке автомобильных комплектов на завод в Южной Африке. Вместе с тем и иные модели автомобилей и мотоциклов BMW стали продаваться лучше. Чтобы справиться с огромным спросом персонал предприятия работал в дополнительные смены. Всего до конца этого года было изготовлено около 20 тысяч автомобилей BMW 7 серии. За первый же год выпуска данное число достигло уровня 35745 автомобилей, и оставалось на отметке 35 тысяч в течение последующих двух лет производства.

В декабре стартовало производство американской версии модели 733i, а также весьма рано появились версии для стран с левосторонним движением.

Клиентам предлагались на выбор три варианта "семерок" - с двигателем 2,8 л мощностью 170 л.с., 3,0 л и 184 л.с., 3,2 литра и 197 л.с. Топовая модель 733i, кроме прочих "наворотов", сразу получила систему впрыска бензина Bosch L-Jetronic, а спустя два года эта система приготовления рабочей смеси стала элементом стандартной комплектации всех "семерок". Базовые цены составляли 29300 немецких марок за BMW 728 и 33600 немецких марок за модель 730. Желающим приобрести версию 733i необходимо было потратить еще 5000 немецких марок.

Серийная комплектация модели BMW 728 включала в себя рулевое управление с сервоприводом, двухконтурную тормозную систему с диагональным распределением, вентилируемые тормозные диски спереди, новый гидравлический усилитель тормозного привода, многослойное лобовое стекло, регулировку рулевой колонки и сидений, а также наружное зеркало заднего вида с электрорегулировками.

Кстати, первые партии автомобилей выпускались лишь с одним боковым зеркалом. C 1978 года на автомобили седьмой серии устанавливали антиблокировочную систему. В качестве дополнительных опций предлагались противоугонная система, обогреваемые дверные замки, обогрев сидений, бортовой компьютер, круиз-контроль, солнцезащитные шторки для заднего стекла и климат-контроль. Для деловых людей, которые много времени проводят в автомобиле, предлагалась установка телефона.

Все модели, начиная с BMW 730, оснащались системой самодиагностики Check-Control, которая контролировала уровень моторного масла, тормозной, охлаждающей и омывающей жидкостей, функциональность стоп-сигналов и фонарей заднего хода, а также степень износа тормозных колодок. Модель 733i комплектовалась бесконтактным электронным зажиганием, центральным замком, теплозащитным остеклением и кожаным рулевым колесом. Кроме того, для данной модели предлагался огромный список опций, которые позволяли оборудовать BMW 7 серии в соответствии со своими личными пожеланиями: автоматическая коробка передач, люк, система очистки фар, система кондиционирования, электрические стеклоподъемники, окраска в цвета с эффектом "металлик", кожаная отделка и раздельные задние сиденья с электрическими регулировками. Список опций дополняло спортивное оборудование, к примеру, блокируемый дифференциал, легкосплавные диски и спортивное рулевое колесо с кожаной отделкой.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
рестайлинговая модель BMW 745i (E23)

С конца августа 1979 года в связи с изменением типа двигателей на всех модификациях седьмой серии модель BMW 728i сменила предшественницу 728, а модель 733i была переименована в 732i. В то время как рабочий объем и мощность остались на прежнем уровне, двигатели получили новую и впервые серийно устанавливаемую электронную систему управления. Новинкой стал BMW 735i с известным по модели 635CSi 3,5-литровым двигателем мощностью 218 л.с.

В начале лета 1980 года на рынке появилась новая топовая модель 7 серии, BMW 745i, которая оснащалась двигателем мощностью 252 л.с. с системой турбонаддува и серийной 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Обозначение было выбрано на основании используемой в автоспорте формулы для автомобилей с турбодвигателями - рабочий объем двигателя 3210 см3, умноженный на коэффициент 1,4, приравнял значение объема турбированного агрегата к 4,5 л. Рядный шестицилиндровый, как и все в этом поколении модели, двигатель с системой турбонаддува обеспечивал автомобилю отличные динамические качества. Позже, когда двигатель был замен на 3,5 л, эта модель логически должна была бы получить название BMW 748i, но обозначение модели осталось прежним.



BMW E32, появившийся на территории бывшего СССР в период так называемого "первичного накопления капитала", пришелся по душе предпринимателям: комфортный современный автомобиль со спортивным характером укреплял их имидж


Специально для государственных учреждений, имеющих ограничение по рабочему объему до 2,5 л, за рамками официальных продаж с 1981 года предлагалась модель BMW 725i с позаимствованным у BMW 525i двигателем мощностью 150 л.с. Всего было выпущено 911 экземпляров этой специальной модификации. С того же года предлагалась бронированная версия 7 серии.

В 1982 году был модифицирован салон. Дизайн торпедо и приборной доски был позаимствован у только что появившегося кузова E28 5-й серии. Но самые большие изменения в E23 были внесены в 1983 году в результате рестайлинга модели. Изменения в дизайне снизили коэффициент лобового сопротивления на 13% (с 0,44 до 0,383), что в совокупности с облегчением машины в целом позволило снизить уровень потребления топлива на 15-20 %.

Что касается дизайна, то типичные для BMW "ноздри" стали менее выпуклыми, размеры воздухозаборника в решетке радиатора были уменьшены, изменились задние фонари. Изменению подверглась и панель кузова под бампером. Новинкой, доступной для BMW 735i и 745i, стал пакет отделки кожей Executive, который можно было приобрести за дополнительную плату в 3390 немецких марок. Для BMW 7 серии 1984 модельного года предлагалась управляемая с помощью электрогидравлического привода 4-ступенчатая автоматическая коробка передач с тремя программами управления режимом движения. Осенью следующего года модельный ряд BMW 7 серии пополнился еще двумя роскошными моделями: BMW 735i Highline и 745i Highline.

Практически незаметно для европейской общественности в начале 1984 года появилась специальная версия модели 745i с известным по BMW M1 атмосферным двигателем M88/3 с 4 клапанами на цилиндр. Модель комплектовалась легкосплавными дисками BBS и зарекомендовавшими себя шинами Pirelli P7. Данную модель можно было также распознать по ступичным крышкам на дисках с символикой BMW Motorsport, а в интерьере - по символике "M". Характерные полосы подразделения Motorsport на тахометре намекали на особенный силовой агрегат под капотом. Имея максимальную скорость 241 км/ч, собранный на заводе в Северной Африке BMW 745i был лишь незначительно медленнее модели BMW M5, которая весила почти на 300 кг меньше. До мая 1986 года было произведено только 192 экземпляра этой модели.

Для рынков с высокими налогами с литража/мощности (Бельгия) предлагалась модель 725i, а в США предлагался особый вариант BMW 7 серии - L7 (буква L означала "Luxury"), имеющий максимальную комплектацию.

До окончания в июне 1986 года производства первого поколения модели BMW 7 серии было выпущено 285029 автомобилей. Наибольшей популярностью пользовалась модель 728i (70360 шт.), следом за ней шла модель 735i, выпущенная в количестве 60818 автомобилей.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ. Е32: "НОВЫЙ РУССКИЙ"

Второе поколение 7-й серии во время его выхода на рынок в 1986 году было встречено почти с эйфорией. Ненавязчивая благородность, объединенная со спортивной элегантностью, привела критиков в такое же восхищение, что и высокий технический уровень оснащения. Новая 7-я серия стала воплощением классических ценностей BMW - техника, мощность и динамичность. Двигатель, коробка передач и ходовая часть были усовершенствованы, за работой двигателя и системами обеспечения безопасности следила электроника.



Е38, сыгравший фактически главную роль в российском фильме "Бумер" (2002 г.), теперь воспринимается многими исключительно как бандитский автомобиль. Вместе с тем эта же модель удостоилась звания автомобиля Джеймса Бонда (Пирс Броснан) в фильме "Завтра не умрет никогда"


Если первые "семерки" были исключительно шестицилиндровыми, то в 1987 году флагманская модель второго поколения, 750i, комплектовалась 12-цилиндровым двигателем. Алюминиевый двигатель с рабочим объемом пять литров, мощностью 300 л.с. и крутящим моментом 450 Нм имел для каждого ряда цилиндров отдельные системы впрыска, зажигания и нейтрализации отработанных газов.

В 1992 году с появлением 8-цилиндровых двигателей с рабочим объемом три литра/218 л.с. (730i) и четыре литра/286 л.с. (740i) был закрыт разрыв между 6-цилиндровыми и самыми крупными силовыми агрегатами. Оба V-образных 8-цилиндровых двигателя могли развивать скорость до 250 км/ч, отличались плавностью в работе, однако оказались довольно "прожорливыми" в условиях городского движения. Осенью того же года впервые была представлена удлиненная на 11 см версия модели (L).

Автомобили второго поколения, выпущенные в 1993 г. и позже, имели некоторые изменения, сходу отличить их от ранних выпусков можно по форме переднего бампера.

За восемь лет производства в пользу "семерки" Е32 сделали выбор около 310 тысяч покупателей.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ. Е38: "БУМЕР"

В 1994 году третий этап эволюции "семерки" по-новому определил ее как удобный автомобиль высшего класса. Его линии стали более элегантными, а новые технологии обеспечивали более высокую активную и пассивную безопасность. Модели 730i, 740i и 750i, каждая из которых также предлагалась в длиннобазной версии, стали эталоном в области комфорта.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Последний выпущенный автомобиль Е38 — 740i, 2001 г.

Что касается оснащения автомобиля, то там было много нового. Самым ярким элементом была первая европейская навигационная система, цветной монитор которой одновременно использовался при управлении другими функциями.

С осени 1995 года новая шестицилиндровая модель дополнила гамму автомобилей 7-й серии третьего поколения. Это была 728i с алюминиевым рядным двигателем и двойной системой VANOS. Год спустя, в результате модернизации 8-цилиндровых двигателей, обновилась модель 740i, а на смену 730i пришла новая 735i. Вместе с пятиступенчатой АКП все "семерки" получили также функцию Tiptronic, которая позволяла выполнять переключения в ручном режиме.

В 1996 году компания BMW представила дизельную модель 7 серии. Турбированный шестицилиндровый двигатель модели 725tds развивал мощность 105 кВт/143 л.с., максимальная скорость составляла 206 км/ч, а расход топлива составлял 7,5 л/100 км.

В 1998 г. начался выпуск рестайлинговой модели, которая внешне немного отличалась от предшественницы. Самое заметное отличие рестайлинговых версий - волнообразная вместо ровной накладка под передней оптикой. В этом же году появилась 730d с новым рядным шестицилиндровым двигателем. Созданный с использованием прогрессивных технологий - непосредственный впрыск Common Rail, турбонагнетатель с регулируемой геометрией турбины, использование четырех клапанов на цилиндр - он развивал мощность 135 кВт/184 л.с. с крутящим моментом 410 Нм, а также оптимально сочетал расход топлива 8,7 л/100 км и максимальную скорость 220 км/ч.

В 1999 году предлагалась уже модель 740d с двигателем мощностью 180 кВт/245 л.с., у которой расход топлива был 9,8 л, а максимальная скорость составляла 242 км/ч. Этот седан с дизельным V-образным 8-цилиндровым двигателем, оснащенным Common Rail, позволил 7-й серии BMW занять достойное место в мире дизелей.

Выпуск моделей третьего поколения 7 серии продолжался до июля 2001 года, и за весь период производства было выпущено около 330 тысяч автомобилей.

Е38 и сегодня популярна среди автолюбителей. По мнению некоторых приверженцев этой модели, ее главным недостатком является то, что после нее невозможно заставить себя ездить на автомобилях других марок. А если серьезно, то многолитровые двигатели этой модели весьма прожорливые, и существуют сложности с их капремонтом. Немалая стоимость запчастей этой модели и ее обслуживания вынуждают желающих ездить на культовом автомобиле сделать выбор в пользу более ранней модели Е32 или присмотреться к авто 5 серии Е39.

ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ. Е65/Е66: СМЕНА ИМИДЖА

Впервые автомобиль четвертого поколения, BMW 745i, представили на автошоу во Франкфурте в 2001 году. Изумлению окружающих не было предела, эмоции зашкаливали. Причем как "в плюс", так и "в минус". В новом кузове традиционно спортивная "семерка" стала выглядеть иначе, словно сменив дорогой спортивный костюм на деловой. Изменение внешности не повлекло за собой потерю спортивности в поведении автомобиля на дороге. Для начала обратимся к 4,4 литровому бензиновому двигателю V8, обладающему мощностью 333 л.с., который, ко всему прочему, экономичнее предшественников на 10%. Он реально экономный! Это стало возможным благодаря системе, которую производители называют Valvetronic. Секрет этой системы состоит в распредвале, который открывает и закрывает клапаны с такой точностью и быстротой, которые не по силам традиционной дроссельной системе. Педаль газа точно контролирует подачу горючей смеси. Пуск двигателя в этом автомобиле происходит по-новому (а, возможно, это "хорошо забытое старое"): вместо проворачивания ключа в замке зажигания нужно нажать на кнопку рядом с рулевой колонкой, чтобы стартер начал крутить двигатель.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Четвертое поколение 7 серии (Е65)

BMW 745i снабжали 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, рычаг которой располагался за рулем. Это был не стандартный автомат, а Steptronic, который сделал переключение передач очень удобным.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
рестайлинговая модель BMW 760Li (E66)

Электроника, с помощью которой производится управление приводом "семерки", обеспечивает водителю дополнительные преимущества в части комфорта. Надо отметить, что электроники в этой модели стало очень много, а, как известно, этот фактор, наряду с комфортным вождением, приносит и неприятности в виде сбоев в работе различных систем. Привычными для водителя такого авто могут стать загорающиеся время от времени и сами по себе гаснущие тревожные индикаторы. Вне всяких сомнений, "семерка" любого поколения требует качественного сервисного обслуживания, а эта модель - и подавно.

Салон тогдашней новинки, разумеется, должен был впечатлять, и он впечатлял. Натуральные высококачественные материалы, удобное расположение приборов и элементов управления, а также инновации всегда были обязательным атрибутом каждой новой модели BMW. Однако в исполнении отделка серийного авто могла удивить недоработками в виде щелей между деревянными и пластиковыми элементами на торпедо, что не совсем уместно для довольно дорогой машины представительского класса. Истинные фанаты марки не замечают этих недостатков, ведь преимущества на дороге, которые дает автомобиль BMW 7 серии, перекрывают их с лихвой.

В этом поколении BMW применила новую концепцию iDrive, одним из компонентов которой является контрольный центр, состоящий из контроллера и контрольного дисплея. Контроллер - это ручка-джойстик на передней панели подлокотника между сиденьями водителя и пассажира справа, которой удобно управлять, положив руку на подлокотник. Водитель или передний пассажир, смещая эту ручку в сторону, вращая или нажимая ее, могут выбирать нужные функции, которые одновременно отображаются на контрольном дисплее. Эта идея - собрать несколько сотен функций в одном переключателе - гениальна, но требует длительного изучения пользователем. Многие владельцы за несколько лет смогли "методом тыка" научиться регулировать этим джойстиком лишь температуру воздуха в салоне и переключать настройки аудиосистемы. А напрасно - хорошо продуманная система позволяет значительно повысить уровень комфортности автомобиля и выполнить индивидуальные настройки, сделать заранее которые для каждого водителя не под силу даже самому гениальному инженеру.

Ходовые качества автомобиля позволяют почувствовать движение прогресса. Этот седан стал комфортабельнее предшествующих моделей, колесная база стала больше, а колея - шире.

Автомобиль, имевший четыре основных модификации с различными индексами кузовов, выпускали исключительно в кузове седан. Самая распространенная - классическая "семерка" Е65, она же, но с удлиненным на 140 мм кузовом и с приставкой L (long) на багажнике - Е66. Кроме того, выпускались и более редкие варианты - Е67 с заводским бронированием класса В6/В7, а также уникальная, но так и не пошедшая в серию Е68, способная работать как на бензине, так и на водороде.

До рестайлинга в 2005 г. 160 тысяч автомобилей четвертого поколения 7 серии обрели своих владельцев по всему миру.

В 2003 году, самом успешном по продажам для этой "семерки", было продано 57899 автомобилей. В Германии в 2004 году 7-я серия стала лидером продаж в сегменте седанов класса "люкс". Более 50 процентов продаж приходится на BMW 745i с двигателем V8.

Гамма двигателей включает четыре бензиновых мотора - от 258 л.с. (730-й) до 445 л.с. (760-й) и два турбодизельных Сommon Rail - 231 л.с. (730-й) и 330 л.с. (745-й).

В этом поколении предлагались модели: 730i, 735 i/Li, 745i/Li, 740d, 730d, а с 2003 г. и 760i. Длиннобазные версии составляют более половины всех проданных автомобилей.

С 2005 года начался выпуск обновленной модели. Рестайлинговая "семерка" имеет определенные отличия от предшествующей: изменился профиль кузова, формы "ноздрей", передних фар, задних фонарей и переднего и заднего фартуков. Для этой модели стали предлагать 12 цветов на выбор, увеличив их количество на 4 новых цвета. В салоне стали применять новые оттенки и материалы. Форма контроллера, главного помощника водителя, поменялась, а сверху у него появилась кожаная накладка - как говорят производители, для полноты приятных тактильных ощущений.

Индексы моделей подросли - новая модель 740i сменила 735i, а 750i пришла на смену 745i. Дизельную 740d заменила новая 745d.

Постоянно совершенствуя свои автомобили, компания BMW разрабатывает многочисленные инновации. Так, в конце 2006 г. концерн BMW представил первый серийный автомобиль с водородным приводом - BMW Hydrogen 7. Эта разработка имеет начало еще с 80-х годов прошлого века, когда в компании осознали, что водород не наносит вреда окружающей среде и в долгосрочной перспективе может практически без каких-либо ограничений использоваться в качестве вторичного источника энергии. После представления новинки "правильная" пара Брэд Питт и Анджелина Джоли поспешили приобрести себе экологичный и престижный BMW Hydrogen 7.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ. F01: "НОВАЯ СЕМЕРКА"

Появившуюся в далеком 2001 г. модель с кузовом Е65 очень долго называли "новой семеркой". Теперь этот статус по праву принадлежит другой модели - в 2008 г. начало отсчет жизненного цикла пятое поколение BMW 7-й серии.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW F01

Седан класса люкс предлагается и в удлиненных кузовах - это версии BMW 750Li и BMW 740Li с увеличенной на 140 мм колесной базой и подчеркнутым комфортом в задней части салона. Новое поколение модели 7 серии выводится на рынок с тремя вариантами двигателя: BMW 750i, BMW 740i и BMW 730d. Силовые агрегаты новой "семерки" полностью обновлены: бензиновый двигатель V8 с двойным турбонаддувом и непосредственным впрыском бензина (High Precision Injection) для топ-модели (300 кВт/407 л.с.); оптимизированный по мощности рядный 6-цилиндровый двигатель с двойным турбонаддувом и High Precision Injection (240 кВт/326 л.с.); разработанный заново рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и системой впрыска Common Rail третьего поколения (180 кВт/245 л.с.). Все варианты двигателей имеют оптимальные показатели расхода топлива и токсичности. Для всех вариантов двигателей предполагается 6-ступенчатая автоматическая коробка передач с оптимизированной динамикой переключения.

Кузов модели выполнен с широким использованием облегченных конструкций: в несущих структурах кузова применены многофазные стали и стали, обработанные горячим способом под давлением. Крыша, двери, капот и крылья - алюминиевые, кронштейны передних пружин изготовлены методом алюминиевого литья под давлением, задний редуктор - с алюминиевым картером, а все двигатели с алюминиевыми блоками цилиндров.

Ходовая часть разрабатывалась заново с целью оптимизации динамики: теперь седан BMW с передней подвеской на двойных поперечных рычагах, эксклюзивной задней интегральной пятирычажной подвеской, и обе подвески изготовлены с широким применением алюминия. В стандартной комплектации модели 750Li и 740Li имеют пневматическую заднюю подвеску.

Извечный вопрос - как компании BMW удалось сформировать тот стереотип, который распространяется на всех владельцев ее автомобилей? Почему нельзя спутать человека, который ездит на BMW с приверженцем, например, Mercedes? Это принципиально разные люди, никто из них не лучше или хуже, они - другие. И если на любом автомобиле Mercedes хочется просто ехать, приятно покачиваясь, словно на корабле, то любая BMW, а особенно с мощным мотором, провоцирует на агрессивную езду. И хотя администрация украинского клуба BMW всячески призывает одноклубников сдерживать порывы показать свои возможности в уличном трафике, нет-нет да пролетит в потоке машин стрела с красивым бело-синим логотипом.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra