Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 7 » Колыбель кременчугских...

Колыбель кременчугских...



 

КОЛЫБЕЛЬ КРЕМЕНЧУГСКИХ БОГАТЫРЕЙ


(автор статьи - Мамчиц Олег)

В свое время кременчугские "большегрузы" были известны по всей Стране Советов и далеко за ее пределами. КрАЗы можно было встретить в каракумской пустыне и в холодной тундре, в больших и маленьких городах, на грандиозных стройках страны, в воинских частях, охраняющих мирный сон советских граждан, и в горячих точках за пределами СССР, в армиях капиталистических и социалистических стран. Сегодня КрАЗы широко экспортируются в бывшие республики СССР, а также по всему миру.


ОТ МОСТОВ И КОМБАЙНОВ – К ГРУЗОВИКАМ

История кременчугского предприятия начиналась отнюдь не как история автомобильного завода – с 1948 по 1958 год завод занимался изготовлением мостовых конструкций и кукурузоуборочных комбайнов.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
50 лет назад были собраны кременчугские первенцы,
и в апреле 2009 г. на заводе КрАЗ праздновали юбилей

Приказ о закладке завода в Кременчуге появился 31 августа 1945 г. Первые мостовые пролетные соединения были выпущены уже в 1948 г. Продукция Кременчугского завода была установлена на таких реках, как Днепр, Москва, Волга, Днестр, Даугава и других. В общей сложности было произведено около 600 мостов.

В 1956 г. произошла первая серьезная трансформация предприятия: оно переключилось на новую продукцию – кукурузоуборочные комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Производство сельхозтехники продолжалось в течение 2 лет. За это время было выпущено около 11 тыс. единиц техники.

С 1958 г. начинается история Кременчугского завода как производителя большегрузных автомобилей: в апреле этого года постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение перенести выпуск грузовиков Ярослав-ского автомобильного завода в г. Кременчуг. Ярославский завод переключился на выпуск двигателей и стал называться Ярославский моторный завод (ЯМЗ). Уже в апреле 1959 г. в Кременчуге собрали первые трехосные самосвалы грузоподъемностью 10 т под названием "Днепр-222". Эта машина была практически точной копией ЯАЗ-222 – грузовика, испытанного на крупнейших стройках страны, таких как рудники Курской магнитной аномалии, строительство Сталинградской, Красноярской, Нурекской ГЭС и многих других. Первые "Днепр-222" собирались на стапелях вручную, поскольку конвейера на заводе тогда еще не существовало. Рамы собирались в Кременчуге, а остальные агрегаты и документация передавались из Ярославля. С капота грузовика убрали фигурку медведя – отличительный знак Ярославского завода, а вместо этого на боковине спереди появился металлический шильдик с надписью "Днепр-222" на волнообразной линии. На машине был установлен шестицилиндровый двухтактный рядный дизельный двигатель ЯАЗ-М20611, развивающий мощность 180 л.с. при 2000 об./мин, а расход топлива составлял около 60 л на 100 км. Из трех осей автомобиля две задние были ведущими. Коробка передач устанавливалась пятиступенчатая. Двухступенчатая раздаточная коробка была совмещена с коробкой отбора мощности, которая использовалась для обеспечения работы гидравлического механизма поднимания кузова. Грузовик развивал максимальную скорость 47 км/ч. Вскоре от названия "Днепр-222" отказались в пользу "КрАЗ-222", выпуск которого продолжался до 1966 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
ТММ КрАЗ-255Б 1971 г.

Уже в декабре 1959 г. в Кременчуге освоили выпуск еще двух моделей – 12-тонного КрАЗ-219 и грузовика повышенной проходимости КрАЗ-214. Эти машины также были ярославскими ЯАЗ-219 и ЯАЗ-214, которые в свою очередь являлись усовершенствованной в 1957 г. базовой моделью ЯАЗ-210. При разработке этой модели ярославские конструкторы использовали в качестве прототипа американский грузовик Diamond T980, который поставлялся во время ВОВ в СССР по ленд-лизу. Этот грузовик оснащался 169-сильным двигателем GMC и использовался в качестве авиационного и артиллерийского тягача, а также для перевозки прицепов с танками. КрАЗ-214 производился до 1963 г., затем его сменил КрАЗ-214Б с модернизированной подвеской и электрооборудованием на 24 В. На базе КрАЗ-214 создавались (в основном для армии) модификации, предназначенные для транспортировки понтонов, экскаваторы, тяжелые механические мосты (ТММ). Последние представляли собой довольно интересную и практичную конструкцию и состояли на вооружении инженерно-технического взвода, инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка. Вся конструкция ТММ, состоящая из автомобиля с металлическими раскладными пролетными мостовыми соединениями, весила более 20 т.

С одного автомобиля можно было навести пролет на опорах длиной 10,5 м, который выдерживал нагрузку 60 т (для гусеничной техники) и 11 т на ось – для колесной. Ширина пролета моста составляла 3,8 м. Высота опор регулировалась от 1,6 до 3 м. На вооружении инженерно-саперной роты, как правило, состоял комплект ТММ из 4 машин. При помощи такого комплекта можно было навести мост через препятствие шириной 40 м. По инструкции обслуживать комплект должно было 8 человек, но на практике 4 человека возводили 40-метровый мост за 72 мин. Один пролет возводился за 11 мин.

С 1959 по 1963 г. выпускался также седельный тягач КрАЗ-221 (в основе – ЯАЗ-221). Его грузоподъемность составляла 12 т. На грузовик устанавливался дизельный двигатель ЯАЗ-206Б. Существовали несколько версий аэродромных топливозаправщиков с цистерной-полуприцепом, выполненных на базе КрАЗ-221. Это такие модификации, как КрАЗ-221Б (1963–1966 гг.), ТЗ-16, ТЗ-22.

В 1960 г. были выпущены первые экспортные партии КрАЗов (148 шт.), среди них – и тропические версии. Уже в следующем году экспорт расширился до более чем 500 машин, которые поставлялись в 26 стран, в том числе в Индию, Китай, Афганистан, Болгарию, Вьетнам и Аргентину.

РАСШИРЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ МОДЕЛЬНОГО РЯДА

Во втором квартале 1961 г. на Кременчугском заводе были собраны опытные образцы самосвала КрАЗ-256, бортового грузовика КрАЗ-257, седельного тягача высокой проходимости КрАЗ-258. Годом раньше были построены два опытных самосвала КрАЗ-254 с возможностью разгрузки на три стороны. Эти модели оснащались более экономичным и мощным дизельным V-образным 8-цилиндровым четырехтактным двигателем ЯМЗ-238. Расход топлива составлял около 40 л. Объем двигателя – 14860 см3. КрАЗ-254 так и не пошел в серийное производство.

В 1967 г. на смену полноприводному КрАЗ-214Б пришла более совершенная полноприводная модель КрАЗ-255Б (1967–1979 гг.), главным отличием которой стал двигатель ЯМЗ-238 (V-образный, дизельный, 8 цилиндров, мощность 240 л.с. при 2100 об./мин). Грузовик также оборудовался односкатными шинами на всех 3 осях, а также системой регулировки давления в шинах. КрАЗ-255Б развивал максимальную скорость 71 км/ч, тогда как КрАЗ-214Б – 55 км/ч. Автомобиль получил и некоторые внешние отличия от КрАЗ-214Б: фары и указатели поворотов теперь были запрятаны в специальные обтекатели на крыльях, отсутствовали наружные рожки звуковых сигналов.

Существовали также такие модификации, как КрАЗ-255В, КрАЗ-255Д (седельные тягачи), КрАЗ-255Л (лесовоз), КрАЗ-255Б1 – с раздельным приводом тормозов (1979–1989 гг.). Военные версии оснащались таким же оборудованием, как и КрАЗ-214.



1. Первый собранный на заводе пролет моста (43,2 м), 1948 г.

2. КрАЗ-222 Днепр

3. КрАЗ-219

4. КрАЗ-214


На шасси КрАЗов различные предприятия выпускали автомобильные краны. На базе КрАЗ-219 и ЯАЗ-210 в середине 1950-х годов был начат выпуск первого советского дизель-электрического крана К-104, который имел грузоподъемность 10 т. Высота подъема груза составляла 9,5–16 м. Эти краны производились в г. Камышин Волгоградской обл. (Камышинский крановый завод) и на ленинградском заводе "Красный металлист". Существовала даже модификация этого крана, которая могла передвигаться как по обычной дороге, так и по железнодорожным рельсам. Комбинат "Киевпром-строй" выпускал также модернизированный кран К-104М с увеличенной до 20 т грузоподъемностью. Камышинский крановый завод в начале 1960-х годов выпускал кран К-122 (на базе КрАЗ-219) грузоподъемностью 12 т, а после – К-162 (на базе той же модели) грузоподъемностью 16 т. Под индексом К-162С выпускалась северная модификация крана, предназначенная для эксплуатации при температуре до -60oС. К-162 выпускался и на шасси КрАЗ-257 и в дальнейшем обозначался индексом КС-4561.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
КрАЗ-255В 1971 г.
В 1971 г. за досрочное выполнение 5-летнего плана и успешное
освоение новых моделей завод награжден орденом Ленина

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В 1978 г. появилась модель КрАЗ-250, предназначенная в основном для монта-жа на ее платформе спецоборудования, такого как краны, подъемники, бетоносмесители. Также этот грузовик использовался для перевозки контейнеров, а иногда – как бортовой автомобиль. На грузовик с колесной формулой 6Ч4 устанавливался двигатель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Грузоподъемность КрАЗ-250 составляла 13,3 т. Кабина этой модели подверглась серьезному рестайлингу: дизайнеры разработали новую концепцию внешнего вида цельнометаллической трехместной кабины с улучшенным обзором, которая совершенно отошла от облика, доставшегося старым КрАЗам по наследству от прародителя – грузовика Diamond T980. Этот дизайн и до сих пор смотрится вполне актуально и современно.



1. КрАЗ-255Б1

2. КрАЗ-221

3. КрАЗ-255Л


Еще в 60-х годах началась разработка модели КрАЗ-260. Грузовик оборудовали новым V-образным дизельным двигателем с турбонаддувом ЯМЗ-238Л (8 цилиндров, объем 14,86 л, мощность 300 л.с. при 2100 об./мин). КрАЗ-260 проектировался как грузовик повышенной проходимости и в связи с этим имел постоянно подключенный полный привод, систему регулирования давления шин, односкатные шины на всех осях. Запуск двигателя в холодную погоду был облегчен предпусковым обогревом и устройством "Термостарт". Коробка передач оснащалась синхронизаторами. Двухступенчатая раздаточная коробка имела электропневматическую систему переключения передач. Автомобиль также оборудовался гидроусилителем рулевого управления, двумя основными и одним дополнительным топливным баком, барабанными рабочими тормозами, стояночным тормозом с энергоаккумуляторами, вспомогательным моторным тормозом и лебедкой под грузовой платформой. Полная масса автомобиля составляла 21,475 т, грузоподъемность– 9,5 т. Он мог буксировать прицеп массой 30 т по дорогам с твердым покрытием и 10 т – по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Серийный выпуск КрАЗ-260 начался только в 1981 г. и продолжался до 1993 г. Выпускались такие модификации этой модели: КрАЗ- 260А (отличался отсутствием дополнительного бака и имел другой двигатель– ЯМЗ-238Н); КрАЗ-260В – седельный тягач с укороченной рамой (грузоподъемность 23-27,5 т в зависимости от дорожного покрытия); КрАЗ-260Г – удлиненная платформа; КрАЗ-260Л – лесовоз.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Автомобили КрАЗ-255В, перевозящие буксирно-моторные
катера БМК-Т, – проверенные помощники для военных

На смену КрАЗ-260 в 1993 г. пришла модернизированная модель КрАЗ-6322. Этот грузовик начал разрабатываться в 1990 г. Машина оснащалась еще более мощным по сравнению с КрАЗ-260 двигателем ЯМЗ-238Д (мощность 330 л.с.), что позволило увеличить грузоподъемность до 10,2 т и максимальную скорость до 85 км/ч. На базе полноприводного КрАЗ-6322 выпускались самосвалы КрАЗ-6534, лесовозы КрАЗ-6437, седельные тягачи КрАЗ-6446, а также шасси для спецоборудования КрАЗ-63221.

В 1991 г. появилась модель КрАЗ-6510, продолжающая линию самосвалов с колесной формулой 6Ч4. Этот самосвал мог перевозить 15 т груза, был оснащен турбодизелем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Выпускалась и полноприводная версия самосвала с той же грузоподъемностью под индексом КрАЗ-65032.

Позже появилась модель самосвала КрАЗ-65055, которая оснащалась двигателем ЯМЗ-238Б и обладала грузоподъемностью уже 16 т.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
КрАЗ-250

Линию седельных тягачей 6Ч4 продолжила модель КрАЗ-6443 (1992 г.) со спальной кабиной. Этот автомобиль мог буксировать прицеп массой 48 т.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Кременчугские богатыри по праву
являются гордостью державы

В современном ассортименте Кременчугского автомобильного завода – множество моделей, среди которых КрАЗ-6510, КрАЗ-6505, КрАЗ-65032, КрАЗ-6130С4 (18-тонный самосвал), а также новое семейство четырехосных самосвалов КрАЗ-7133С4 (грузоподъемность 23 т, колесная формула 8Ч4, управляемые две передние оси). Для военных предлагаются: бортовой КрАЗ-5133ВЕ (колесная формула 4Ч4, мощность 330 л.с. грузоподъемность 7 т), бортовой КрАЗ-6322 (колесная формула 6Ч6, грузоподъемность 13 т), бортовой КрАЗ-6135В6 (колесная формула 6Ч6, двигатель Doitz, мощность 350 л.с., 6-ступенчатая АКПП Allison, бескамерные шины, грузоподъемность 16,4 т).

ЗАВОД ВОССТАНАВЛИВАЕТ СВОЕ РЕТРО

Кременчугский автозавод не забывает и о своей истории. В 2005 г. на предприятии был восстановлен один из первенцев – КрАЗ-214 1960 г. выпуска. Автомобиль в 90-процентной комплектности был найден в Средней Азии и выкуплен предприятием. Его восстановление производилось в полном соответствии с сохранившейся заводской документацией. После реставрации автомобиль демонстрировался в Киеве на автомобильном салоне "SIA-2005".



4 марта 2009 г. в Национальном авиационном университете (НАУ, г. Киев) состоялась презентация первой женской национальной команды "KRAZ Rally Raid Team", которая на автомобиле-вездеходе КрАЗ-5233ВЕ-О86-Д10 (справа) готовится принять участие в женском соревновании по ориентированию на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах, грузовиках – Rallye Aicha des Gazelles, которое ежегодно проходит в Сахаре.

Специально для рекламных целей в экспериментальном цеху завода КрАЗ собственными силами был спроектирован и построен шоу-стоппер на базе КрАЗ-255. 12-тонный "монстр" по имени KRAZy Crocodile (слева) успешно выполняет свою функцию, вызывая неимоверный восторг окружающих


На этом заводчане не остановились. Следующим отреставрированным экспонатом стал КрАЗ-222 – первая модель завода. Этот грузовик нашли в Украине, и его состояние было хуже, чем восстановленного до этого КрАЗ-214. В процессе реставрации передний и задние мосты, панель приборов были заново изготовлены по чертежам экспериментальным цехом завода. Некоторые узлы и агрегаты пришлось привозить из-за рубежа. Итогом стала качественная реставрация и восстановление рабочего состояния автомобиля. Отреставрированный КрАЗ-222 был продемонстрирован публике на "SIA-2006".



1. КрАЗ-260

2. КрАЗ-260В

3. КрАЗ-6322

4. КрАЗ-65055


Что ж, динамика развития завода налицо. Всегда приятно осознавать, что среди отечественных автопроизводителей есть такие, которые находят силы и, главное, средства для достижения значительных результатов. Искренне рады за коллектив, который вот уже пять десятилетий, сменяя с поколениями свой состав, не изменяет выбранному курсу – вперед, за победами!




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra