Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 2 » Конь в кожпальто для русского шофера

Конь в кожпальто для русского шофера



илл.

Конь в кожпальто для русского шофера


Василий Тарасов

Редкая публикация в нашей стране, так или иначе касающаяся ленд-лиза, обходится без упоминания о роскошных коричневых плащах-пальто из добротной кожи, поставлявшихся в СССР с каждым американским автомобилем и танком и предназначавшихся для водителя.

Ходили даже слухи, что сырьем для пальто служила дельфинья кожа, и, несмотря на совершеннейшую абсурдность этого предположения, многие до сих пор уверены, что так оно и было.

Особенно любят гг. авторы рассказывать о том, как была удивлена и даже шокирована американская правительственная делегация, когда встречать ее пришла... большая группа "шоферов", все как один облаченных в новенькие кожпальто!

Вот ведь, сетуют гг. авторы, так у нас всегда: пальто предназначено солдату на фронт, ан нет - щеголяет в них начальство в тылу.

И тут же этому вопиющему безобразию находится объяснение: кожпальто, оказывается... разворовывались еще в порту, а затем правдами и неправдами попадали на начальствующие плечи. Что и говорить, история эта кочует из издания в издание, став своего рода "классикой жанра", и на вопрос "а откуда ты это взял?" обычно следует недоуменное "да кто ж этого не знает?". Однако мы позволим себе усомниться.

Тень, где твое место?


Нет-нет, мы отнюдь не отрицаем самого факта существования ленд-лизовских кожпальто. Тем паче, что даже сегодня еще можно встретить чудака в облачении полувековой давности. И это же, кстати, свидетельствует о добротности американской работы, в чем у нас также сомнений нет никаких. Но вот что касается пальто для шофера... Тут, что называется, давайте разбираться.

Перво-наперво заглянем в паковочный лист джипа "Виллис", которые, как известно, морем шли в основном в заводских ящиках, а затем собирались на сборочных предприятиях. Так вот: на четырех листах убористого текста- ни единого намека на комплектацию "Виллиса" кожаным пальто для шофера вы не найдете. Там упомянуты мельчайшие гайки, подробно рассказано, что находится в "перчаточном ящике" ("бардачке", по-нашему), перечислены все шайбы, винты, шплинты, инструмент, лампы, принадлежности и т.д., и т.п. Но о пальто - ни слова. А это, что ни говори, деталь довольно заметная. И чтобы въедливые американцы упомянули "колпачок золотника шины, GPW-1720, 5 шт." размером с ноготь мизинца и ничего не сказали о кожпальто? Позвольте не поверить.Паковочный лист полноприводного американского грузовика Stude-baker US-6 также о кожпальто умалчивает.

Более того. Наш американский коллега, главный редактор и по совместительству владелец журнала "Militaria International" ("Международное военное дело") Томас Берндт, к которому мы обратились с просьбой предоставить нам копию паковочного листа "Студебекера" на английском языке, был очень удивлен вопросом о кожпальто и сообщил, что, насколько ему известно, ни один из американских армейских автомобилей времен Второй мировой войны никогда не комплектовался пальто для шофера, по крайней мере это касается автомобилей, остававшихся в США. Возможно, комплектация машин, предназначавшихся для поставок по ленд-лизу, чем-то отличалась, однако лично Томасу это представляется весьма и весьма маловероятным, если учесть высокий уровень стандартизации, принятый в Америке для поставок по правительственному заказу. По крайней мере он никогда не слышал ни о чем подобном ни в Соединенных Штатах, ни в других странах, где ему по долгу службы приходится бывать на всевозможных фестивалях, слетах и шоу любителей техники времен Второй мировой войны. Более того, он любезно согласился прислать нам официальное письмо в подтверждение своих слов, текст которого мы публикуем отдельно.

4 марта 2001 г. г. Василию Тарасову, "адрес" Москва, Россия.
Тема: Кожаные плащи-пальто и ленд-лизовские грузовики ["Студебекер"] US6
Уважаемый г. Тарасов!
Спасибо за вопрос по поводу штатного комплектования ленд-лизовских грузовиков "Студебекер" US6, передаваемых России во Второй мировой войне.
Я коллекционер, автор, издатель и историк транспортных средств Второй мировой войны. Я потратил на изучение этих вопросов 28 лет.
В 1992 году был впервые издан составленный мною каталог цен на реставрированные военные автомобили в США для любителей данного хобби. На исследование вопроса и написание книги у меня ушло 20 месяцев.
На сегодняшний день я продал автомобилей Второй мировой войны всех типов, от велосипедов до танков "Шерман", включая все, что между этим, на сумму более чем 2000000 долларов.
За этот период времени я также собрал весьма значительную коллекцию - в несколько тысяч подлинных и репринтных книг-руководств по данным машинам. У меня также имеется доступ к другим крупным частным коллекциям подобной литературы.
Согласно Вашему пожеланию я исследовал вопрос о том, являются ли "кожаные плащи-пальто" стандартной штатной принадлежностью ленд-лизовских грузовиков.
Я не обнаружил совершенно никаких признаков комплектации такими пальто указанных грузовиков ни в подлинных "Руководствах...", ни где-либо еще. Также не обнаружили этого ни мои наиболее надежные источники информации, ни друзья-коллекционеры, ни дилеры [торгующие подобной техникой].
У меня имеется особенно любопытное "Руководство" по сборке грузовиков US6 из доставочных комплект-ящиков после доставки морем. В нем также нет признаков комплектации данных грузовиков плащами-пальто.
Еще раз спасибо; если я смогу оказать помощь в будущем, пожалуйста, обращайтесь.
Искренне Ваш Томас О. БЕРНДТ, издатель, "Виктори ВВ2 Паблишинг, лтд.", журнал "Милитариа Интернейшнл", компания "Берндт Экуипмент Сэйлз, инк.", http://www. militariaintlmagazine. com


Вот так. Главный редактор журнала, распространяемого по всему миру, автор знаменитого в Америке "Стандартного каталога военных автомобилей США 1940-1965", человек, вращающийся в сфере военной истории не первый год, ничего не слышал об "американских кожпальто для русского шофера".

А вот и другой свидетель - Питер Хансперс, Историческое общество военной техники, Швеция. Ему также ничего не известно о кожпальто. "Впервые слышу об обмундировании, поставлявшемся с какими-либо транспортными средствами США, - пишет Питер. - В обмундировании американской армии в то время кожа применялась не часто. Практически все было либо из хлопка, шерсти, резины, либо из искусственных материалов. Насколько я знаю, ВВС США (Военно-воздушные силы) были единственными частями, где носили кожу, и то - только летный состав". (Письмо П. Хансперса мы также публикуем целиком.)

Здравствуйте!
Впервые слышу об обмундировании, поставлявшемся с какими-либо транспортными средствами США.
В обмундировании американской армии в то время кожа применялась не часто. Практически все было либо из хлопка, шерсти, резины, либо из искусственных материалов. Единственные американские плащи-пальто, о которых я когда-либо слышал, были либо резиновые, либо из искусственной кожи, в том числе времен Второй мировой войны. Насколько я знаю, ВВС США (Военно-воздушные силы) были единственными частями, где носили кожу, и то : - только летный состав.
Вообще-то США производили значительные объемы обмундирования для СССР по его заказам. Я не специалист по униформе, поэтому не могу сказать, какое именно обмундирование и в каких объемах производилось, но не похоже, чтобы среди прочего были американские кожаные пальто.
Несмотря на то, что СССР, возможно, специально заказывал кожаные пальто собственного покроя для поставки вмести с джипами и изготовлявшиеся в США, это не очень-то вероятно.
Разумеется, СССР мог производить собственные плащи-пальто и комплектовать ими ленд-лизовские автомобили, но это представляется еще более невероятным. Я определенно думаю, что это просто миф, хотя он мне нравится!
С уважением Питер ХАНСПЕРС,Историческое общество военной техники, Швеция http://www.autosite.se/MFHF


Конечно, было бы чересчур скоропалительным делать какие-либо категоричные выводы. Да это и не входит в нашу задачу. И все же факт остается фактом: у нас на руках имеются по меньшей мере два документа и мнения весьма компетентных людей, свидетельствующих о том, что американские кожпальто для русского шофера в каждом ленд-лизовском автомобиле - не более чем миф.

Парадно-выходная...ночная рубашка


Теперь обратимся к другой сфере, а именно - к здравому смыслу, и попробуем трезво взглянуть на ситуацию, казавшуюся нам долгие годы столь однозначной.

Неужели кто-то и в самом деле считает, что Красной Армией руководили идиоты, не способные отличить шоферскую прозодежду от шикарного выходного верхнего платья? Чем-то это напоминает бытовавший некогда миф о том, что жены офицеров в Группе советских войск в Германии щеголяли по улицам в ночных рубашках, принимая их якобы за чудесные вечерние наряды. Анекдотец об этом, помнится, гулял по всему СССР, однако "живьем" такую барышню, шествующую по улицам немецких городов в нижнем белье, никто не видел.

Неужели кто-то в самом деле считает, что американцы были такими кромешными идиотами, что делали прозодежду для неведомых им русских шоферов (американские, как мы помним, обходились без всяких там кожпальто) из натуральной кожи, причем такого качества, что в ней не стыдно показаться на люди и полковнику, и генералу, и даже маршалу? Это американцы-то, которые для своих оставляют что получше, а за границу отправляют что попроще? Это американцы-то, у которых сроду не было понятия "экспортное исполнение", потому что любой американский товар можно хоть сейчас отправлять на экспорт (это вам не эсэсэсэрия)? Или, быть может, кто-то не смотрел кинофильм "Осенний марафон": "- Профессор! У вас такие куртки выбрасывают? - Нет. Это хлопок, это - дорого!"? Неужели, по-вашему, эти "идиоты" в США не соображали, что "это кожа, это - дорого"? Это и сейчас дорого, и тогда было дорого, и всегда будет дорого. Это американцы-то, прославившиеся своей любовью к "сердитым", но дешевым, чуть ли не одноразовым вещам, среди которых, кстати, "Виллис" занимает не последнее место, посылали с каждым автомобилем ни много ни мало - дорогущий "кожан"? Так неужели же американцы, по умению считать деньги стоящие на первом месте в мире, решили вдруг, ни с того ни с сего, выбросить столько денег на ветер?

И потом: где столько взять кожи?

Ленд-лиз на лушу населения


Тут мы подходим еще к одному замечательному моменту. По разным данным, в СССР за время войны по ленд-лизу было поставлено от 400 до 650 тысяч (!) единиц автомобильной техники. Куда девалась техника во время войны - понятно. А вот куда делись от 400 до 650 тысяч кожпальто, поставлявшихся, если верить легенде, вместе с этой техникой? Не печку же ими, в конце концов, топили. И это при том, что кожпальто, как мы помним, "до фронта не доходили, потому что их разворовывали еще в порту". Позвольте! Но ведь уворованное в порту не шло на экспорт, а, следовательно, оставалось в стране.

Теперь произведем несложный арифметический расчет: 180 миллионов предвоенного (!) населения СССР от мала до велика разделим для удобства на 600 тысяч штук кожпальто и получим... одно пальто на 300 человек! Позвольте, да ведь это 40 000 штук на нынешнюю Москву, если сохранить ту же пропорцию. Не беремся сказать, сколько сейчас в Москве зарегистрировано джипов "Рэнглер", правнуков "Виллиса" военных лет (явно, что не сорок тысяч, дай Бог, если в сорок раз меньше, а то, может быть, и этого не наберется). А ведь "Рэнглер" в Москве - машина рядовая, то и дело попадающаяся на глаза.

Так что 1 пальто на 300 человек - величина весьма и весьма серьезная. Ну а если мы отнимем от предвоенных 180 миллионов человек по меньшей мере 30 миллионов, остававшихся в оккупации до конца 1943 года, да 5 миллионов пленных 1941-1942 гг., которым явно в кожпальто пощеголять не удалось, да безвозвратные потери и так далее, и тому подобное, то соотношение 1:300 нужно будет сократить до 1:250, а то и до 1:220. По одному на 70-80-квартирный жилой дом!

Так где же они, от 400 до 650 тысяч кожпальто? Ведь им и в самом деле "сносу нет".

Где же ты, мое кожпальто?..


Не логичней ли предположить, что ленд-лизовские кожпальто (а в том, что они поставлялись, у нас не было никакого сомнения с самого начала) предназначались именно тому, кому они в конечном счете и достались - начальству? А точнее - высшему командному и административному составу армии и тыла. Ведь и у немцев в кожпальто, в чудных "кожанах" радикального черного цвета кто попало не шастал: в основном высшее офицерство, генералитет и - эсэсовцы. Военная элита, с какой стороны ни взгляни. И, стало быть, беспочвенны сетования фронтовиков, дескать: и-эх! -мы тут кровь проливаем, а всяка сволочь в тылу в наших пальто щеголяет... Не по Сеньке шапка. Все было так, как и должно было быть.

Капиталист не спит, да и рабочий не дремлет.

И все же... Откуда взялась эта легенда о шикарном кожаном пальто, бесплатно прилагавшемся к каждому американскому автомобилю? Легенда обворожительная, романтичная, удивительно живучая и... не выдерживающая ни малейшей критики при ближайшем рассмотрении.

Да все оттуда. Из кабин грузовиков, приходивших с ранними конвоями в наши северные порты из Англии в уже собранном виде. Из боевых отделений танков. Из кузовов, прицепов, полевых кухонь - словом, из всех тех мест, куда можно было положить, втиснуть, засунуть, запихать, поместить и т.п. лишний мешок муки, лишний бочонок лярда, лишний ящик тушенки. Ну и кожпальто тоже.

Капиталисты умеют считать. Зачем тратиться на тару, когда кузов и кабина грузовика все равно пустуют? Зачем лишний раз рисковать судном, посылая его в море дважды, если можно сразу загрузить его по самые брови, так, чтобы ни единого кубодюйма не осталось пустого, и выйти в море всего один раз? Тем паче, что судну все равно - что везти: что пустой "Студебекер", что с кабиной и кузовом, забитым мукой, сахаром или теми же пресловутыми кожпальто, - грузоподъемность позволяет.

И рабочие умеют считать, особенно английские. Они и в Гражданской войне были на стороне русского пролетариата, а уж когда выдалась возможность помочь братьям по классу в борьбе с общим ненавистным врагом-супостатом, тут уж удержу вообще не стало никакого. И если эти сволочи-капиталисты вдруг захотят отправить судно с пустыми "Студебекерами", уж профсоюз-то доложит куда следует, уж он-то не допустит, чтобы судно возило воздух, в то время когда русские братья за морем пухнут с голоду и мерзнут в куцых шинелях.

И вот грузовик (или джип) приходит в русский порт, а в кабине у него - кожаные пальто. Кабина - водительская? Водительская. А стало быть, кожпальто для кого? Ну-ка, догадаетесь... или помочь? То-то.

Так и пошли гулять легенды о сказочной стране Америке, где тушенку девать некуда, где вместо песка в пустынях - яичный порошок, где реки молочные, а берега - кисельные, где всегда светит ласковое солнце, где тепло, где яблоки и где - хоть они, гады, второй фронт открывать не спешат - самый распоследний шофер щеголяет в роскошном кожпальто, которое и маршалу-то надеть не стыдно. А у нас кто в таком ходит, скажи?

Кто-кто. Конь в пальто, кто ж еще...

 
E-mail




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra